search
main
0

Красный квадрат. Дидактические игры по математике в 1-м классе

Детская игра определяет развитие ребенка до школы. Она заключает в себе правила, которые организуют эмоции и волю ребенка, упражняют его ум. При поступлении в первый класс у него происходит смена видов деятельности. Теперь ведущей становится учебная деятельность.

Поначалу ребенку сложно организовать себя в условиях заданных правил двигательной и умственной активности, поэтому наряду с учебной деятельностью игра должна занять особое место – носить дидактический, т.е. обучающий, характер. Первоклассники психологически включены в игру, которая творит произвольность на доброй воле самих детей, она организует их чувства и нравственные качества. Преодоление самого себя в условиях игры уже дается ребенку, приносит ему истинное удовлетворение и развивает его как личность.

Проведение дидактической игры с детьми требует от учителя мастерства. Он должен перед игрой доступно изложить сюжет, поставить познавательную задачу, а затем умело руководить ходом игры, следя за соблюдением правил. В игре должен участвовать каждый ученик класса: если часть учащихся работает у доски, то остальные дети являются контролерами или судьями.

В большинстве игр нужно вносить элемент соревнования, что также активизирует детей в процессе обучения. Необходимо с большим тактом отнестись к детям, допустившим ошибки. С помощью игр мы решаем различные образовательные задачи. Приведу конкретные методические рекомендации к проведению и организации дидактических игр по некоторым разделам программы по математике в 1-м классе.

Подготовительный период

Составим узор

Дидактическая цель: выявление простейших числовых представлений у детей, умения различать предметы по цвету, форме, расположению.

Средства обучения: набор из 9 фигур – 1 красный круг, по 2 желтых и зеленых треугольника, по 2 красных и синих квадрата.

Содержание игры. Учитель предлагает одному из учеников составить узор на магнитной доске, другим – у себя на парте. С этой целью он дает следующее задание: разместить на середине доски (или на столе ученика, или на листке бумаги) красный круг, вверху и внизу от круга – 2 желтых треугольника, справа и слева – два красных. Правее этого узора учитель предлагает выложить другой: круг посередине, 2 красных и 2 синих квадрата расположить от круга по углам листа, вверху и внизу – красные, справа и слева синие квадраты.

Затем он просит составить любой узор из фигур и расположить его левее первого узора, сосчитать число фигур в каждом из них, в двух, трех узорах.

Построим домики и посадим рядом деревья

Дидактическая цель: обобщение и систематизация количественных и пространственных представлений у детей, обучение их сравнению предметов по разным признакам.

Средства обучения: 14 полосок из цветной бумаги для строительства домиков и проведения дороги, набор из 7 треугольников зеленого цвета для елок, 2 трафарета грибов (1 гриб с большой шляпкой на толстой ножке, 1 гриб с маленькой шляпкой на тонкой ножке).

Содержание игры. Учитель предлагает одному ученику на магнитной доске, другим на своих столах построить (выложить из полосок бумаги) сначала высокий дом, потом – низкий. Около высокого дома посадить (выложить из треугольников и полосок) низкую елочку, около низкого дома – высокую елку. От высокого дома к низкому провести дорогу двумя полосками зеленой бумаги. Эта дорога расширяется около высокого дома и становится уже около низкого домика. Около высокой елки расположить гриб с большой шляпкой на толстой ножке, около низкого дерева – небольшой гриб на тонкой ножке.

Составим поезда

Дидактическая цель: сравнение группы предметов.

Содержание игры. Учитель предлагает составить два поезда из вагонов (учеников) и сравнить, где больше вагонов.

С этой целью вызывают семь учеников. Они составляют поезд из семи вагонов. Затем вызывают пять учеников, они составляют поезд из пяти вагонов. «Какой поезд длиннее? – спрашивает педагог. – Какой короче? Где вагонов больше? Где – меньше? Как уравнять состав поезда по числу вагонов?» Игра сопровождается соответствующими действиями.

Количество вагонов можно изменять два-три раза.

Числа от 1 до 10

Лучший ответчик (1-й вариант)

Дидактическая цель: установление соответствия между числом рисунков и цифрой.

Содержание игры. Учитель на магнитном моделеграфе по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывает каждый сектор поочередно, он предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную числовую фигуру. Кто быстрее всех сосчитает рисунки и покажет нужную цифру, тот победил. Затем учитель показывает в разбивку цифры, ученики – соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где рисунков больше, где меньше и насколько.

Хлопки

Содержание игры. Учитель на магнитном моделеграфе размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (Ритм хлопков учитель задает сам).

Я знаю число и цифру

Дидактическая цель: установление соответствия между числом и цифрой.

Средства обучения: набор кругов, треугольников, квадратов.

Содержание игры. Учитель на магнитном моделеграфе поочередно открывает сектор за сектором, дети считают число фигур в каждом из них и показывают учителю соответствующую карточку с цифрой, а затем сравнивают число фигур в двух соседних секторах магнитного моделеграфа.

Определи курс движения самолета

Дидактическая цель. Учить составлять примеры по ответу, воспроизводить порядок чисел при счете и определять направление движения самолета.

Средства обучения: рисунок самолета.

Содержание игры. Учитель обращается к детям: «Летчик-командир придумал для вас задание. Он наметил курс движения самолета от одного населенного пункта в другие, обозначив каждый пункт маршрута своим номером. Самолет должен лететь над городами в порядке следования от меньшего числа к большему. Номер каждого города записан примером частично – дан только ответ. Чтобы определить номера городов, надо составить примеры по данному ответу. Далее надо показать штрихами (маленькими линиями), как двигался самолет. Для этого мелом сделать круг над городом номер 1 и лететь дальше к городам №№ 2,3 и т.д., делая над каждым из них круг. Учитель выполняет роль летчика-командира, а роль летчиков-курсантов – ученики.

Игровые задания выполняются поэтапно в соответствии с заданиями:

1. Дети шифруют номера поселков (составляют примеры по заданному ответу). С этой целью каждый из них составляет из разрезных карточек пример, вставляя их в наборное полотно. Наиболее сложный пример учитель записывает на доске.

2. Ученики по порядку называют номера населенных пунктов от меньшего числа к большему.

3. Ребята поочередно показывают пунктирными линиями на доске путь движения самолета.

4. По цепочке дети рассказывают, в каком направлении двигался летчик. До проведения игры учитель на доске записывает:

+ = 7 + = 10

+ = 8

+ = 9

+ = 5

+ = 6

– = 4

– = 3

– = 2

– = 1

После выполнения игровых заданий на доске появляются следующие записи:

4 + 3 = 7 4 + 6 = 10

5 + 3 = 8

5 + 4 = 9

3 + 2 = 5

4 + 2 = 6

9 – 5 = 4

10 – 7 = 3

8 – 6 = 2

10 – 9 = 1

Аналогично дети могут определять маршрут движения пароходов, машин (от дальних пунктов к ближним – от больших чисел к меньшим).

Светлана РОНГИНСКАЯ, учитель начальных классов Вятской гуманитарной гимназии

Киров

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте