search
main
0

Ковчег для всех. Как здорово быть разными!

Однажды мне позвонила Людмила Владимировна Левченко, учитель физкультуры школы Звездного городка, и радостным голосом сообщила: «Поздравьте меня, моя Настя в соревновании по плаванию заняла первое место». Мне понятна ее радость, ведь у Насти серьезный диагноз – ДЦП. Когда девочка пришла в школу, то даже осанку не могла держать. И воды испугалась, когда ее подвели к школьному бассейну. Людмила Владимировна занималась с Настей по уникальному, разработанному ею методу, о котором наша газета уже рассказывала. Настя не только научилась плавать, но и через какое-то время смогла участвовать в соревновании по плаванию и победила. А соревновалась она с детьми с менее сложным заболеванием – слабослышащими. А потом Настя Аблясова блестяще выступила на Международном марафоне инвалидов «Содружество» с зажигательным испанским танцем. Она стала лауреатом премии губернатора Московской области.

Инклюзивное образование в школе Звездного городка началось еще в конце 80-х – начале 90-х годов. Ребята-инвалиды, живущие в городке, учились и учатся вместе с обычными. И последние к ним хорошо относятся, дружат с ними, помогают им во всем, радуются их успехам. Когда Настя впервые поплыла, ребята хлопали и кричали от восторга.

Готовы ли другие наши школы вводить у себя инклюзивное образование? Пока что такое обучение вводится только в качестве эксперимента. К примеру, в санкт-петербургских школах №593 и №56 эксперимент проходит успешно.

Понятие «инклюзивное образование» появилось в 1996 году. Внедрению его способствуют и общественные родительские организации, такие как Ассоциация родителей детей-инвалидов «Свет» во Владимирской области.

Какие барьеры стоят на пути создания таких школ с инклюзивным образованием, рассуждают кандидат педагогических наук, заместитель директора Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Татьяна Хотылева и методист Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской» и научный сотрудник городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования Татьяна Дмитриева:

– Инклюзивное образование -это совместное обучение (воспитание) детей с ограниченными возможностями здоровья и обычных. Здесь исключается любая дискриминация учеников. Детей-инвалидов считают такими же, как все, а не прилетевшими с другой планеты. Обязательно создаются для них специальные условия. Все ребята считаются индивидуумами с различными потребностями в обучении.

В школах, работающих по этой

системе, вводится свой учебный процесс, который отличается большей гибкостью и может удовлетворить каждого. При этом учтены интересы всех без исключения. Основные ценности и убеждения, присущие инклюзивному обучению: все дети могут учиться; каждый может столкнуться с трудностями в обучении; каждый нуждается в помощи; различия между людьми ценны и обогащают общество, детей необходимо готовить к жизни в инклюзивном обществе, которому свойственна толерантность и которое понимает и принимает разнообразие.

– Как далеко ушли западные страны в развитии инклюзивного образования? Как обстоит дело у нас сегодня?

– Во многих странах инклюзивное образование – общепринятая система. В Европе первые шаги в этом направлении были сделаны в 40-50-х годах XX века. В Америке закон об инклюзивном образовании принят в 1975 году. Эффективность его, развитие с его помощью гуманистических идей и толерантности доказаны опытом мирового сообщества.

У нас основа для развития инклюзии была заложена в 90-е годы, когда в Москве открылась знаменитая школа «Ковчег». Здесь успешно шел процесс включения детей с особенностями развития в среду обычных сверстников. Сегодня и в других городах и регионах России появился такой опыт.

На Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: методология, практика, технология», прошедшей год назад в Москве, был представлен опыт Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбурга, Новосибирска, Кемерова, Самары, Ярославля и других. В Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ) создан институт проблем инклюзивного обучения, работает городской ресурсный центр.

Основная цель школ, вступивших на этот путь, – создать специальные условия для развития и социальной адаптации ребят с особенностями в здоровье, причем оптимальные для каждого ребенка. При этом предполагается изменение индивидуального стиля работы учителя, от которого прямо зависит эмоциональное состояние всех детей. Принимая в свой класс ребенка с ограниченными возможностями здоровья, каждый педагог стоит перед выбором: следовать известным стереотипам, воспринимая присутствие в классе такого ребенка как помеху «нормальному» обучению остальных, или быть готовым к изменениям, пересмотреть не только профессиональные, но и личностные ценности и установки. При этом основой становится уверенность в том, что каждый ребенок способен учиться при определенных условиях.

В инклюзивном классе возникают нетипичные для российской школы отношения как между детьми в классе, так и между учителями и между родителями в школе в целом.

– Очевидно, здесь большая роль отводится специалистам, без помощи которых учителю не обойтись?

– Прежде всего необходимо участие координатора по вопросам инклюзивного образования, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, тьютора, воспитателей и родителей. Чем больше они будут похожи на единую команду, тем больше вероятность сохранения эмоционального комфорта, теплой атмосферы и активного сотрудничества всех.

Следует сказать, что работа в инклюзивном классе по-настоящему инновационная. Здесь формируется инклюзивная культура, выстраивается инклюзивная политика, которую реализует педагог.

– Вы говорили о создании особых условий, а в чем конкретно они заключаются?

– Перед тем как ввести инклюзивное обучение, нужно создать необходимые условия: это и подготовка педагогов и детей перед приходом в класс ребенка с ограниченными возможностями здоровья, разработка специальной программы, наличие комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, специальная работа по введению ребенка-инвалида в более сложную социальную среду.

Однако практика показывает, что все эти требования не соблюдаются. Начнем с закона. На уровне РФ его не существует, хотя в новом образовательном стандарте об этом говорится.

Вторая проблема касается самих учителей, они, как правило, с трудом перестраиваются. Кадры нужно готовить. Сегодня этим занимается только один вуз – Московский государственный психолого-педагогический университет, там готовят координаторов инклюзивного образования. В этом году будет первый выпуск десяти таких специалистов, где взять остальных? А еще нужны тьюторы.

– Требует ли новая система дополнительных средств?

– С введением подушевого финансирования в детских садах и школах стали сокращать психологов и логопедов, которых и без того не хватало. Что такое один логопед на 100 детей в начальной школе? А бывает и на 1000. О какой команде специалистов тогда мы можем говорить?

Нужно постепенно воспитывать все большее число детей и родителей, которые будут готовы толерантно относиться к не похожему на них человеку.

В детских садах других стран висят плакаты: «Это здорово – быть разными». Там у детей есть самые разные куклы, в том числе и на инвалидных колясках, с костылями, и это воспринимается малышами совершенно нормально, как воспринимаются, например, разные цветы на одной клумбе.

Дети растут, уже понимая и принимая друг друга, несмотря на непохожесть.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте