search
main
0

Космос становится ближе

Совершенно очевидно, что будущее нашей страны в руках сегодняшних школьников. А значит, это будущее в руках сегодняшних учителей. Эти утверждения легко проиллюстрировать на примере впервые внедряемой в школах Москвы инновации «Реализация концепции научно-практического образования в области космических технологий и экспериментов», научный руководитель которой кандидат психологических наук член Общественного совета Министерства образования Александр Леонтович.

Инновационная площадка по этой теме была учреждена в СВАО по инициативе педагогов, ранее участвовавших в Московской открытой научно-образовательной программе «Эксперимент в космосе» (2006-2009 гг.) и экспериментальной программе «Проектирование образовательной среды учреждения как основа становления детско-взрослой событийной общности» (2009-20012 гг.).Справедливо возникает вопрос: почему же научно-практическое образование в области космических технологий и экспериментов до сих пор остается актуальным и не утрачивает свой гиперинновационный характер? Все дело в том, что потребность отечественной школы в такой инновации обусловлена ее высокой народно-хозяйственной и инженерно-технической значимостью. Замечательным феноменом, демонстрирующим заслуги современных педагогов и учащихся, стали прорывные космические проекты в области интеграции инженерно-космических знаний и школьного образования, многие талантливые школьники, работавшие в рамках реализации программ космического образования, стали авторами проектов и экспериментов, реализованных на борту Международной космической станции или биоспутника, многие апробировали свой опыт на международных научных конференциях, внесли значительный вклад в научно-технические достижения Отечества.Помощь школьных изобретателей, конструкторов и теоретиков крайне важна для ученых. Великим космическим ученым и инженерам сегодня требуются новые, молодые силы, яркие таланты, блестящие умы, которые, к сожалению, утекают в сторону модных гуманитарных профессий. Прийти эти умы должны из сегодняшней школы, пополнять ряды ученых беспрерывно в течение нескольких десятилетий, именно в ходе внедрения школьной инновационной программы по реализации космических технологий и экспериментов в течение нескольких десятков лет в космическую науку должны прийти молодые пассионарии, для которых космос – главный жизненный интерес. Нам нужны и неустанные мозговые штурмы, и кропотливые научные исследования, инициатива и изобретательство, готовность к самоотверженному служению прогрессивной научной мысли по освоению космического пространства. Вырастить таких талантливых и «болеющих» космосом выпускников возможно космической темой. Степень такого участия педагогов по внедрению основ космического образования важна на любом, не только на конструкторско-изобретательском, но даже на пропедевтическом уровне.Каковы же основные направления деятельности педагогов Центра образования №1486 по внедрению программы реализации космических технологий и экспериментов?В концентре начальных классов комплекс мер по реализации программы включает:    разработку и проведение классных и клубных часов, курсов по выбору и занятий дополнительного образования по занимательной астрономии, космологии, космогонии, истории научно-технических открытий, биографиям «замечательных людей» (в начальных классах это познавательные курсы школьного компонента, связанные с более глубоким изучением строения Вселенной);    системный подход к организации малых исследовательских экспедиций в музеи Москвы, связанные с авиацией и космонавтикой, планетарии, мемориальные комплексы;    включение в практику работы учителя виртуальных музеев астрономии и космонавтики, образовательных космических сайтов;    создание творческих работ учащихся по теме «Авиация и космонавтика» в области изобразительного творчества «Дети рисуют космос», в области литературного творчества «Стремление к звездам» – поэзия, проза, фантастика;    использование основ начального технического моделирования для построения авиамоделей, моделей ракет и летательных аппаратов, подготовка макетов по теме «Авиация и космонавтика»;    использование лего-конструирования и лего-робототехники для моделирования роботов, предназначенных для освоения космоса;    проведение простейших исследований астрономических явлений в атмосфере Земли и звездном небе, подготовка исследовательских и проектных работ по космической тематике;    подготовка реферативных работ и иллюстративных презентаций по истории отечественной авиации и космонавтики, научному подвигу ученых первооткрывателей, авиа- и космических инженеров, космонавтов;    подготовка проектных работ в области информационных технологий, раскрывающих тайны строения Вселенной, истории космических полетов (мультфильмы, компьютерная графика, иллюстративные электронные пособия, сюжеты детских телепередач, интерактивные сайты).В концентре основной школы предполагается:    проведение целенаправленной работы по формированию планетарного мышления воспитанников при интеграции гуманитарных и естественно-математических дисциплин;    подготовка исследовательских проектов по направлениям «Наука о жизни», «Космонавтика», «Демонстрационный и физико-технический эксперименты», «Астрономия и геофизика»;    проведение исследовательских работ по изучению химического состава небесных тел, пищи космонавтов, космических наноматериалов;    постановка физических, биологических, инженерно-технических и социальных экспериментов, предполагающих испытание на борту биоспутника или МКС;    написание литературных работ – статей, рефератов, эссе, фантастических рассказов по космическим темам и их апробация на всероссийских, международных и московских фестивалях «Мой космос», «Через тернии к звездам», «Космический патруль»;    широкое использование информационных технологий и лего-робототехники для построения конструкций, макетов, опытных установок;    проведение конкурсов рисунков «Космическая наука глазами учащихся», составление презентаций об истории космических достижений и открытий, о жизненном подвиге ученых по освоению космоса;    организация исследовательских экспедиций в Экпериментаниум, Планетарий, Лунарий, Звездный городок, погружение в информационную среду виртуальных музеев;    на уроках физики и математики при рассмотрении тем, связанных с небесной механикой, обращение особого внимания на прикладные задачи, посвященные законам строения Вселенной;    составление программ предпрофильных элективных курсов по астрофизике, космонавтике, небесной механике и внедрение этих курсов в практику работы;    использование дистанционных форм обучения: «Сайт МГДД(Ю)Т – отдел астрономии и космонавтики – перспективные программы космического образования – «Эксперимент в космосе» – дистанционное обучение».В концентре средней школы могут быть использованы те же формы работы, что и в основной. Эта работа усложняется, вследствие того что старшеклассники имеют более глубокую теоретическую базу. Но в то же время можно отметить следующую специфику. Это:    тесная связь с учеными и инженерами, работающими в рамках Московской открытой научно-образовательной программы «Эксперимент в космосе»;    активное сотрудничество с отделом авиации и космонавтики МГДД(Ю)Т, профориентационное сотрудничество с МАИ, МАТИ;    организация на базе ЦО подготовительных курсов в инженерно-технические вузы.Существуют практические предпосылки вхождения ЦО №1486 в международный проект по освоению программ космического образования. На протяжении многих лет ЦО №1486 сотрудничает с ЦО №1682 по подготовке проектов в области «Космонавтика». Учащиеся ЦО №1682 неоднократно выступали перед учащимися ЦО №1486 с защитой проектов на межшкольных фестивалях и конференциях. В издательстве МГДД(Ю)Т опубликованы два научно-методических сборника, содержащих материалы по детско-взрослой проектно-исследовательской деятельности в области «Космонавтика».В школе идет целенаправленная работа по формированию планетарного мышления воспитанников. Учащиеся пишут литературные работы – рефераты, эссе, фантастические рассказы по космическим темам, за работу «Стремление к звездам» трое из них удостоены дипломов лауреатов Всероссийского фестиваля «Мой космос», а также дипломов третьей степени конкурса. На Московский городской конкурс проектных, исследовательских и реферативных работ школьников по астрономии и космонавтике с участием регионов РФ «Через тернии к звездам» в этом учебном году направлены три работы, активно разрабатывается проект по моделированию демонстрационного физического эксперимента «Увеличение скорости ракеты в зависимости от количества ступеней». Материалы этого проекта опубликованы в сборнике материалов научно-практической конференции РУДН «Мой первый шаг в науке».Марина НЕДУМОВА, кандидат педагогических наук, педагог-организатор научно-инновационной деятельности ЦО №1486

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте