search
main
0

Краюху неба режет вертолет. 55 лет полк прокладывает будущим офицерам путь в небо

В Сызранском высшем военном авиационном училище летчиков (военном институте) отдельный учебный вертолетный полк – Пугачевский – перешагнул очередной юбилейный рубеж своей истории. Вот уже 55 лет как эта авиачасть «ставит на крыло» будущих военных летчиков. В самом начале курсанты осваивали там летное мастерство на планерах Воздушно-десантных войск, потом практиковались в управлении трофейными машинами, некоторое время устремлялись в небо в качестве вторых пилотов на отечественном Ли-2. А в 1952-м полк в числе первых получил на вооружение вертолеты, и с тех пор винтокрылые машины определяют его профиль.

В небе и на земле

Последние десятилетия в небе над Пугачевом Саратовской области господствуют вертолеты Ми-8 и Ми-24. Эти машины и сегодня составляют основу парка отдельного учебного вертолетного полка (ОУВП).

С первых лет существования эта часть находилась на острие развития армейской авиации. В 1952 г. пугачевцы одними из первых получили вертолеты

Ми-4, только-только принятые в серийное производство. Уже в сентябре следующего – 1953-го – к штурвалам «четверок» были допущены курсанты.

В 1968-м Пугачевский ОУВП стал базой для практического освоения курсантами новинки того времени – ныне знаменитого на весь мир воздушного трудяги и бойца вертолета Ми-8. Ветераны части вспоминают, как сразу же оценили более высокие, чем у Ми-4, летные характеристики и грузоподъемность этой машины. Еще бы: в 1964 – 1969 гг. «восьмой» установил 7 международных рекордов!

Этой машине выпала нелегкая судьба «рабочей лошадки» афганской эпопеи. Выносливый Ми-8 выдерживал там просто немыслимые условия эксплуатации. Выпускники Сызранского училища порой в небе ДРА пилотировали его в таких режимах, на которые и не рассчитывали конструкторы. Комэск майор Вячеслав Гайнутдинов в апреле 1980-го стал Героем Советского Союза. На Ми-8 в тяжелейших условиях пыльной бури он пришел на выручку зажатой в мятежном кишлаке разведгруппе, прикрыл огнем ее отход, спас от неминуемой гибели. 680 боевых вылетов совершил Гайнутдинов прежде, чем погиб вместе со своей машиной. Ее сбили в районе Кундуза…

Символом афганской войны стал и боевой вертолет Ми-24. Подготовка экипажей для него на базе одной из вертолетных эскадрилий пугачевцев стартовала в 1979 г. Грозные силуэты Ми-24 часто появлялись в афганском небе. Атаки этих винтокрылых машин зачастую были более результативны, чем удары сверхзвуковой авиатехники.

Развал СССР и последовавший за ним глубокий экономический кризис отразились на жизнедеятельности Пугачевского ОУВП. Долгое время парк вертолетов полка почти не обновлялся. В результате к началу нынешнего века лишь четвертая часть машин оставалась исправной. Остальные стояли на приколе в ожидании восстановления. Сегодня, как отметил, не вдаваясь в подробности, заместитель командира полка по воспитательной работе полковник Вячеслав Бессонов, эту проблему начинают решать.

Ежегодно из Сызрани в полк приезжают курсанты, чтобы пройти на базе части практику по специальностям. Под руководством инструкторов будущие летчики-операторы и штурманы оттачивают на специальных тренажерах, а затем и в небе свои навыки. Здесь же выпускники вуза держат государственные экзамены по летной подготовке.

Когда сезон полетов курсантов подходит к завершению, подсчитываются баллы очередного этапа – полетов на боевое применение и в сложных метеоусловиях. Впрочем, даже когда в небе наступает относительное затишье, это не значит, что жизнь в полку замирает. Инструкторы «колдуют» над картами новых полетов, техники обслуживают винтокрылые машины. Полк также периодически сдает плановые проверки, в ходе которых оценивается по летной, штурманской и физической подготовке, воинской дисциплине, организации службы, тыловому обеспечению и прочему.

Лидеры в коллективе, что называется, на слуху. К примеру, по итогам прошлого года лучшими подразделениями полка признаны эскадрилья подполковника Далюса Кятвиртаса, звено майора Сергея Арефьева и экипаж капитана Валерия Косолобова. Лидерами в личных специализированных зачетах стали начальник техзвена капитан Олег Рябов, борттехник капитан Андрей Михайлов, механики старший прапорщик Александр Коньшин, прапорщики Алексей Блинов и Андрей Карягин.

Городок невелик…

Для небольшого Пугачева вертолетный полк, сформированный 30 августа 1949 г., – такая же яркая примета, как местный величественный пятиглавый Иоанно-Предтеченский собор. Когда-то на том, прежде пустынном, месте охочие до свободы старообрядцы основали Мечетную Слободу. Окруженная пятью монастырями, она стала центром раскольничества. Туда за советом и поддержкой приезжал вожак массового крестьянского восстания Емельян Пугачев. На той земле собирал он под свое знамя вооруженные отряды бунтовщиков. В фондах городского краеведческого музея хранится немало свидетельств той эпохи, в том числе – часть монастырских сокровищ, нумизматические коллекции, старинное оружие.

В этом году у Пугачева, возвышающегося на правом берегу реки Большой Иргиз, тоже юбилей – 240 лет. Городом он стал в 1835-м, после того как слободу переименовали в Николаевск (в честь царствовавшего тогда императора). Там родился писатель Алексей Толстой, а после революции 1917 г. командиром 138-го пехотного полка, расквартированного около города, был избран Василий Чапаев. Вскоре он собрал целую красную дивизию – легендарную 25-ю стрелковую, которая громила войска Колчака. Некоторые историки утверждают, что сменить «старорежимное» название города на фамилию вожака-бунтаря Емельяна Пугачева в 1918 г. предложил именно Чапаев.

Афганистан, Чернобыль, Африка…

В символичной коллективной «копилке» высоких отличий воинского коллектива немало наград. Так уж складывалось, что военнослужащим полка доверяли не только обучать курсантов, но и периодически направляли их в длительные экстремальные командировки. Более 120 офицеров, прапорщиков и сержантов полка прошли Афганистан, Таджикистан и Чечню. В экипажах вертолетов и наземных авиационных службах они выполняли боевые задачи по сопровождению армейских колонн, доставке грузов, эвакуировали раненых, бесстрашно атаковали вражеские базы.

Трудно переоценить вклад в обучение курсантов-сызранцев, который вносят вертолетчики, прошедшие «горячие точки». Многие из них подчеркивают, что летать по-настоящему их научили Афган, Чечня, одним словом, – война…

В том же Афганистане экипажам «восьмых» и «двадцать четвертых» нередко доводилось выполнять по 5-6 вылетов в день, проводя в небе до 8 часов. Там, на войне, в практику вертолетчиков вошли маневры с большими перегрузками, категорически запрещенные «дома» виражи с большим креном, почти «истребительные» боевые развороты, горки с отрицательными перегрузками (теоретически для вертолета недопустимыми) и крутые пикирования. Из «горячих точек» наставники курсантов привозили свежие нюансы привычных, казалось бы, виражей и разворотов, новые эффективные приемы маневрирования и ведения боя.

Обычно за скрытным «подкрадыванием» к району боя на сверхмалых высотах следовали подскок-горка с перегрузкой, выход из атаки с крутым кабрированием до 500 и резким разворотом в верхней точке, когда машина валилась в крен за 900, моментально оказываясь на обратном курсе, лицом к противнику для повторной атаки. А еще – групповая атака замкнутым кругом («вертушка») с заходом на цель с пикирования и взаимным прикрытием при выходе. Сколько таких фронтовых изобретений помогали летчикам сохранить жизнь себе и машине! Сколько житейских премудростей было привезено с войн!

Ветераны рассказывали как в апреле 1980-го группа вертолетчиков продемонстрировала целую серию запрещенных действовавшими тогда инструкциями маневров побывавшему в Афганистане генеральному конструктору милевского ОКБ М.П. Тищенко.

Генеральный был поражен, и, восхицаясь мастерством пилотов, воскликнул: «Теперь я и сам не знаю, как летают вертолеты!»

Шесть пугачевцев участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. А еще на счету вертолетчиков полка – спасение людей во время паводков, помощь региону в проведении сельскохозяйственных мероприятий. Всего не перечислить.

Особая страничка в летописи славных дел вертолетчиков полка – Сьерра-Леоне. Западная Африка – другой континент. В том маленьком государстве гражданская война, разразившаяся еще в 1991-м, унесла жизни десятков тысяч людей, а еще значительно больше обрекла на мытарства изгнания. В конце 1999-го в Сьерра-Леоне вступил миротворческий контингент ООН, в который были включены и российские военные вертолетчики.

Довелось пугачевцам патрулировать вдоль границ этого африканского государства, сопровождать колонны, доставлять грузы. Летали почти ежедневно по 3 – 6 часов, а среднемесячный налет каждого летчика составил 30 – 40 часов. Такие показатели не в каждом боевом полку встретишь. Особенно примечательно, что в 2003-м российская миротворческая группа была единственной из всех отмеченной в благодарственном письме, отправленном в штаб-квартиру ООН.

По словам полковника Бессонова, особое внимание командование части традиционно уделяет молодым офицерам. В прошлом году в полк прибыли 23 лейтенанта, в этом – еще 6. В будущем этим парням предстоит составить костяк наставников будущих пилотов, «ставить на крыло» новые поколения курсантов.

Дух здорового профессионального наставничества развит в полку, его не сломили даже опустошительные последствия бедственных для армии лет, экономического кризиса. Сохранению этого духа способствует еще и то, что многие пилоты, выйдя на пенсию, продолжают работать в полку на должностях гражданского персонала.

Есть у пугачевцев даже собственная «королевская» династия. Ныне ее уже в третьем поколении продолжает выпускник Сызранского ВАИ 2003-го летчик-инструктор лейтенант Олег Король. Он пошел по стопам отца – подполковника запаса Александра Короля, который прослужил в полку добрых 17 лет. Основателем же крылатой династии защитников Отечества стал ветеран Великой Отечественной войны кавалер орденов Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды полковник в отставке Аркадий Король. В пугачевском полку прошли 8 лет его военной службы.

Классы юных авиаторов

Стоит упомянуть и о подрастающей смене завтрашнего дня. В начале 90-х годов в Пугачевской средней школе №3 появились классы юных авиаторов. Поддержку в их организации оказало Сызранское училище. В рамках договора между школой и военным вузом в классах юных авиаторов организовали специализированную двухгодичную подготовку учащихся, включающую углубленное изучение точных наук (математики, физики) и военно-прикладных дисциплин с учетом учебных планов курсантов-летчиков.

Не остался в стороне и полк. Он периодически предоставляет юным авиаторам для занятий свою материальную базу.

40% выпускников этих классов уже связали свои судьбы со службой в Российских Вооруженных Силах. А в Пугачеве тем временем открылся еще один класс – кадетский – с пятилетней программой обучения. Многие общеобразовательные предметы, которые постигают кадеты, включают прикладные элементы. К примеру, на уроках географии ребята получают практические знания и навыки ориентирования, занятия по физкультуре не обходятся без рукопашного боя и спортивного туризма. Ежегодно начиная с

2002 г. в кадетский класс отбирают по 20 школьников.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте