Проведение Недели математики стало ежегодной традицией в нашей школе. В ее проведении принимают активное участие все ученики: бурно обсуждают, проявляют фантазию, выпускают газеты, ребусы, участвуют в различных играх, викторинах, конкурсах, олимпиадах, вечерах.
Общеизвестно, что игра – это творчество, труд и поэтому является одним из перспективных методов обучения и воспитания школьников. Увлеченные игрой дети не замечают, что учатся, – они просто познают, запоминают новое, развивают творческое воображение. Даже самые пассивные ребята включаются в игру с большим желанием.
Правила заимствованы из известной телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером?». Четыре варианта ответов проецируются на экран. Используются подсказки: «50х50»; «Звонок другу» (каждый участник выбирает себе друга из аудитории); «Помощь зала» (каждому выдается набор карточек из цветного картона для сигнализации ответа: А – красная, В – желтая, С – зеленая, Д – синяя). В отборочных турах участвует весь класс. Их можно проводить несколько, в зависимости от того, насколько правильно игроки отвечают на вопросы. На обдумывание ответа дается 1 минута. За правильный ответ игроку дается один жетон.
Вопросы
отборочного тура
1. Расположите в порядке возрастания:
A. Пуд; B. Тонна; C. Центнер; D. Золотник.
2. Расположите в порядке возрастания:
A. ; B.4; C. ; D. .
3. Расположите в порядке возрастания значения тригонометрических функций:
A. cos00; B. sin00; C. sin450; D. cos600.
4. Расположите в порядке убывания:
A. Ap; B. Квадратный метр; C. Гектар; D. Квадратный дециметр.
5. Вычислите первые два члена арифметической прогрессии, если a1 = 1; d = -0,3.
6. Вычислите первые четыре члена геометрической прогрессии, если b1=2, q = -1/2.
7. Расположите множества чисел в порядке включения одного множества в другое:
A. Действительные числа; B. Натуральные числа; C. Рациональные числа; D. Иррациональные числа.
8. Расположите ученых в хронологическом порядке:
A. Ньютон; B. Платон; C. Эйнштейн; D. Ковалевская.
9. Расставьте раздел математики по мере изучения:
A. Алгебра; B. Арифметика; C. Стереометрия; D. Геометрия.
10. Расставьте в порядке увеличения множества точек геометрические фигуры:
A. Плоскость; B. Прямая; C. Точка; D. Параллелограмм.
Вопросы интеллектуального марафона
1. Как называется треугольный платок?
A. Треугольник; B. Косынка; C. Повязка; D. Платок.
2. Говорят, что математика – царица всех наук, а царица математики -…
A. Арифметика; B. Геометрия; C. Алгебра; D. Планиметрия.
3. Утверждение, принимаемое без доказательств:
A. Теорема; B. Тождество; C. Аксиома; D. Высказывание.
4. Как называется знак корня?
A. Радикал; B. Символ; C. Корень; D. Галочка.
5. Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения:
A. Гаусс; B. Пифагор; C. Евклид; D. Виет.
6. Формула n-го члена арифметической прогрессии:
A. an=a1+dn B. an=a1(n-1)
C. an=a1+d(n-1) D. an=a1+d.
7. Формула n-го члена геометрической прогрессии:
A. bn=b1qn-1 B. bn=b1qn C. bn=b1q D. bn=b1+qn.
8. Наука, изучающая свойства фигур на плоскости:
A. Тригонометрия; B. Геометрия; C. Стереометрия; D. Планиметрия.
9. Какие цифры употребляются в десятичной системе?
A. Арабские; B. Индийские; C. Русские; D. Римские.
10. Кто ввел прямоугольную систему координат?
A. Гаусс; B. Нобель; C. Декарт; D. Брадис.
11. Что в переводе с греческого означает «натянутая тетива»?
A. Гипотенуза; B. Вектор; C. Прямая; D. Луч.
12. Как в древние времена называли «ноль»?
A. Пусто; B. Цифра; C. Нуль; D. Круг.
13. Единица массы драгоценных камней:
A. Грамм; B. Карат; C. Миллиграмм; D. Пуд.
14. Что в переводе означает термин «градус»?
A. Шаг; B. Штрих; C. Деление; D. Кружочек.
15. Во сколько раз лестница на четвертый этаж длиннее лестницы на второй этаж?
A. В 2 раза; B. В 1,5 раза; C. В 4 раза; D. В 3 раза.
16. Кто был автором первого учебника арифметики на Руси?
A. Магницкий; B. Пифагор; C. Евклид; D. Федоров.
17. Кто был автором первого учебника геометрии в нашей стране?
A. Пифагор; B. Евклид; C. Архимед; D. Лобачевский.
18. Кто является первой женщиной – профессором математики в России?
A. Петровская; B. Василевская; C. Мария Кюри; D. Ковалевская.
19. Рассказывают, что царь Птолемей однажды спросил Евклида, нет ли в геометрии более краткого пути, чем его «Начала», на что тот ответил: «В геометрии нет…».
A. Прямых дорог; B. Коротких дорог; C. Царских дорог; D. Широких дорог.
20. В колбе с водой плавает амеба. Каждую минуту она делится пополам. Известно, что через 10 часов колба наполнилась. Через какое время после начала деления амебы займут половину колбы?
A. Через 5 часов; B. Через 9 часов 59 минут; C. Через 9 часов 30 минут; D. Через 5 часов 30 минут.
Подведение итогов
Жюри объявляет результаты, называет лучших участников игры. Награждение игроков, набравших наибольшее количество жетонов.
Галина ДАНИЛИНА, учитель математики средней школы № 24
Удачный, Республика Саха(Якутия)
интеллектуального марафона
Комментарии