search
main
0

Край родной, навек любимый

Функциональная грамотность в игровой форме

Школа должна готовить детей к будущей жизни – истина известная. Древнегреческий философ Аристипп говорил: «Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут». Современная педагогическая наука выработала требования к школе – готовить функционально грамотных выпускников, умеющих применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Ученый, философ, психолог, педагог Алексей Леонтьев так сформулировал цель: «Необходимо формировать функциональную грамотность – способность человека использовать приобретенные в течение всей жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Уровень образованности, достигнутый за время школьного обучения, предполагает наличие у выпускников способности решать жизненные задачи.

Будущие космонавты

 

Отправляемся в путешествие

Дети любят походы, путешествия. И педагоги часто со своими учениками отправляются в другой регион, а то и в другую страну. Такие поездки очень полезны, они расширяют кругозор детей, обогащают новыми знаниями и запоминаются надолго, иногда на всю жизнь. Это похвально. Но, покоряя неведомые края, ребята нередко мало что знают о своей малой родине. Краеведение, на мой взгляд, нужно начинать с познания своего поселка, города, села, со знакомства с людьми, которые живут рядом. Нужно сначала подробно ознакомиться с историей, культурой, традициями своего родного края.

Давать необходимые знания можно как на уроках, так и на внеурочных занятиях. Здесь можно использовать самые различные формы: экскурсии, беседы с интересными людьми, которые живут в округе, со старожилами, с участниками Великой Отечественной войны, пока те живы и многое могут рассказать ребятам о героическом времени, о том, как наши деды сражались за свою страну, за родной край. Такие встречи бесценны для развития школьников.

Мне хотелось организовать такое занятие вне стен школы, которое было бы направлено на формирование у ребят различных аспектов функциональной грамотности. Поисковая игра с неожиданными открытиями как педагогический метод показалась мне интересной и целесообразной формой проведения внеурочного занятия у школьников.

Содержательной основой интерактивной игры стал краеведческий материал о Звездном городке, на территории которого находится наша школа. Игра «Памятные места Звездного городка» была разработана и проведена для учеников четвертого класса. Надо заметить, что ученики уже многое знают о Звездном городке. В начальных классах в ходе проектной деятельности они знакомились с историей родного края. Дети готовили информацию об истории города, о его знаменитых жителях, достопримечательностях и памятных местах, об окружающей природе. Особый интерес у ребят всегда вызывала тема связи их семей с историей Звездного городка.

Хорошо, что, занимаясь краеведением, ребята получают многие знания самостоятельно, а не со слов учителя. По итогам таких занятий можно проводить конкурсы исследовательских проектов, олимпиады. Выставки, презентации собранных ребятами материалов можно использовать на уроках природоведения, географии, истории, биологии.

Краеведение расширяет кругозор детей, формирует их личность, а в дальнейшем помогает в выборе профессии. Таких примеров в нашем городке немало. Многие наши выпускники стали профессиональными военными, есть среди них и космонавты.

Ребята на маршруте поисковой игры


Раздаем задание командам

Делим класс на пять команд по 5‑6 человек. Команды выбирают капитана, получают отличительный знак – цветную повязку на руку каждому участнику, а командир – соответствующего цвета головной убор. Каждая команда получает карту и лист с указанием пяти пунктов-остановок. На каждом этапе ребята выполняют задания, которые по теме связаны с местом остановки, и получают на своей карте указатель-стрелку для дальнейшего движения, а также конверты с буквами и цифрами (они понадобятся в конце игры).

Участники игры на первой остановке у Дома космонавтов получают информационный лист, изучают его, а затем отвечают на вопросы. Вот некоторые из них:

В каком направлении (согласно компасу) находится наш городок по отношению к Москве?

На каком расстоянии от Москвы расположен Звездный городок?

Когда был основан наш городок, как его назвали первоначально?

В каком году он получил такое название – Звездный?

На остановке у дома №2 после изучения информации и рассматривания мемориальных досок ребята также отвечают на вопросы:

Кому посвящены мемориальные доски?

В каком году были установлены барельефы?

У памятника Юрию Алексеевичу Гагарину кроме ответов на вопросы дети разгадывают тематический кроссворд.

У мемориала Победы ребята отвечают на вопросы и складывают из листа бумаги по инструкции в технике оригами птицу – голубя, символ мира.

Наша игра завершается в конечном пункте, во дворе школы. Ребята открывают конверты и расшифровывают фразы – значимые даты в истории Звездного городка и страны:

«Зеленый 60» – Звездному городку, который в начале своего строительства назывался Зеленый, исполнилось 60 лет в 2020 году.

«ЦПК 60» – Центр подготовки космонавтов отметил свое 60‑летие со дня основания в январе 2020 года.

«Полет 60» – 60‑летие со дня первого полета человека в космос весь мир отмечал в 2021 году.

«Лента 15» – 15 лет георгиевской ленте исполнилось в 2020 году.

«Школа 55» – школа Звездного городка отметила свое 55‑летие со дня основания в 2020 году.

 

Секрет скульптуры «Человек в бесконечности»

Завершив игру, ребята возлагают цветы к бюсту космонавта Владимира Михайловича Комарова, чье имя носит наша школа. Отмечу, что у всех памятных объектов городка дети оставляли цветы.

Можно говорить о том, что интер­активная игра позволяет учителю решать задачи по формированию у младших школьников различных видов функциональной грамотности: читательской, математической, коммуникативной и общекультурной.

Информация, с которой в ходе игры работали дети, была представлена в различных видах: тексты, сноски, математические данные в таблице, исторические даты, географические карты, рисунки, схемы, головоломки из букв и цифр.

Краеведческий характер интер­активной игры способствует формированию общекультурной функциональной грамотности младших школьников. Безусловно, велико значение знания истории в формировании личности ребят, их любви к родной земле.

Краеведческая интерактивная игра запомнилась ребятам, но точку в изучении Звездного городка мы с ребятами не поставили. На одном из внеурочных занятий курса «Математика с увлечением» мы вернулись к описанию герба Звездного городка и скульптуре «Человек в бесконечности». В основе изображения самая загадочная из геометрических фигур – лента (петля) Мебиуса. Ребята поняли, в чем ее секрет. Работа по развитию учебно-познавательного интереса у младших школьников продолжается.

Важно отметить, что игру краеведческого содержания, подобной той, о которой я рассказала, может разработать и провести для ребят своего родного города (поселка) учитель любого предмета.

Юлия МИХЕЕВА, учитель начальных классов, заместитель директора Школы имени В.М.Комарова, Звездный городок, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте