search
main
0

Край, где рождается «солнечный камень». Чудеса вокруг нас

​Настоящей находкой для нас, географов, стал проект Дома учителя «Познавай и совершенствуйся!». Перелет – и мы на западных рубежах нашей страны, в Калининграде. Многое удалось увидеть, передумать и осознать.

Удивительная земля, которую называют краем янтаря. Территория русская, а уклад немецкий, а иногда и английский. Даже предположить не могла, что меня так покорит этот регион России. Люпиновые поля и вековые сосны, старинные укрепления и современные шикарные особняки, романтичные дюны и пляжи, россыпи янтаря и морской флот, готика и классицизм, марципан и местные горячительные напитки, и многое другое. Вспомните слова гениального кенигсбергца Иммануила Канта:«Две вещи с течением времени поражают меня все больше: звездное небо над головой и моральный кодекс внутри меня». Мой дорожный блокнот пополнился еще одним гениальным высказыванием.Замечательно, что собралась группа географов, а значит, это люди легкие на подъем, пытливые, любознательные.Проект «Познавай и совершенствуйся!» был запущен три года назад. Сколько удивительных событий и личных открытий было сделано за этот период! Владимир – Суздаль – Боголюбово – Санкт-Петербург – Калуга – Калининград – Светлогорск – Балтийск – поселок Янтарный. Просмотрены уникальные музейные коллекции десяти музеев России и два природных заповедника.Эта программа делает нашу профессиональную жизнь разнообразнее и интереснее. Только посещение регионов России дает целостную картину о них. Это особенно актуально для ведения курса «География России». Он состоит из двух частей.Первая часть – природа России – где мы последовательно рассматриваем границы, историю освоения, природно-хозяйственные зоны, климат, почвы, рельеф, полезные ископаемые, этнический и конфессиональный состав населения России. Поездка в Калининград стала для учителей формой освоения практического пособия по этим темам.Вторая часть, хозяйство и географические районы России, где мы стараемся создать максимально целостную картину о регионе, с опорой на план-характеристику. Второе полугодие полностью посвящено изучению экономических районов России.По каждому экономическому району ребята должны создать кластер, раскрыв последовательно основные особенности региона, опираясь на материалы мини-лекции, фотоколлажи и информацию в атласах. Но теперь такую лекцию, или беседу, я проведу совсем иначе: я видела Балтику, наши корабли, охраняющие западные границы, видела Куршскую косу. После такой поездки мне легче влюбить ребят в предмет. Хотя и до этого он был востребован в нашей школе.В 2016-2017 учебном году ОГЭ по географии сдали 11 человек, из них пятеро на пятерки, а оставшиеся шесть человек на отметку хорошо.Для того чтобы выстроить целостную систему географического образования, для предметника важны практико-ориентированные курсы повышения квалификации. Посещение предприятий и месторождений, музейных пространств и встречи с узконаправленными специалистами. К тому же это возможность пополнить школьную коллекцию минералов этническими предметами, элементами быта, экскурсионными материалами.Я много путешествую, и не только потому, что это одно из моих хобби, но и потому, что вдохновляются предметом дети через учителя. Много раз замечала, что рассказ о моих путешествиях проявляется не только в повышении качества изучения предмета, но и в проектной деятельности учащихся с последующими публичными выступлениями на различных уровнях. Как правило, такие уроки проходят с идеальной дисциплиной и максимальным объемом усвоенного материала. В результате у нас в школе родилось несколько циклов проектных работ: «Этносы регионов. Общие и отличительные черты», «Технические и технологические уклады регионов: от ремесел до производств».Моя бескрайняя Родина, как ты многолика, ты вобрала в себя все планетарное многообразие от арктических вечных льдов до полупустынь и пустынь тропического пояса! Только здесь, в Калининградской области, мы увидели две природные зоны. Какие, спросите вы меня? Отвечаю, на 15125 квадратных километрах раскинулись широколиственные и смешанные леса. Дюнные песчаные ландшафты, искусственные сосновые леса, заболоченности равнинно-низменных территорий дополняют и украшают пейзажи. Часть территории расположена ниже уровня моря, и здесь, как в Голландии, устроена польдерная система для отвода воды, и есть дамбовое ограждение.Здесь широко представлены ледниковые формы рельефа. Только представьте себе, что в необозримом прошлом несколько раз со Скандинавских гор спускался ледник и многокилометровой стеной наползал на северную часть Восточно-Европейской равнины, оставляя после себя памятные знаки на теле Земли в виде рваных озерных котловин со шхерами, заболоченных прогибов земли, россыпей булыжников и валунов. Даже «солнечный камень» – янтарь – смог появиться благодаря глобальному потеплению или похолоданию и как следствие сползанию или таянию ледника. В результате изменения климата древнейшие сосны источали смолу то в большей степени, то в меньшей. Застывшая и окаменевшая смола названа янтарем. Первые торговые пути между Северной и Южной Европой складывались с ориентиром на «солнечный камень», который был разменной монетой и вышел на пик популярности уже к XVI веку.И здесь впервые мной была окольцована птица! Доктор биологических наук Леонид Владимирович Соколов посвятил нас в тонкости этого процесса. Оказывается, не только птицы и звери мигрируют, но и отдельные виды бабочек! Только представьте, что эта кроха пересекает Средиземное море без остановки для отдыха. Чудеса! Спасибо Дому учителя за возможность увидеть все это!Наталья СТРОГАНОВА, учитель географии школы №1877 «Люблино»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте