Изучение краеведения прочно вошло в школы Северного округа столицы, историческое краеведение в школах Северного округа используется на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе.
Первое условие успешной краеведческой работы в школе – это глубокие знания самого учителя об истории своего города, края, страны, владение методикой ее изучения. Второе условие – систематическое использование местного материала на уроках истории, постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы. Во многих школах Северного округа учащиеся под руководством педагогов на протяжении многих лет работают над интересными комплексными темами краеведческого характера – изучают боевые и трудовые традиции выпускников школ, района, округа, пишут летописи своей школы, района. Третье условие – школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа.Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательная часть – непосредственное участие школьников и учителей в исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания. Недавно состоялся окружной этап Московского городского конкурса «Из дальних странствий возвратясь…» XII Фестиваля детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии» в жанре «Конкурс юных краеведов» среди школьников образовательных учреждений Северного округа, который проходил под девизом «Великие победы российского народа». Основные задачи конкурса – активизация деятельности образовательных учреждений по привлечению учащихся к туристско-краеведческой, познавательной, исследовательской и поисковой деятельности; подведение итогов летних походов и экспедиций и обмен опытом исследовательской работы; определение лучших туристско-краеведческих объединений; выявление возможностей и способностей школьников в области туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности посредством приобщения их к самостоятельному творчеству, расширение и углубление знаний, полученных на уроках. По результатам конкурса победу одержали учащиеся школ №149, 184, 220, 222, 668, 694, 727, 847, 1223, ЦО №1601, которые в дальнейшем защищали честь Северного округа на городском этапе. По итогам обсуждения городского жюри лауреатом конкурса в секции «Экология» стала учащаяся «Школы здоровья» №668 имени Героя Советского Союза В.П.Кислякова Анна Крылова с работой «Эколого-краеведческий просветительский маршрут по микрорайону Коровино-Фуниково» (руководитель Наталия Постникова). В номинации «Экспедиционный туризм (участники первенства Москвы по туризму)» лауреатами стали учащиеся школы №660 Антон Каракин, Борис Беляев, Максим Шашкин, Никита Толов с работами «Комплексное описание региона (применение программно-ролевого метода в полевых условиях)» (руководитель Андрей Фортинский), а также учащиеся школы №1159 Дарья Фортинская, Софья Ускова, Данила Усков, Никита Топов с работами «Изучение региона творческими методами» (руководитель Ульяна Фортинская). Дипломантами секции «Экология» стали учащиеся Центра образования №1601 Алексей Дергаусов, Роман Дубенец, Лия Дробышева, Екатерина Баймаструк, Арсений Борисевич, Алексей Петрушенков с работами «Коралловое море Карбона на территории Московского региона на примере Серпуховского известнякового карьера «Заборье» (руководители Алексей Баландин и Наталья Соболева). Дипломантами секции «Историко-культурное наследие» стали учащаяся школы №149 Карина Шамаева с работой «Малоизвестные страницы жизни одной семьи поселка Сокол (Чертков В.Г. и его близкие-знакомые незнакомцы)», учащийся школы №727 Константин Чесноков с работой «Молодые люди должны любить свою Родину, знать прошлое, думать о будущем…» (руководитель Оксана Полунина), учащиеся школы №847 Николай Арсеньев и Николай Орлов с работой «Поход юных моряков на учебном (военном) судне «Ленинград» по местам российской (советской) славы» (руководители Татьяна Литвинова и Олег Кузенков), учащаяся школы №1223 Галина Магомедова с работой «Дорога на Чиркейскую ГЭС» (руководитель Ирина Олейник).Организаторы конкурса отметили высокий уровень выполненных работ, актуальность и научно-исследовательский (поисковый) стиль. По результатам конкурса всем лауреатам и дипломантам вручили дипломы и ценные подарки.А еще в Северном округе прошел окружной этап Московской городской музейно-исторической олимпиады среди образовательных учреждений системы Департамента образования, посвященный 70-летию Московской битвы, по номинациям «Музейная акция», «Музейно-историческая викторина», «Учебно-исследовательская работа». Организаторы так определили цель и задачи конкурса: целенаправленное развитие и дальнейшее совершенствование учебно-исследовательской деятельности в области детско-юношеского туризма, краеведения и экологии; совершенствование организации и содержания обучения; воспитание подрастающего поколения средствами туризма и краеведения; привитие интереса к изучению природных закономерностей и охране природы, к сохранению национального природного и культурного наследия; воспитание у детей чувства патриотизма, уважения и бережного отношения к многонациональной культуре нашей Родины, народным традициям, обычаям, обрядам; сохранение исторической памяти; совершенствование личностных умений, нравственного и физического воспитания и навыков учащихся в проведении исследовательских работ; выявление одаренных детей и содействие в реализации интеллектуального потенциала учащихся; формирование устойчивого интереса к профориентации и выбору будущих профессий. В окружном этапе конкурса приняли участие 140 образовательных учреждений, победители представляли Северное окружное управление образования на городском этапе конкурса. В городском конкурсе приняли участие 568 образовательных учреждений Москвы. Команды Северного округа стали победителями в номинациях «Музейная акция» (учащиеся школы №706 заняли I место); «Музейно-историческая викторина» (учащиеся школы №1315 заняли II место); «Учебно-исследовательская работа» (ученик 10-го класса школы №425 Андрей Тюрин стал лауреатом). По итогам городского этапа конкурса команда Северного округа заняла второе место и на церемонии, состоявшейся в Московском городском Доме учителя, была награждена кубком и дипломом.Надежда ОРЕХОВА, заместитель директора детско-юношеского центра «Звезда»
Комментарии