Недавно я решил получить права и пошел в автошколу. Вот наступил первый день вождения, и я с нетерпением устремился к автомобилю «Жигули» с буковкой «У» на крыше. Все до предела просто: сцепление, передача, газ… и поехал. Но инструктор сильно ругался и говорил, что я все делаю неправильно. Я повторяю нехитрую комбинацию, но все напрасно, и мой автомобиль, содрогнувшись, остается на месте, а инструктор, покраснев, кричит на меня. Я расстроился, но эта ситуация стала для меня хорошим уроком.
Меня отлично поймет любой педагог, который впервые пришел в школу. С ним может приключиться то же самое, что приключилось со мной на курсах вождения. Что же это была за проблема? Что часто мешает тронуться с места, а будучи молодым учителем, начать полноценную педагогическую деятельность. Конечно, отсутствие практики! В колледжах и университетах нам много рассказывают о педагогике, о ее принципах и составляющих, о формах и методах обучения, о том, как вести себя в тех или иных ситуациях. Но, когда вы оказываетесь по ту сторону баррикад, вы понимаете, что все то, чему вас учили, – не универсальный ключик ко всем дверям, за которыми спрятаны решения, а всего лишь теория – абстрактная направляющая вашей деятельности. Ваш небольшой спасательный круг. Но без этого круга вы бы точно утонули в бескрайнем море педагогики.
Теория и практика – две неразделимые вещи! И мэтры педагогики это прекрасно понимают, поэтому студенты старших курсов педагогических вузов проходят обязательную педагогическую практику. Под четким и пристальным надзором своих кураторов. Будущих учителей впускают в большой мир педагогики и дают им возможность пройти курс молодого бойца и подготовить себя к дальнейшей профессиональной деятельности.
Педагогическая практика помогает студентам раствориться в водовороте образовательного процесса и лучше понять, что необходимо ученикам и что необходимо сделать для достижения высоких результатов. Особенно хорошо студент начинает осознавать себя полноценным педагогом на 5-м курсе, когда начинается постоянная практика и когда ему приходится по несколько дней в неделю проводить в школе. Вот тут начинает накапливаться опыт работы. Студент становится частью педагогического коллектива ОУ – базы практики. Он имеет право по всем вопросам обращаться к руководителю практики, администрации и преподавателям, может участвовать в работе педагогического совета, пользоваться библиотекой, кабинетами, учебно-методическими пособиями образовательного учреждения.
Во время педагогической практики молодой учитель непосредственно общается с детьми, заряжается их заинтересованностью и нескончаемой энергией и привыкает к постоянной суете, без которой после рабочего дня становится даже скучно. У него в голове постепенно созревает концепция «Я – будущий учитель», он объективно оценивает труд педагога, а также соотносит свои знания, умения и навыки с возможностью применения их в процессе обучения, начинает мотивировать себя на будущую работу и на повышение своего интеллектуального и профессионального потенциала, понимает, что современный ученик – активный субъект учебного процесса, личность, человек, владеющий компьютерными технологиями и имеющий доступ к материалам, которые десять лет назад было непросто достать. А какому учителю, особенно молодому, сохраняющему юношеский максимализм, хочется отставать от учеников?! Тут и появляется стремление удивить, рассказать так, чтобы все слушали, пробудить в учениках желание не просто воспринимать, но и рассуждать и думать. Делать каждый урок интересным, необычным и красочным.
Отсюда происходят и такие случаи, что некоторые студенты, проходящие педагогическую практику, удивляют своих старших коллег, да и учеников своим непомерным стремлением к работе и инновационными технологиями, которыми они пользуются на уроках. Благодаря этому студент-практикант часто выглядит в глазах учеников гораздо профессиональнее и опытней, чем старшие коллеги, поскольку привносит в образовательный процесс информационные технологии.
Да, компьютер дает нам огромные возможности в работе на уроках, но все-таки без традиционных методов, совета и опыта старших коллег порой бывает не обойтись. Например, как успокоить класс или выйти с достоинством из конфликтной ситуации, как провести классный час или факультатив? Эти вопросы для молодых учителей становятся сложной проблемой, и тогда студент-практикант начинает посещать уроки старших преподавателей. А еще лучше, когда в одной школе работают несколько однокурсников и при каждой возможности ходят на уроки друг к другу. Но не для того, чтобы посмеяться над ошибками своего товарища, а для того, чтобы поддержать его, а потом вместе посидеть и разобрать допущенные ошибки. Такая взаимопомощь приблизить вас к заветной цели – превращению в настоящего учителя.
Есть и обратная сторона педагогической практики, менее приятная. Практика становится барьером между этапом теоретического обучения и непосредственной деятельностью. Она расставляет все на свои места. Если одни студенты понимают, что быть учителем – их призвание, то некоторые расстраиваются и понимают, что стать им никогда не смогут или просто не хотят. Но лучше бы это озарение наступило пораньше и человек, не издеваясь над собой, сменил профиль. Каждое 1 сентября у крыльца школы должен стоять не зануда и разгильдяй, для которого каждый рабочий день бремя, класс – толпа, а школа – каторга, ведь дети не терпят фальши и будут отвечать соответственно. На пороге школы должен стоять тот человек, в котором течет горячая кровь, который способен любить и уважать, понимать и помогать, увлекать и удивлять. Тот, кто входит в школу с улыбкой и сохраняет ее до конца дня и передает ее своим ученикам. И именно благодаря таким людям учеба для ребят будет радостью, а каждый день становится интересным приключением в мир знаний.
Михаил МИТИН, учитель истории школы №714
P.S.
Через месяц, ценой больших усилий и тренировок, я стал ездить гораздо лучше, и желание сидеть за рулем автомобиля не покинуло меня ни на секунду. Так что выбор за вами! Опустить руки и отказаться на полпути или напрячься и добиться того, о чем вы уже давно мечтаете и чему посвятили определенный период своей жизни.
Комментарии