Сегодня банки не очень охотно выдают кредиты учителям, ссылаясь на их низкие зарплаты и невозможность выплачивать достаточно высокие проценты. А ведь помимо высоких процентных ставок по кредитам существуют еще различные платы за ведение счета, кассовое обслуживание, несвоевременную выплату процентов и т.д. Но даже со своей низкой зарплатой и без помощи банков учителя могут себе позволить приобретать товары достаточно высокой стоимости. И помочь им в этом может создание в школе кредитного союза.
Кредитные союзы – это некоммерческие организации, специализирующиеся на финансовой взаимопомощи своих членов. Сегодня в развитых странах кредитные союзы – одна из самых массовых и самых привлекательных для населения финансовых организаций, составляющая некоммерческую альтернативу банкам.
Современные кредитные союзы в России в своем подавляющем большинстве образованы как добровольные объединения людей, связанных какой-либо социальной общностью – местом работы, местом жительства, профессией, любым другим общим интересом.
Для понимания сущности работы кредитного союза рассмотрим самую простую схему. Допустим, в школе работают 30 учителей. При этом каждый решает купить товар на сумму 30000 рублей. Один мечтает о телевизоре с плоским экраном, другой – о хорошем холодильнике и т.д. Если учитель имеет возможность каждый месяц откладывать только по 2000 рублей, то покупки желаемой вещи придется ждать 15 месяцев.
Теперь в школе создается кредитный союз, куда все учителя каждый месяц вносят по 2000 рублей. Таким образом, в первый месяц в кредитный союз поступает 60000 рублей, и 2 педагога получают возможность приобрести желаемый товар. В следующем месяце кредит получают еще 2 человека. И так далее… В результате средний срок сбора денег на покупку в 30000 рублей сокращается в 2 раза.
Это только одно (хотя, пожалуй, самое главное) из преимуществ кредитных союзов. А есть еще и ряд других:
возможность получения учителями кредитов без дополнительных поручительств и траты времени на рассмотрение заявок;
получение кредита по очень низким процентным ставкам;
использование внутренних (не зависящих от других) источников финансирования;
сближение и консолидация преподавательского коллектива.
Вопрос о внедрении в школьную жизнь кредитных союзов поднимался неоднократно (см. «УГ» №40 за 2005 год). Но, к сожалению, до сих пор эта мера кредитования, применяемая во многих развитых странах мира, крайне медленно приживается в России, да и то, в основном, в крупных городах. Причин тому несколько:
недостаточное знание экономических принципов функционирования кредитных союзов;
весьма сложный механизм их регистрации и ведения отчетности;
нежелание администраций школ взваливать на себя дополнительную работу.
Но, несмотря на существующие трудности, педагоги должны учиться использовать механизмы внутреннего финансирования и кредитования.
Свои вопросы по поводу создания кредитных союзов вы можете направлять по адресу: smyshliaev@inbox.ru
Евгений СМЫШЛЯЕВ, учитель года Московской области-2006, преподаватель экономики лицея города Лобни
Комментарии