Аркадий Петрович Гайдар (1904‑1941) (настоящая фамилия Голиков) – участник Гражданской и Великой Отечественной войн, классик детской литературы, известный рассказами и повестями об искренней дружбе и боевом товариществе, сценарист и прозаик, журналист, военный корреспондент. Казалось бы, формально нет оснований причислять его к педагогическому сообществу, к наставникам российского учительства. Но это на чисто внешний, поверхностный взгляд. На самом деле он являлся именно педагогом, только выражавшим свои идеи не в виде монографий, а в художественных произведениях.
В 17 лет полком командовал
Аркадий Голиков родился 9 (22) января 1904 года в городе Льгове Курской губернии в семье преподавателя начального народного училища, мать была фельдшером-акушеркой. С апреля 1912 года Голиковы обосновались в Арзамасе. Аркадий окончил четыре класса Арзамасского реального училища.
В 1918 году в возрасте 14 лет вступил в ВКП(б) и в Красную армию. До 1923 года активно участвовал в Гражданской войне на различных должностях и в разных регионах. В 17 лет после окончания курсов «Выстрел», в марте 1921 года, вступил в командование 23‑м стрелковым полком в Воронеже. Под его командованием было около пяти тысяч человек. Затем был командиром 58‑го отдельного полка по борьбе с бандитизмом. Несколько раз был тяжело ранен и очень сильно контужен. В ноябре 1924 года был уволен из РККА по болезни.
Всадник, скачущий впереди
В 1925 году Аркадий Петрович написал свой первый рассказ «Р. В. С.». С осени этого года стал подписывать свои произведения псевдонимом Гайдар. Существует несколько версий его появления. Псевдоним Гайдар впервые появился в ноябре 1925 года в пермской газете «Звезда» под рассказом «Угловой дом». Писатель никогда не рассказывал, как возникло это слово. Если приставали с вопросом, Гайдар отделывался шуткой.
После его гибели писатель Борис Емельянов заявил, что по-монгольски «гайдар» – «всадник, скачущий впереди». Связана эта версия с тем, что Голиков служил в Хакасии, рядом с Монголией.
Тимур Аркадьевич Гайдар, называя отца большим выдумщиком, посчитал, что литературный псевдоним расшифровал школьный товарищ отца А.М.Гольдин: «Г» – первая буква фамилии Голиков, «ай» – первая и последняя буквы имени, «д» – по-французски «из» (Голиков изучал французский и очень любил этот язык), «ар» – первые буквы названия родного города. Г-ай-д-ар – Голиков Аркадий из Арзамаса.
Другую версию привел писатель Владимир Солоухин, который писал, что Голикова так прозвали жители Хакасии. «Гайдар» – слово чисто хакасское, только правильно оно звучит не «гайдар», а «хайдар» и означает не «вперед идущий», а просто «куда». А это слово ассоциировалось с Голиковым потому, что он у всех спрашивал: «Хайдар?» То есть: «Куда ехать?» Существует еще несколько версий разной правдоподобности.
Во второй половине 1920‑х -1930‑е годы Аркадий Петрович работал журналистом в различных газетах. В январе 1939 года Гайдара наградили орденом «Знак почета» за литературную деятельность. В мае вышла повесть «Судьба барабанщика». В начале апреля 1940 года он закончил сценарий «Тимур и его команда», а с середины июня писал по нему одноименную повесть. Весной 1941 года приступил к работе над сценарием «Клятва Тимура» – второй серией, продолжением «Тимура и его команды».
В атаку!
После начала Великой Отечественной войны Гайдар с большим трудом (из-за плохого состояния здоровья) добился, чтобы его отправили на фронт в качестве военного корреспондента «Комсомольской правды». 21 июля 1941 года он выехал в действующую армию. По воспоминаниям дочери Евгении Гайдар-Голиковой, «однажды вечером он пришел домой очень радостный, весь был обвешан подарками. И еще мне запомнилось: он принес тогда полевую сумку и бинокль, которые купил в комиссионном магазине на Арбате. А утром папу провожали не только мы с мамой, а весь наш двор. Он не разрешил нам провожать его до эшелона. Мы стояли, а он – высокий, стройный, перепоясанный ремнями – шел своей быстрой командирской походкой. Мама тихо плакала. Когда он скрылся за поворотом, мне стало очень грустно. Я очень любила своего отца».
Во время войны Гайдар написал военные очерки «У переправы», «Мост», «У переднего края», «Ракеты и гранаты». В связи с возникшей к сентябрю 1941 года на Юго-Западном фронте угрозой окружения армии часть военных журналистов покинула фронт. Гайдару предложили место в последнем самолете, улетавшем из Киева в Москву, но он отказался.
26 октября 1941 года Аркадий Гайдар, сражаясь в партизанском отряде, погиб недалеко от села Лепляво Каневского района. На партизан напали немцы (по другой версии – полицаи). Гайдар поднялся и крикнул: «В атаку!» Его сразила пулеметная очередь. Немцы тут же сняли с погибшего партизана его орден, верхнее обмундирование, забрали тетради, блокноты. Тело Гайдара захоронил путевой обходчик. В 1947 году его останки были перезахоронены в городе Каневе.
31 декабря 1964 года Аркадий Гайдар был награжден орденом Отечественной войны I степени за отвагу и мужество, проявленные в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Более того, было решено представить его к званию Героя Советского Союза. Для этого четыре организации – Союз писателей СССР, Главное политическое управление Советской армии и Военно-морского флота, ЦК ВЛКСМ и издательство «Детская литература» – выступили с соответствующими ходатайствами. После их рассмотрения на заседании Секретариата ЦК КПСС было принято решение присвоить посмертно звание Героя Советского Союза Рихарду Зорге и Аркадию Гайдару, но в указе о присвоении звания оказалось только имя Рихарда Зорге…
«Гайдар шагает впереди»
В произведениях Аркадия Гайдара первой половины 1930‑х годов преобладали героизация и романтизация Гражданской войны, преданность идеалам первых лет советской власти.
В конце 30‑х годов его творчество во многом было уже насыщено грядущей предвоенной атмосферой, связано с назревающей войной, непреложностью участия в ней, необходимостью защиты Отечества.
Когда перечитываешь произведения Гайдара, то возникает острое ощущение, что вся его романтика оттого, что он недоиграл в детстве и как бы наверстывал в книгах то, что должен был реально прожить в подростковые и юношеские годы.
Тонкий психолог, Аркадий Гайдар хорошо знал мир детства, поэтому его произведения очень эмоциональны, в них за каждым, казалось бы, маленьким делом стоит большая светлая перспектива, за которую и должны бороться дети. Учитывая жажду подростков к приключениям, их страсть к играм, богатое воображение, Гайдар наполнил свои произведения неповторимой и чарующей романтикой. Все это вместе и сделало его книги по-настоящему любимыми.
В этом весь Гайдар, который считал педагогическую направленность главной в своем творчестве. По этому поводу он выразился вполне определенно: «Пусть когда-нибудь подумают, что вот жили такие люди, которые из хитрости назывались детскими писателями. На самом же деле они готовили краснозвездную крепкую гвардию». Символично, что, начиная новое произведение, Аркадий Гайдар рисовал красную звезду c пятью расходящимися лучами.
В предвоенные годы произведения писателя играли важную гуманную роль, вспомним, как в «Судьбе барабанщика» рельефно проводился спасительный тогда тезис, что сын за отца не отвечает.
Опираясь на стремление детей к подражанию, Гайдар совершенно осознанно создал пленительный образ Тимура и его команды. Возникшее под обаянием книги «Тимур и его команда» и основанное на скаутских традициях уникальное тимуровское движение сыграло огромную роль во время войны, да и в последующие годы стало настоящим социально-педагогическим феноменом. Тимуровцы оказывали добровольческую помощь семьям участников войны, ветеранам и пожилым людям. Самуил Маршак называл Гайдара всесоюзным вожатым.
Прямой наследник Грина
В Советском Союзе книги Гайдара играли огромную роль в воспитании подрастающих поколений. Произведения писателя вошли в школьную программу, активно экранизировались, были переведены на многие языки мира. Его называли «выдающимся стилистом, прямым наследником А.Грина, прививавшим высокие идеалы, воспитавшим удивительно правильных людей».
Приведем несколько мнений современных писателей о его творчестве. М.Веллер отмечал, что «в книгах Гайдара – здоровое духовное начало. Хорошая шкала ценностей – мужская, патриотическая, воинская, благородная. Умение верить и умение добиваться. Замечательный советский детский писатель учил быть мужественным, и быть храбрым, и драться за то, во что веришь, и быть патриотом».
Е.Сазанович призывала: «Дайте ребенку почитать «Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове». Или почитайте сами. И вам захочется читать Гайдара еще и еще. Потому что эта сказка откроет вам тайну жизни. И тайну смерти тоже. И еще главную тайну своей страны. Это гениальная сказка о свободе. Свободный стих в гениальной прозе. Или свободная проза в гениальных стихах. Она разве что сравнима с «Маленьким принцем» Сент-Экзюпери. Потому что эта проза – загадка. Попытка разгадать будущее. И его смысл. Вне времени и вне страны».
Почетный гражданин Арзамаса
Имя Гайдара было присвоено многим библиотекам, школам, улицам городов и сел СССР. В честь Гайдара назван поселок Гайдаровск в Орджоникидзевском районе Хакасии. Село Караколь в Атбасарском районе Акмолинской области до 1998 года носило название Гайдар.
В Арзамасе расположен литературный и мемориальный музей А.П.Гайдара. У главного входа – памятник, представляющий будущего писателя юношей неполных пятнадцати лет, уходящим на фронт Гражданской войны. К зданию музея примыкает Центральная городская детская библиотека имени А.П.Гайдара.
25 июня 1968 года Арзамасский городской Совет депутатов трудящихся присвоил А.П.Гайдару звание «Почетный гражданин города Арзамаса» за большие заслуги в деле коммунистического воспитания подрастающего поколения, отвагу и мужество при защите социалистической Родины в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.
В 1972 году у Дворца пионеров на Ленинских горах был установлен памятник герою повести А.П.Гайдара Мальчишу-Кибальчишу – первый в Москве памятник литературному персонажу (скульптор – В.К.Фролов, архитектор – В.С.Кубасов). Там же в 1974 году установлен памятник самому Аркадию Петровичу Гайдару.
Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»
Комментарии