search
main
0

Крайний срок – 31 декабря. Григорий БАЛЫХИН, руководитель Федерального агентства по образованию

Не будет преувеличением сказать, что сегодня важнейшей задачей Федерального агентства по образованию является организация исполнения федеральных законов (обозначим их для краткости своими порядковыми номерами – 95 и 122), в соответствии с которыми нам предстоит передать в ведение субъектов Российской Федерации значительную часть учреждений начального и среднего профессионального образования. Акцию такого масштаба нам, как федеральному органу управления образованием, и нашим коллегам в регионах предстоит провести впервые, хотя определенный опыт в этом направлении российская система образования уже имеет.

Я имею в виду передачу расходных полномочий в конце 80-х годов, в начале 90-х, а также в 1997 году, когда федеральная собственность учреждений НПО в Нижегородской, Новгородской, Самарской областях и Санкт-Петербурге была передана в ведение этих регионов. Процесс принес ряд положительных результатов, которые в определенной мере способствовали развитию региональных систем этого уровня образования: многие учреждения НПО интегрированы с учреждениями СПО, с вузами, имеют базовые предприятия, часть из многопрофильных стали монопрофильными. Основные показатели деятельности большинства этих учреждений профобразования стали выше, чем в целом по России. Например, распределение выпускников нижегородских профучилищ составляет 99,8%, в то время как средний показатель по стране 93,9%. На федеральном уровне неоднократно предпринимались попытки добиться увеличения зарплаты мастеров производственного обучения, а в Нижегородской области сумели не только повысить зарплату мастерам, но и в целом увеличили в несколько раз объем финансирования образовательных учреждений из областного бюджета.

Сегодня уже сформирован, согласован со всеми министерствами и ведомствами, имеющими в своем ведении учреждения начального и среднего профессионального образования, со всеми регионами и 30 августа 2004 года утвержден постановлением Правительства Российской Федерации перечень учебных заведений, которые должны остаться на федеральном уровне. Он включает 1264 учреждения профобразования (из них 253 – учреждения НПО, остальные – техникумы, колледжи и вузы).

Также сформирован и одобрен решением Правительства Российской Федерации перечень учреждений, передаваемых в субъекты Российской Федерации, в который включено 2931 учреждение НПО и СПО, из них 417 – техникумы и колледжи.

Проект федерального бюджета на 2005 год по разделу «Образование» скорректирован с учетом передачи расходных полномочий по обеспечению начального и среднего профессионального образования. Некоторое снижение объемов финансирования образовательной отрасли (в размере 24,9 млрд. рублей) объясняется тем, что с 2005 года перечисленные учреждения профессионального образования будут финансироваться не из средств федерального бюджета, а из бюджетов других уровней.

Необходимо приложить максимум усилий, чтобы все мероприятия по передаче этих учреждений на региональный уровень завершились до конца 2004 года. С этой целью заинтересованные федеральные органы исполнительной власти должны своевременно подготовить соответствующие проекты решений правительства, чтобы в срок до 1 декабря сего года вышло постановление правительства о перечне учреждений профобразования, передаваемых из ведения Российской Федерации в ведение регионов. Дальнейший механизм реализации процесса передачи предписывает в трехнедельный срок оформить все приемопередаточные материалы и завершить эту работу до 31 декабря 2004 года, поскольку с 1 января 2005 года финансирование этих образовательных учреждений на федеральном уровне уже не предусмотрено.

Разработанная Минфином России методика финансирования субъектов Российской Федерации учитывает бюджетную обеспеченность каждого региона в результате передачи ему налоговой базы, расходные полномочия, величину налогов на полезные ископаемые и на прибыль. В соответствии с этой методикой учтены расходы на содержание каждого передаваемого учебного заведения, Минфин России также предусмотрел резерв около 5 миллиардов рублей на выравнивание расходных полномочий в высокодотационных регионах, в первую очередь на содержание учреждений НПО и СПО, чтобы региональные администрации смогли сосредоточить выделяемые средства на решении проблем конкретных образовательных учреждений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте