search
main
0

Кратковременная, но очень важная

Немаловажный институт социализации – детский сад: от того, как будет протекать адаптация к его условиям, как ребенок усвоит первые навыки общения с окружающим миром, зависят дальнейшие его пути по взаимодействию с обществом. Важную роль в период адаптации ребенка к детскому саду играет родитель. На начальном этапе главное – точно почувствовать ребенка, его чувства и эмоциональный настрой, дать ощущение поддержки, сопричастности.

Порой ребенку трудно сразу перейти на этап самостоятельного общения в детском коллективе, и ему нужна физическая поддержка родителя. Это возможно реализовать благодаря появлению на базе детских садов групп кратковременного пребывания. На базе адаптационных групп существуют различные варианты режима посещения сада: 2-3 раза в неделю, ежедневное по 3 часа. Опыт существования групп кратковременного пребывания для раннего возраста позволяет говорить о пользе этого вида работы. Благодаря тому что близкий взрослый находится рядом с ребенком, адаптация протекает спокойнее, быстрее, и уже через некоторое время можно отметить, что ребенок адаптировался к условиям детского коллектива. Родитель оказывает помощь не только в адаптации ребенка к детскому саду, но и в процессе развития, ознакомления с окружающей средой. Процесс развития происходит в более индивидуальном режиме, нежели в условиях постоянной группы.

Группы кратковременного пребывания в детском саду №740 ориентированы на совместную игру в системе «ребенок – близкий взрослый». Занятия прежде всего основаны на том, чтобы ребенок имел возможность пройти все этапы усвоения образцов предметной деятельности: подражание – совместная деятельность – самостоятельная деятельность. Подборка игрового материала ориентирована как на зону актуального развития ребенка, так и на зону ближайшего развития. Занятия включают в себя игры на развитие крупной и мелкой моторики, координации движения, сенсорики, а также имеющие общее физически развивающее значение для детского организма интегративный и комплексный подход к выбору методического материала. Творческая деятельность как важный атрибут развивающей работы тоже ориентирована на совместной деятельности ребенка и взрослого. Можно выделить два вида творческих занятий: когда ребенок в большей степени самостоятельно выполняет задание, а взрослый выступает в роли ведомого, и когда ребенок вовлекается в работу взрослого – тогда уже взрослый выполняет роль ведущего, а ребенок имеет возможность принять посильное участие во «взрослых делах».

Специфика работы в наших группа целиком подчинена соблюдению ритмов природы, что продиктовано потребностью детского организма. Ритмы жизни важны также и для формирования способности ребенка ориентироваться в пространстве и времени. К понятию «ритм» мы относим не только соблюдение временных границ занятия, но и соответствие занятий и развивающих игр временам года, изменениям в природе (увеличение – уменьшение светового дня), календарным праздникам (подготовка и празднование). Яркий пример – подготовка и празднование праздника осени. На нем в игровой форме мы вспомнили все, что узнали ранее, во что играли, были вручены подарки, сделанные своими руками. Это, по сути, было подведением итогов, усвоением материала, точкой, после которой мы, как и природа, переходим на новый этап жизни. В соответствии с сезонами происходит подбор всего развивающего материала. Сказки, занятия, игры. Зимой – игра в «Снежки», «Про медведя-лежебоку», зимние сказки; осенью – «Листопад», «Заинька серенький» и сказки про урожай, про осенние овощи, ягоды, фрукты. Всего и не перечислить!

Группа адаптации удовлетворяет потребности не только в игре и развитии, но и в плане необходимой маленьким детям правильной физической активности. Благодаря занятиям в физкультурном и музыкальном залах ребенок имеет возможность вдоволь побегать, попрыгать, побросать мячи, постучать, покричать, что практически невозможно в наших квартирных условиях. Все это происходит под присмотром специалистов и вместе с родителями. Массажные упражнения, импровизированные полосы препятствий, подвижные игры, хороводы, пальчиковая гимнастика – это лишь малый список того, что мы используем в работе с малышами. Наша главная задача – дать ребенку все, что необходимо для развития здорового организма и личности.

Не обходится и без помощи родителям. Кроме необходимой информации по интересующим психологическим и педагогическим вопросам на наших занятиях родители могут почерпнуть много полезной информации о том, чем заниматься с ребенком дома, какие игры, игрушки и книги соответствуют их возрасту, а также могут получить мастер-класс по разным видам ручного труда (вязание, вышивка, филтинг и многое другое). Этот опыт помогает родителям расширить свой кругозор, что благотворным образом сказывается на детях.

М.ТИХОНОВА, психолог детского сада №740

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте