Российскую моду принято считать Золушкой. На фоне своих именитых западных сестер она явно проигрывает. А уж если кому-нибудь из отечественных модельеров и удается попасть на мировой праздник жизни, то это расценивается не как закономерность, а скорее как исключение из правил.
Театральный художник и историк Александр ВАСИЛЬЕВ взялся восстановить справедливость и рассказать о том, какую роль на самом деле сыграли русские мастера в пьесе под названием “Мода”. Недавно в Москве прошла презентация его книги “Красота в изгнании”.
Трудно восстановить прошлое: теряются, погибают в огне документы, уходят из жизни очевидцы, забывается язык времени. Не один год потратил Васильев на то, чтобы в пыльных архивах, старинных фотоальбомах найти необходимые доказательства – бумаги, контракты, снимки. Но он знал, к чему стремился: кажется, будто ему действительно удалось побывать в Берлине, Париже и Константинополе 20-30-х годов. Аромат “тех” духов, плавные линии “тех” фасонов, мягкость “тех” тканей преследуют вас, несмотря на то, что вы уже давно поставили книгу на полку.
Феликс Юсупов, убийца Распутина, бежавший из России после революции. Кто помнит сегодня о том, что вместе с женой Ириной в Париже он основал свой модный дом, повергнув Европу в трепетное оцепенение, соединив славянский шик с восточной тонкостью… Или, вот, великая княгиня Мария Павловна. Что мы знаем о ней? Мать наследника шведской короны, сестра великого князя Дмитрия, по которому сходила с ума Коко Шанель, – это в лучшем случае. Мало кому сейчас известно, что, приехав во Францию с одним чемоданом, она, чтобы спасти семью от голодной смерти, открывает в Париже швейную мастерскую, пытаясь донести до европейцев всю красоту старинного русского льна. Пройдет какое-то время, и мир заговорит о тонком вкусе и изяществе княгинь Трубецкой, Оболенской, Голициной.
Русских манекенщиц той эпохи западные товарки уважают и ненавидят одновременно: они прекрасны, столь прекрасны, что затмевают собой всех остальных, конкуренток им нет.
Одна из глав “Красоты в изгнании” посвящена Валентине Саниной – музе Вертинского, подруге и сопернице Греты Гарбо. Долгие годы бомонд Нью-Йорка считал делом престижа и чести одеваться у этой русской красавицы.
Васильеву удалось вернуть из небытия десятки славных имен и удивительных лиц, вдохнуть жизнь в историю, о которой мы, увы, стали почему-то забывать. Но для него это лишь начало нового дела: художник просит откликнуться всех, у кого сохранились фотографии, может, свои, а может, мамины, бабушкины, портреты тех, кто кружил головы и разбивал сердца в 30-90-х годах уходящего столетия.
Анна ХРУСТАЛЕВА
Комментарии