Юбилейные даты – время подводить итоги: 2022 год – 45 лет Троицку, 10 лет ТиНАО. А если отмотать чуть назад – в сентябре 2021‑го наша школа отметила 55‑летие. Как изменили нашу жизнь все эти события?
Академгородок – город-наукоград
Наше учреждение образования – первая школа академгородка Красная Пахра. Оно со временем стало Гимназией имени Николая Васильевича Пушкова, а небольшой академгородок превратился в наукоград Троицк. В нем 10 НИИ, многие из них напрямую связаны с изучением космоса, и со многими из них мы тесно сотрудничаем.
Нам исторически повезло: с 1963 года, как только было построено школьное здание, мы стали подшефной школой ИЗМИРАНа. Его сотрудники – частые гости нашей гимназии. Они приходят читать ребятам лекции, выступают научными руководителями школьных проектов. Ученые Троицка охотно становятся членами экспертных комиссий на Международных юношеских научных чтениях имени С.П.Королева, открытой конференции школьников «Зов Вселенной», региональном этапе Московского городского конкурса исследовательских и проектных работ учащихся, физическом марафоне «Шаг в науку». Один из самых преданных наших друзей, который работает с учениками нашей гимназии все 55 лет, с момента открытия школы, – доктор физико-математических наук, полярник, радиолюбитель, ведущий сотрудник ИЗМИРАН Александр Николаевич Зайцев. Это сотрудничество, переросшее в многолетнюю дружбу, начиналось в 1966‑м с кружка радиолюбителей, который за эти полвека вырос в Центр космической связи. Именно Александр Николаевич заразил нас космосом. За что ему большое спасибо!
Что способно изменить жизнь
Теперь мы не только сотрудничаем с институтами Троицка, но часто бываем в Институте космических исследований РАН: посещаем дни открытых дверей, участвуем в конференциях и приглашаем сотрудников ИКИ к нам в гости. Они соглашаются! Приезжают с лекциями или чтобы судить очередной конкурс. Огромное спасибо Роману Бессонову, завотделом оптико-физических исследований ИКИ РАН, что, невзирая на свою занятость, он взял на себя научное руководство одной из команд гимназии на чемпионате CanSat.
Нельзя не сказать о проекте НИИ ядерной физики имени Д.В.Скобельцына МГУ «Воздушно-инженерная школа МГУ», в котором мы принимаем активное участие с 2011 года. 10 лет назад сотрудники НИИЯФ и Мемориального музея космонавтики предложили нашим ученикам попробовать свои силы в конкурсном отборе в команду Москвы для участия в норвежском национальном этапе чемпионата CanSat. От конкурсантов требовались знание английского и физики, умение паять и работать в команде. Претендентов от разных школ было немало, но в сборную Москвы на соревнование в Норвегию взяли двух наших учениц 8‑го класса. Поездка изменила девушек, они вернулись с твердым решением посвятить себя инженерии.
И с 2011‑го в нашей гимназии работает «Спутник в консервной банке» – один из инженерных проектов для ребят 8-11‑го классов. За десять лет было сформировано 17 команд, не все проходили в финал, зато все участники поступали в вузы инженерной направленности: на физфак МГУ, в МГТУ имени Н.Э.Баумана, МАИ, МИРЭА, МИИТ. От Гимназии имеми Н.В.Пушкова в проекте Воздушно-инженерной школы МГУ задействованы не только те ученики, что вошли в команду, но и другие учащиеся, а также педагоги. Они выступают на чемпионате в качестве волонтеров. Хочется отметить, что многие из них остаются в проекте после того, как окончили не только школу, но и вуз.
Более пяти лет мы участвуем в Международной космической олимпиаде, которая традиционно проходит в конце октября в Королеве. С 2007 года наша гимназия ежегодно участвует во Всероссийских, а теперь уже Международных юношеских научных чтениях имени С.П.Королева, последние два года наша гимназия входит в состав оргкомитета чтений и является базовой школой для их проведения. На Королевских чтениях ребята демонстрируют свои таланты в различных направлениях: астрономии, научно-техническом творчестве молодежи, дистанционном зондировании Земли, в знании истории космонавтики или в литературном творчестве. Оргкомитет чтений не только проводит мероприятие, но и организует тематические каникулярные образовательные школы. В них мы тоже принимали участие. Они проходили в Международном детском центре «Артек», в Самарском госуниверситете, в Калуге, Троицке (Москва), Веневе (Тульская область), Ереване (Армения) и Чехии.
Наши космические проекты
Можно выделить как минимум два направления работы: дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) и «Космос ближе».
В ДЗЗ наши школьники добились значительных успехов. Ученицы 8‑го класса занимались расследованием загрязнения Ладожского озера проходящими судами с помощью данных космической съемки. Используя снимки озера из космоса, трафик судов и зная погодные условия в нужный момент времени, они вычислили, какое судно стало виновным в загрязнении Ладоги льяльными нефтесодержащими водами. Проект был представлен на Международной конференции Baltic from Space Workshop в Финляндии (2017), авторов отметили благодарностью от Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Гимназисты исследовали отмели и острова в Оленском заливе моря Лаптевых, изучали антропогенное воздействие на ландшафты, проводя анализ последствий эпидемии короеда в лесах Москвы и Московской области с помощью снимков из космоса; находили крупные скопления атлантических моржей на песчаных пляжах Арктической зоны; создавали карту эффективного раздельного сбора твердых бытовых отходов в Троицке с помощью ДЗЗ и ГЛОНАСС; вели мониторинг мест произрастания борщевика Сосновского; изучали, как обеспечить безопасность полетов в аэропорту Жуковский с помощью космоснимков.
В направлении «Космос ближе» ученики разрабатывали такие проекты: «Колонизация Марса» (марсианская база, 3D-моделирование и печать); «ИНФОЛАЗЕР»; «Возможна ли жизнь на Марсе?» (создание аппарата для получения кислорода с помощью хлореллы); «Воздушный старт» (летающий космодром, создание модели); «Медико-биологический эксперимент в космосе и на Земле»; «Применение гибких солнечных панелей на космическом аппарате»; «Разработка автоматизированного комплекса технического мониторинга обшивки обитаемых космических кораблей»; «Разработка модели детектора нейтрино на Энцеладе»; «3D-модель лунной базы», «Создание взлетно-посадочного модуля в точке Лагранжа системы «Земля – Луна» из космического мусора»; «Разработка 3D-модели КА «Кашалот» для сбора космического мусора».
Активно включились пушковцы в работу над творческими космическими проектами. Создавали макет образовательного парка «Школа юных космопроходцев», разрабатывали Smart-одежду, делали коллекцию одежды «Сияние планеты» на основе космоснимков Олега Кононенко, занимались художественной обработкой космоснимков (выставка работ проходила на борту МКС в 2019 г.), создавали комиксы для младшеклассников по истории отечественной космонавтики.
Самой яркой работой стал межрегиональный проект, о котором было много публикаций даже в иностранных СМИ. Две наши ученицы (11‑й класс) в составе проектной группы «РИСКСАТ», куда входили школьники из Троицка, Тулы, Венева, Дедовска, Гатчины, Санкт-Петербурга и Якутска (научный руководитель группы А.А.Кучейко), обнаружили новый остров в районе Северного острова архипелага Новая Земля. Дата географического открытия – 9 июля 2020 года. Оно было сделано в онлайн-режиме в результате обработки спутниковых снимков. На новый остров была организована совместная экспедиция Русского географического общества и Северного флота, а в апреле 2021 года юные исследователи получили памятные подарки – камни с открытого ими острова. Свое открытие школьники проектной группы посвятили памяти летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза Германа Титова: остров назвали его именем. Размеры острова невелики: 410×200 м, площадь – 5,6 га, высота вместе с оставшимся ледяным покровом – 27 м. Координаты центра – 75°33′50,89″ с. ш., 58°18′14,76″ в. д. А значение этого открытия для изучения географии Земли огромно!
Изучая космическое пространство и свою родную планету, школьники не только получают новые знания и умения, но и знакомятся с наукоемкими производствами и различными профессиями, получают опыт работы над проектом в команде, что помогает им в выборе дальнейшей профессии.
За 55 лет работы нашей школы в ней успели отучиться более 5000 юношей и девушек, которым повезло родиться и вырасти в наукограде Троицке, который уже более 10 лет является одним из научных кластеров Москвы.
Наша гимназия всегда использовала научный потенциал Троицка, приглашая в школу сотрудников городских НИИ, а сейчас и научных институтов столицы!
В Москве проходит множество образовательных мероприятий. Это конкурсы, мастер-классы, фестивали науки и «Университетские субботы»… Трудно их даже перечислить! А учитывая цифровую реальность, наши возможности становятся просто безграничны. Значит, мы, учителя столицы, обязаны зажечь в юном москвиче познавательное любопытство. И это, наверное, самое ответственное в нашей работе.
Татьяна БИРЮКОВА,
учитель информатики Гимназии имени Н.В.Пушкова, Троицк
Комментарии