search
main
0

«Краснозвездная педагогика» Аркадия Гайдара: к 120‑летию со дня рождения

Аркадий Петрович Гайдар (1904‑1941) (настоящая фамилия Голиков) – участник Гражданской и Великой Отечественной войн, классик детской литературы, известный рассказами и повестями об искренней дружбе и боевом товариществе, сценарист и прозаик, журналист, военный корреспондент. Казалось бы, формально нет оснований причислять его к педагогическому сообществу, к наставникам российского учительства. Но это на чисто внешний, поверхностный взгляд. На самом деле он являлся именно педагогом, только выражавшим свои идеи не в виде монографий, а в художественных произведениях.

В 17 лет полком командовал

Аркадий Голиков родился 9 (22) января 1904 года в городе Льгове Курской губернии в семье преподавателя начального народного училища, мать была фельдшером-акушеркой. С апреля 1912 года Голиковы обосновались в Арзамасе. Аркадий окончил четыре класса Арзамасского реального училища.

В 1918 году в возрасте 14 лет вступил в ВКП(б) и в Красную армию. До 1923 года активно участвовал в Гражданской войне на различных должностях и в разных регионах. В 17 лет после окончания курсов «Выстрел», в марте 1921 года, вступил в командование 23‑м стрелковым полком в Воронеже. Под его командованием было около пяти тысяч человек. Затем был командиром 58‑го отдельного полка по борьбе с бандитизмом. Несколько раз был тяжело ранен и очень сильно контужен. В ноябре 1924 года был уволен из РККА по болезни.

Всадник, скачущий впереди

В 1925 году Аркадий Петрович написал свой первый рассказ «Р. В.­­ С.». С осени этого года стал подписывать свои произведения псевдонимом Гайдар. Существует несколько версий его появления. Псевдоним Гайдар впервые появился в ноябре 1925 года в пермской газете «Звезда» под рассказом «Угловой дом». Писатель никогда не рассказывал, как возникло это слово. Если приставали с вопросом, Гайдар отделывался шуткой.

После его гибели писатель Борис Емельянов заявил, что по-монгольски «гайдар» – «всадник, скачущий впереди». Связана эта версия с тем, что Голиков служил в Хакасии, рядом с Монголией.

Тимур Аркадьевич Гайдар, называя отца большим выдумщиком, посчитал, что литературный псевдоним расшифровал школьный товарищ отца А.М.Гольдин: «Г» – первая буква фамилии Голиков, «ай» – первая и последняя буквы имени, «д» – по-французски «из» (Голиков изу­чал французский и очень любил этот язык), «ар» – первые буквы названия родного города. Г-ай-д-ар – Голиков Аркадий из Арзамаса.

Другую версию привел писатель Владимир Солоухин, который писал, что Голикова так прозвали жители Хакасии. «Гайдар» – слово чисто хакасское, только правильно оно звучит не «гайдар», а «хайдар» и означает не «вперед идущий», а просто «куда». А это слово ассоциировалось с Голиковым потому, что он у всех спрашивал: «Хайдар?» То есть: «Куда ехать?» Существует еще несколько версий разной правдоподобности.

Во второй половине 1920‑х -1930‑е годы Аркадий Петрович работал журналистом в различных газетах. В январе 1939 года Гайдара наградили орденом «Знак почета» за литературную деятельность. В мае вышла повесть «Судьба барабанщика». В начале апреля 1940 года он закончил сценарий «Тимур и его команда», а с середины июня писал по нему одноименную повесть. Весной 1941 года приступил к работе над сценарием «Клятва Тимура» – второй серией, продолжением «Тимура и его команды».

В атаку!

После начала Великой Отечественной войны Гайдар с большим трудом (из-за плохого состояния здоровья) добился, чтобы его отправили на фронт в качестве военного корреспондента «Комсомольской правды». 21 июля 1941 года он выехал в действующую армию. По воспоминаниям дочери Евгении Гайдар-Голиковой, «однажды вечером он пришел домой очень радостный, весь был обвешан подарками. И еще мне запомнилось: он принес тогда полевую сумку и бинокль, которые купил в комиссионном магазине на Арбате. А утром папу провожали не только мы с мамой, а весь наш двор. Он не разрешил нам провожать его до эшелона. Мы стояли, а он – высокий, стройный, перепоясанный ремнями – шел своей быстрой командирской походкой. Мама тихо плакала. Когда он скрылся за поворотом, мне стало очень грустно. Я очень любила своего отца».

Во время войны Гайдар написал военные очерки «У переправы», «Мост», «У переднего края», «Ракеты и гранаты». В связи с возникшей к сентябрю 1941 года на Юго-Западном фронте угрозой окружения армии часть военных журналистов покинула фронт. Гайдару предложили место в последнем самолете, улетавшем из Киева в Москву, но он отказался.

26 октября 1941 года Аркадий Гайдар, сражаясь в партизанском отряде, погиб недалеко от села Лепляво Каневского района. На партизан напали немцы (по другой версии – полицаи). Гайдар поднялся и крикнул: «В атаку!» Его сразила пулеметная очередь. Немцы тут же сняли с погибшего партизана его орден, верхнее обмундирование, забрали тетради, блокноты. Тело Гайдара захоронил путевой обходчик. В 1947 году его останки были перезахоронены в городе Каневе.

31 декабря 1964 года Аркадий Гайдар был награжден орденом Отечественной войны I степени за отвагу и мужество, проявленные в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Более того, было решено представить его к званию Героя Советского Союза. Для этого четыре организации – Союз писателей СССР, Главное политическое управление Советской армии и Военно-морского флота, ЦК ВЛКСМ и издательство «Детская литература» – выступили с соответствующими ходатайствами. После их рассмотрения на заседании Секретариата ЦК КПСС было принято решение присвоить посмертно звание Героя Советского Союза Рихарду Зорге и Аркадию Гайдару, но в указе о присвоении звания оказалось только имя Рихарда Зорге…

«Гайдар шагает впереди»

В произведениях Аркадия Гайдара первой половины 1930‑х годов преобладали героизация и романтизация Гражданской войны, преданность идеалам первых лет советской власти.

В конце 30‑х годов его творчество во многом было уже насыщено грядущей предвоенной атмосферой, связано с назревающей войной, непреложностью участия в ней, необходимостью защиты Отечества.

Когда перечитываешь произведения Гайдара, то возникает острое ощущение, что вся его романтика оттого, что он недоиграл в детстве и как бы наверстывал в книгах то, что должен был реально прожить в подростковые и юношеские годы.

Тонкий психолог, Аркадий Гайдар хорошо знал мир детства, поэтому его произведения очень эмоциональны, в них за каждым, казалось бы, маленьким делом стоит большая светлая перспектива, за которую и должны бороться дети. Учитывая жажду подростков к приключениям, их страсть к играм, богатое воображение, Гайдар наполнил свои произведения неповторимой и чарующей романтикой. Все это вместе и сделало его книги по-настоящему любимыми.

В этом весь Гайдар, который считал педагогическую направленность главной в своем творчестве. По этому поводу он выразился вполне определенно: «Пусть когда-нибудь подумают, что вот жили такие люди, которые из хитрости назывались детскими писателями. На самом же деле они готовили красно­звездную крепкую гвардию». Символично, что, начиная новое произведение, Аркадий Гайдар рисовал красную звезду c пятью расходящимися лучами.

В предвоенные годы произведения писателя играли важную гуманную роль, вспомним, как в «Судьбе барабанщика» рельефно проводился спасительный тогда тезис, что сын за отца не отвечает.

Опираясь на стремление детей к подражанию, Гайдар совершенно осознанно создал пленительный образ Тимура и его команды. Возникшее под обаянием книги «Тимур и его команда» и основанное на скаутских традициях уникальное тимуровское движение сыграло огромную роль во время войны, да и в последующие годы стало настоящим социально-педагогическим феноменом. Тимуровцы оказывали добровольческую помощь семьям участников войны, ветеранам и пожилым людям. Самуил Маршак называл Гайдара всесоюзным вожатым.

Прямой наследник Грина

В Советском Союзе книги Гайдара играли огромную роль в воспитании подрастающих поколений. Произведения писателя вошли в школьную программу, активно экранизировались, были переведены на многие языки мира. Его называли «выдающимся стилистом, прямым наследником А.Грина, прививавшим высокие идеалы, воспитавшим удивительно правильных людей».

Приведем несколько мнений современных писателей о его творчестве. М.Веллер отмечал, что «в книгах Гайдара – здоровое духовное начало. Хорошая шкала ценностей – мужская, патриотическая, воинская, благородная. Умение верить и умение добиваться. Замечательный советский детский писатель учил быть мужественным, и быть храбрым, и драться за то, во что веришь, и быть патриотом».

Е.Сазанович призывала: «Дайте ребенку почитать «Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове». Или почитайте сами. И вам захочется читать Гайдара еще и еще. Потому что эта сказка откроет вам тайну жизни. И тайну смерти тоже. И еще главную тайну своей страны. Это гениальная сказка о свободе. Свободный стих в гениальной прозе. Или свободная проза в гениальных стихах. Она разве что сравнима с «Маленьким принцем» Сент-Экзюпери. Потому что эта проза – загадка. Попытка разгадать будущее. И его смысл. Вне времени и вне страны».

Почетный гражданин Арзамаса

Имя Гайдара было присвоено многим библиотекам, школам, улицам городов и сел СССР. В честь Гайдара назван поселок Гайдаровск в Орджоникидзевском районе Хакасии. Село Караколь в Атбасарском районе Акмолинской области до 1998 года носило название Гайдар.

В Арзамасе расположен литературный и мемориальный музей А.П.Гайдара. У главного входа – памятник, представляющий будущего писателя юношей неполных пятнадцати лет, уходящим на фронт Гражданской войны. К зданию музея примыкает Центральная городская детская библиотека имени А.П.Гайдара.

25 июня 1968 года Арзамасский городской Совет депутатов трудящихся присвоил А.П.Гайдару звание «Почетный гражданин города Арзамаса» за большие заслуги в деле коммунистического воспитания подрастающего поколения, отвагу и мужество при защите социалистической Родины в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.

В 1972 году у Дворца пионеров на Ленинских горах был установлен памятник герою повести А.П.Гайдара Мальчишу-Кибальчишу – первый в Москве памятник литературному персонажу (скульптор – В.К.Фролов, архитектор – В.С.Кубасов). Там же в 1974 году установлен памятник самому Аркадию Петровичу Гайдару.

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте