search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек В школьных учебниках могут появиться разделы о выдающихся российских ученых Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения»
0

Космос становится ближе

Совершенно очевидно, что будущее нашей страны в руках сегодняшних школьников. А значит, это будущее в руках сегодняшних учителей. Эти утверждения легко проиллюстрировать на примере впервые внедряемой в школах Москвы инновации «Реализация концепции научно-практического образования в области космических технологий и экспериментов», научный руководитель которой кандидат психологических наук член Общественного совета Министерства образования Александр Леонтович.

Инновационная площадка по этой теме была учреждена в СВАО по инициативе педагогов, ранее участвовавших в Московской открытой научно-образовательной программе «Эксперимент в космосе» (2006-2009 гг.) и экспериментальной программе «Проектирование образовательной среды учреждения как основа становления детско-взрослой событийной общности» (2009-20012 гг.).Справедливо возникает вопрос: почему же научно-практическое образование в области космических технологий и экспериментов до сих пор остается актуальным и не утрачивает свой гиперинновационный характер? Все дело в том, что потребность отечественной школы в такой инновации обусловлена ее высокой народно-хозяйственной и инженерно-технической значимостью. Замечательным феноменом, демонстрирующим заслуги современных педагогов и учащихся, стали прорывные космические проекты в области интеграции инженерно-космических знаний и школьного образования, многие талантливые школьники, работавшие в рамках реализации программ космического образования, стали авторами проектов и экспериментов, реализованных на борту Международной космической станции или биоспутника, многие апробировали свой опыт на международных научных конференциях, внесли значительный вклад в научно-технические достижения Отечества.Помощь школьных изобретателей, конструкторов и теоретиков крайне важна для ученых. Великим космическим ученым и инженерам сегодня требуются новые, молодые силы, яркие таланты, блестящие умы, которые, к сожалению, утекают в сторону модных гуманитарных профессий. Прийти эти умы должны из сегодняшней школы, пополнять ряды ученых беспрерывно в течение нескольких десятилетий, именно в ходе внедрения школьной инновационной программы по реализации космических технологий и экспериментов в течение нескольких десятков лет в космическую науку должны прийти молодые пассионарии, для которых космос – главный жизненный интерес. Нам нужны и неустанные мозговые штурмы, и кропотливые научные исследования, инициатива и изобретательство, готовность к самоотверженному служению прогрессивной научной мысли по освоению космического пространства. Вырастить таких талантливых и «болеющих» космосом выпускников возможно космической темой. Степень такого участия педагогов по внедрению основ космического образования важна на любом, не только на конструкторско-изобретательском, но даже на пропедевтическом уровне.Каковы же основные направления деятельности педагогов Центра образования №1486 по внедрению программы реализации космических технологий и экспериментов?В концентре начальных классов комплекс мер по реализации программы включает:    разработку и проведение классных и клубных часов, курсов по выбору и занятий дополнительного образования по занимательной астрономии, космологии, космогонии, истории научно-технических открытий, биографиям «замечательных людей» (в начальных классах это познавательные курсы школьного компонента, связанные с более глубоким изучением строения Вселенной);    системный подход к организации малых исследовательских экспедиций в музеи Москвы, связанные с авиацией и космонавтикой, планетарии, мемориальные комплексы;    включение в практику работы учителя виртуальных музеев астрономии и космонавтики, образовательных космических сайтов;    создание творческих работ учащихся по теме «Авиация и космонавтика» в области изобразительного творчества «Дети рисуют космос», в области литературного творчества «Стремление к звездам» – поэзия, проза, фантастика;    использование основ начального технического моделирования для построения авиамоделей, моделей ракет и летательных аппаратов, подготовка макетов по теме «Авиация и космонавтика»;    использование лего-конструирования и лего-робототехники для моделирования роботов, предназначенных для освоения космоса;    проведение простейших исследований астрономических явлений в атмосфере Земли и звездном небе, подготовка исследовательских и проектных работ по космической тематике;    подготовка реферативных работ и иллюстративных презентаций по истории отечественной авиации и космонавтики, научному подвигу ученых первооткрывателей, авиа- и космических инженеров, космонавтов;    подготовка проектных работ в области информационных технологий, раскрывающих тайны строения Вселенной, истории космических полетов (мультфильмы, компьютерная графика, иллюстративные электронные пособия, сюжеты детских телепередач, интерактивные сайты).В концентре основной школы предполагается:    проведение целенаправленной работы по формированию планетарного мышления воспитанников при интеграции гуманитарных и естественно-математических дисциплин;    подготовка исследовательских проектов по направлениям «Наука о жизни», «Космонавтика», «Демонстрационный и физико-технический эксперименты», «Астрономия и геофизика»;    проведение исследовательских работ по изучению химического состава небесных тел, пищи космонавтов, космических наноматериалов;    постановка физических, биологических, инженерно-технических и социальных экспериментов, предполагающих испытание на борту биоспутника или МКС;    написание литературных работ – статей, рефератов, эссе, фантастических рассказов по космическим темам и их апробация на всероссийских, международных и московских фестивалях «Мой космос», «Через тернии к звездам», «Космический патруль»;    широкое использование информационных технологий и лего-робототехники для построения конструкций, макетов, опытных установок;    проведение конкурсов рисунков «Космическая наука глазами учащихся», составление презентаций об истории космических достижений и открытий, о жизненном подвиге ученых по освоению космоса;    организация исследовательских экспедиций в Экпериментаниум, Планетарий, Лунарий, Звездный городок, погружение в информационную среду виртуальных музеев;    на уроках физики и математики при рассмотрении тем, связанных с небесной механикой, обращение особого внимания на прикладные задачи, посвященные законам строения Вселенной;    составление программ предпрофильных элективных курсов по астрофизике, космонавтике, небесной механике и внедрение этих курсов в практику работы;    использование дистанционных форм обучения: «Сайт МГДД(Ю)Т – отдел астрономии и космонавтики – перспективные программы космического образования – «Эксперимент в космосе» – дистанционное обучение».В концентре средней школы могут быть использованы те же формы работы, что и в основной. Эта работа усложняется, вследствие того что старшеклассники имеют более глубокую теоретическую базу. Но в то же время можно отметить следующую специфику. Это:    тесная связь с учеными и инженерами, работающими в рамках Московской открытой научно-образовательной программы «Эксперимент в космосе»;    активное сотрудничество с отделом авиации и космонавтики МГДД(Ю)Т, профориентационное сотрудничество с МАИ, МАТИ;    организация на базе ЦО подготовительных курсов в инженерно-технические вузы.Существуют практические предпосылки вхождения ЦО №1486 в международный проект по освоению программ космического образования. На протяжении многих лет ЦО №1486 сотрудничает с ЦО №1682 по подготовке проектов в области «Космонавтика». Учащиеся ЦО №1682 неоднократно выступали перед учащимися ЦО №1486 с защитой проектов на межшкольных фестивалях и конференциях. В издательстве МГДД(Ю)Т опубликованы два научно-методических сборника, содержащих материалы по детско-взрослой проектно-исследовательской деятельности в области «Космонавтика».В школе идет целенаправленная работа по формированию планетарного мышления воспитанников. Учащиеся пишут литературные работы – рефераты, эссе, фантастические рассказы по космическим темам, за работу «Стремление к звездам» трое из них удостоены дипломов лауреатов Всероссийского фестиваля «Мой космос», а также дипломов третьей степени конкурса. На Московский городской конкурс проектных, исследовательских и реферативных работ школьников по астрономии и космонавтике с участием регионов РФ «Через тернии к звездам» в этом учебном году направлены три работы, активно разрабатывается проект по моделированию демонстрационного физического эксперимента «Увеличение скорости ракеты в зависимости от количества ступеней». Материалы этого проекта опубликованы в сборнике материалов научно-практической конференции РУДН «Мой первый шаг в науке».Марина НЕДУМОВА, кандидат педагогических наук, педагог-организатор научно-инновационной деятельности ЦО №1486

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте