search
main
0

Кота в мешке не будет. По крайней мере в ближайшие годы

В пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась Всероссийская встреча руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергея КРАВЦОВА с родительской общественностью. Данное мероприятие проходит уже в четвертый раз и привлекает к себе большое внимание всех, кто прямо или косвенно связан с темой итоговой аттестации. Доказательством этому служит тот факт, что в Рособрнадзор поступило около 4000 вопросов от родителей, а прямую трансляцию встречи посмотрели порядка 32 тысяч человек.

Прежде всего Сергей Кравцов поспешил успокоить зрителей, сказав, что в этом году серьезных изменений в ЕГЭ и ОГЭ не будет. Как и раньше, все демоверсии заданий по всем предметам уже размещены на сайте Федерального института педагогических измерений (www.fipi.ru), все они полностью соответствуют уровню школьной программы, поэтому можно смело начинать готовиться к испытаниям, тем более что минимальные пороговые баллы также останутся на уровне прошлого года.Что же касается Всероссийских проверочных работ, то в этом учебном году они будут обязательными для 4, 5 и 6‑х классов, а для 7, 8 и 11‑х классов школы проведут их по своему желанию. Темы итогового сочинения тоже уже объявлены, поэтому кота в мешке можно не опасаться.Тем не менее определенные изменения в ЕГЭ все же есть, особо подчеркнул глава Рособрнадзора. В частности, в 2019 году экзамен по китайскому языку станет столь же рядовым, как по английскому или французскому. Правда, учитывать или нет его результаты как вступительный экзамен, будут решать сами вузы.- По итогам ЕГЭ-2017 мы провели тщательный анализ результатов и пришли к определенным выводам, – рассказал Сергей Кравцов. – Так, выяснилось, что на экзамене по истории дети довольно слабо умеют работать с картой и иллюстративным материалом, на экзамене по физике затрудняются решать задачи, в которых нужны знания из области математики. А ведь все эти навыки закладываются еще в 5‑м классе, и если их вовремя не сформировать, проблемы возникнут гораздо позже, на ОГЭ и ЕГЭ. Именно поэтому мы глубоко убеждены: ВПР необходимы, чтобы вовремя выявить пробелы и постараться устранить их. И это нужно прежде всего самим школам, чтобы знать, над чем работать и на чем делать особый упор.Анализ также показал, что общая проблема для большинства школьников – недостаток самоконтроля. Это не позволяет им, проверив собственные записи, обнаружить ошибку или описку. Кроме того, выпускники плохо владеют речью, из-за чего на устном экзамене не могут выразить свои мысли. Для этого, собственно, и вводится устная часть, чтобы педагоги уделяли больше внимания развитию способности учащихся грамотно и связно говорить.Значительная часть мероприятия была посвящена ответам на вопросы родителей из самых разных регионов страны.Волгоградская область. Вопрос. Мой ребенок сдал только одну ВПР, в остальное время он болел. Повлияет ли данный факт на его дальнейшие успехи?Ответ. Это решает администрация школы. Пересдать остальные ВПР по другим предметам можно в любое время.Забайкальский край. Вопрос. С 2019 года выпускники могут сдавать ЕГЭ по китайскому. Но будет ли этот язык преподаваться им в вузах в дальнейшем?Ответ. Это также решает администрация каждого конкретного вуза. Сейчас все больше и больше образовательных организаций преподают китайский для своих студентов.Амурская область. Вопрос. Почему усложнили экзамен по русскому языку?Ответ. Никаких усложнений нет, просто ввели устную часть, отказались от тестов с выбором ответа и ввели смысловое чтение, чтобы ученик искал аргументацию внутри текста, а не пользовался домашними заготовками, заучивая цитаты из тех или иных источников. Это сделано для того, чтобы дети ушли от шаблонов и стереотипов.Мурманская область. Вопрос. Планируется ли увеличение количества предметов по выбору в форме ЕГЭ? И не приведет ли это к чрезмерной перегрузке наших детей, ведь им и сейчас очень сложно?Ответ. Количество экзаменов, как обязательных, так и по выбору, в ближайшие годы не изменится. Это касается и ЕГЭ, и ОГЭ. Напомню, что с 2022 года в число обязательных предметов ЕГЭ будет включен иностранный язык. Будет ли при этом экзамен разделен на базовый и профильный уровни, подобно ЕГЭ по математике, пока не ясно, идея обсуждается. Что же касается перегрузки, то, во-первых, напомню, что в советские времена дети каждый год сдавали переводные экзамены, и ничего, все выжили. Ведь во взрослой жизни нам сплошь и рядом приходится проходить самые разные, порой очень сложные испытания, поэтому надо учить детей преодолевать препятствия уже со школы. А во-вторых, я считаю, что очень много зависит от вас, уважаемые родители, от вашего отношения к этому, от атмосферы, созданной в семье. Там, где нет никаких истерик и накручивания всевозможных страхов, дети спокойно готовятся и сдают экзамены на высшие баллы.Республика Башкортостан. Вопрос. Почему в нашем регионе пробные ЕГЭ платные?Ответ. Сам экзамен, как известно, на всей территории РФ проводится бесплатно. Но что касается пробных испытаний, регионы вправе самостоятельно решать, как организовывать этот процесс. Никто же никого не заставляет насильно сдавать пробный ЕГЭ, к тому же в Сети сейчас есть множество ресурсов, на которых выложено большое количество заданий для тренировки, причем как по ЕГЭ, так и по ОГЭ. И это все доступно для каждого.Ямало-Ненецкий автономный округ. Вопрос. Сейчас ученики старших классов испытывают огромные нагрузки, поскольку вынуждены не только выполнять задания учителей по всем предметам, но и усиленно готовиться к ЕГЭ. Зачем же их нагружают еще больше, заставляя сдавать ВПР? Ведь вы же сами сказали – проверочные работы выявляют проблемы на ранних этапах, в 4, 5, 6, 7‑х классах, а зачем же это делать в 11‑м классе, когда уже поздно что-то исправлять?Ответ. Это делается в интересах самих же школьников. Да, сегодня ученики 10‑11‑х классов сосредоточены на подготовке к ЕГЭ, однако нередко это сводится к тому, что остальные предметы они практически не учат. Поэтому мы хотим узнать сами и показать им, насколько великие пробелы возникают у них именно по этим якобы ненужным предметам, ведь такого быть не должно, каждый ученик должен получать полный объем знаний в рамках школьной программы.Москва. Вопрос. В ряде школ дети 4‑го класса, выполняя ВПР, очень волновались, поскольку прошел слух, что тех, кто напишет плохо, оставят на второй год. Так ли это?Ответ. ВПР не является чем-то вроде экзамена, это просто проверка. Но школа имеет право самостоятельно принимать решение, засчитывать ли результаты ВПР как результаты итоговой аттестации или нет. И вообще, только школа может решать, что делать с результатами ВПР. Мы на этот процесс никак не влияем.Карачаево-Черкесская Республика. Вопрос. Будет ли организовано видеонаблюдение при проведении итогового сочинения?Ответ. Это зависит от возможностей и желания регионов. Там, где решат, что это нужно, оно будет организовано.Москва. Вопрос. Образование в столичных школах зациклено на подготовке к ОГЭ-ЕГЭ, потому что это влияет на рейтинг, а значит, и на финансирование образовательных организаций. Как уйти от этой порочной зависимости?Ответ. На самом деле уже несколько лет результаты ЕГЭ больше не учитываются при оценке работы образовательных организаций на муниципальном и региональном уровнях. И это сделано как раз для того, чтобы не заставлять учителей и учеников работать только на результат экзамена, ведь образование – процесс гораздо более обширный, нежели подготовка к ЕГЭ. Что же касается рейтингов, мы согласны с тем, что их проведение отрицательно влияет на развитие образования, поэтому есть все основания утверждать, что в ближайшие годы их перестанут проводить.Вологодская область. Вопрос. Не планируется ли ввести ЕГЭ для выпускников ссузов?Ответ. Нет, не планируется. Все мы в курсе, что многие школьники специально уходят после 9‑го класса в колледжи и техникумы, чтобы потом оттуда поступить в вуз без экзаменов. Но проблема не в самом факте существования этой схемы, а в том, что в вузах необходимо наладить предельно объективный и прозрачный процесс оценки знаний выпускников ссузов. А это можно сделать и без ЕГЭ.Вологодская область. Вопрос. Будет ли введена устная часть на экзаменах по всем предметам гуманитарного цикла?Ответ. Хотим мы того или нет, но развитие речи и умения излагать свои мысли есть в любом предмете и является обязательной частью педагогического процесса. А значит, необходимо проверять и степень развития этих навыков тоже. Другое дело, что подходить к этому нужно очень серьезно, тщательно изучив ситуацию. Поэтому мы выступаем за стабильность системы, то есть пока не планируем сотрясать ее очередными нововведениями. Но если придем к выводу об их необходимости, обязательно вынесем вопрос на публичное обсуждение.В студии присутствовал и Руслан Салимгареев, студент 1‑го курса МГУ, единственный в стране выпускник школы, который набрал 400 баллов на ЕГЭ по русскому языку, математике, химии и биологии, а также 83 балла по информатике и 98 – по физике. Он спросил Сергея Кравцова, как тот относится к олимпиадам, ведь теперь в вузы можно поступить не только по итогам единого госэкзамена, но и с помощью этих испытаний.- Я поддерживаю олимпиадное движение, – заявил глава Рособрнадзора. – Это стимулирует ребят лучше учиться, помогает выявлять юные таланты и дарования. Но тут, как и на ЕГЭ, есть проблема объективности. Не секрет, что существуют утечки, многие задания становятся известны заранее, кроме того, есть факты, что некоторые дети списывают или им подсказывают. В общем, там тоже необходимо навести порядок, чтобы все были в равных условиях.Приглашенная на встречу студентка Финансового университета при Правительстве РФ Алина Соседко отметила, что именно благодаря ЕГЭ она смогла поступить в вуз своей мечты. Однако, по ее словам, есть одна проблема, которая мешает ей нормально учиться.- Сейчас в общежитиях нашего университета нет свободных мест, поэтому мне и многим моим друзьям приходится снимать квартиры, – пожаловалась девушка. – Может быть, в будущем стоит расселять тех, кто получил максимум баллов на экзамене, вне очереди?Буквально сразу же на связь вышел Михаил Эскиндаров, ректор университета, где учится Алина. Он пообещал ей помочь уладить дело с жильем. Однако при этом он отметил, что проблема касается не только конкретного вуза, но и большинства остальных.- Может быть, имеет смысл начать решать ее системно, в масштабах страны? – предложил ректор. – Например, можно строить межвузовские общежития, где бы жили студенты сразу нескольких учреждений.Сергей Кравцов поддержал идею Эскиндарова, а заодно поблагодарил родителей стобалльников за то, что они воспитали таких умных детей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте