search
main
0

Космополитизм наступает? О патриотизме без громких слов

Подростки из петербургского лицея №395 вместе со своей учительницей Жанной Ивановной Вершанской несколько месяцев работали на реставрации храма. Когда он был восстановлен, их поблагодарили и назвали патриотами. «Ну разве мы патриоты? – возразил один мальчик. – Это слишком громко сказано. Мы просто любим свой город и хотим, чтобы он стал еще красивее». «А кого же можно считать патриотом?» – последовал вопрос. И дети почти хором ответили: «Суворова, Кутузова, Нахимова, Жукова и, конечно, Пушкина».

В одной школе провели опрос «Считаешь ли ты себя патриотом?». 48% ответили утвердительно, 18% написали «не знаю», 8,5% считают, что «патриоты бывают только на войне». Один мальчик уверен: «Я пока не патриот, а когда вырасту, буду обязательно». Другой ответ: «Я не патриот, но Россию люблю». Или еще: «Я не хочу быть патриотом, мне все равно где жить».Судя по ответам, дети не очень отчетливо себе представляют, что такое патриотизм. Им более понятны конкретные вопросы.Ирина Владимировна из Челябинской области (фамилию просила не называть) по настойчивой рекомендации местного органа управления образованием провела опрос на ту же тему – «Считаешь ли ты себя патриотом?». Ответы ее обеспокоили: довольно много ребят не понимают вопроса, а более 8% ребят не считают себя патриотами, еще 7% сдали чистые листочки. «Здесь, – уверена учительница, – не обошлось без прямого влияния родителей, навязывающих детям негативное отношение к патриотизму». «Вы их плохо воспитываете», – обвинили педагога с 35-летним стажем в департаменте, и ее имя не раз упоминали на разных совещаниях.Это было два года назад, а в этом учебном году Ирина Владимировна попросила десятиклассников написать сочинение «Какие чувства вы испытываете к своей стране? Как они связаны с патриотизмом?». Было много коротких сочинений, состоящих из нескольких предложений: «Я люблю Россию за все». И дальше шло перечисление: за красивую природу, за литературу, достижения в космосе, победу в войне.Но сочинение отличницы Валерии, которая мечтает поступить на исторический факультет МГУ, произвело на нас особое впечатление.«Нас, школьников, нередко спрашивают: «Считаешь ли ты себя патриотом?» Но я считаю, что даже взрослому человеку неловко сказать о себе: «Я герой», «Я гений», «Я патриот!». Так могут только другие говорить о тебе. Что же касается моего отношения к моей стране, то могу сказать откровенно: я ее люблю, как люблю своих близких, и прежде всего родителей, люблю нашу литературу, великий русский язык. И это я говорю с уверенностью, потому что неплохо знаю английский и французский.Можно найти тысячи примеров достойных людей.Но бывают особо яркие, отважные поступки, когда человек забывает о себе и думает о благополучии Родины. Хочу рассказать о своем прадеде Василии Ивановиче Соловьеве. Его отца репрессировали в 30-е годы XX века, потом расстреляли. Семья, четверо детей и мать, жила в нищете. Казалось бы, сын врага народа должен был затаить зло. Мог бы все сделать, чтобы не пойти на фронт, когда началась война. Кстати, сделать это было нетрудно, потому что его, талантливого инженера, скоро перевели на оборонное предприятие. Однако Василий Иванович этим не только не воспользовался, но и несколько раз ходил и настойчиво упрашивал отпустить его на фронт. Удалось добиться. Он вернулся домой, правда, без руки, но с медалями и орденами, в том числе и орденом Славы, которым особенно гордился. Прадед воевал не за власть, не за Сталина, а за свою страну, за тех, кто ждал его дома, за родной Урал, за тех, кто продолжит его род, то есть и за меня тоже».Это письмо Ирина Владимировна зачитывала перед классом. Оно явилось началом разговора. Обсуждение получилось интересным. Один мальчик сказал: «Нельзя любить страну, в которой все плохо, которую все ругают». Тогда Ирина Владимировна написала на доске высказывание философа Василия Розанова: «Счастливую и великую страну любить не велика честь. Мы должны ее любить, когда она слаба, мала, унижена».Патриотическое воспитание в школе, конечно, необходимо, но не предмет «Военно-патриотическое воспитание», как на этом настаивают военные, особенно офицеры-отставники, пришедшие в школу. Военно-патриотические занятия и игры, военно-исторические клубы, поисковые отряды, конечно, нужны (не в рамках школьной программы), но и здесь руководителям и воспитателям нужно проявлять такт и меру, не допуская проявлений какого-либо национализма и ненависти.Некоторые просвещенцы предлагают ввести в школе специальный предмет «Патриотизм», потому что дети в этом отношении, по их мнению, не воспитаны. По этому поводу идут споры. Есть сторонники того и другого мнения. На самом деле это чувство воспитывается ежедневно, ежечасно. В этой ситуации интересно послушать самих детей.Группа ребят из иркутской школы №12 в своем прошлогоднем проекте «Я – гражданин России», говоря о встречах с представителями власти, писала:«В рамках детского форума проводилась встреча с депутатами. Диалог получился интересный. По некоторым вопросам ребята нападали на депутатов иркутской Думы. Особенно накалилась обстановка, когда встал вопрос о введении в школьную программу предмета «Патриотизм». Из зала покатилась волна возмущения: «Нам не нужен такой предмет!» В свою очередь депутат и директор одной из школ настойчиво, даже гневно (вы обязаны быть патриотами!) стала доказывать свою точку зрения. Но тут одна ученица взяла микрофон и сказала: «Мы за патриотизм, но не в виде отдельного предмета». Ее поддержал весь зал.К этому нечего добавить. Дети правы. Если появится специальный предмет, мало что изменится, это вовсе не значит, что завтрашние выпускники будут больше любить Россию, чем предыдущие. К тому же это дополнительная нагрузка. Тут нужно другое.Многие отмечают, что в наше время в отличие от XX века наблюдается кризис самого понятия «патриотизм».А что происходит в других странах? Однажды мне пришлось беседовать со специалистом Департамента образования Министерства просвещения и науки Литвы Ричардасом Тоторайтисом. Он сказал, что о кризисе патриотизма говорят во многих странах. Некоторые считают, что подростки и молодые люди уже не так гордятся своей родиной, не так тепло и беззаветно любят ее.- Почему так происходит?- Просто меняется суть понятия. Поэтому и возникает какое-то противоречие, нестыковка привычных взглядов на это чувство и новых, обусловленных современными веяниями, глобализацией нашей жизни. Люди, принадлежащие старшему поколению, часто говорят юноше или девушке, решившим уехать за границу учиться или работать: «Ты уже не патриот». Я думаю, что это устаревшее понимание.А молодые люди считают, что в самом понятии «патриотизм» появилось что-то новое. На вопрос: «Если, не дай бог, страна подвергнется нападению извне, будете ли вы ее защищать?» – все отвечают, не задумываясь, конечно, без колебаний. Поэтому я вовсе не считаю тех, кто уезжает работать, скажем, в Германию, Францию, не патриотами Литвы. Многие едут, для того чтобы получить более основательное образование. Или потому что там больше возможностей раскрыть свои способности.Те, кто настаивает на принудительном навязывании патриотического воспитания, открыто заявляют, что они и есть истинные патриоты. По большому счету трудно спорить о том, кто более любит свою страну, кто более патриотичен. Все это доказывается не на словах, а на деле. Ведь настоящий патриотизм не имеет ничего общего с тем показным радением о Родине, когда кричат перед большим сборищем народа: «Вот я настоящий патриот!» Настоящий патриот ежедневно и неутомимо заботится о благе страны и не кичится этим. Это сокровенное для каждого чувство впитывается им с младенчества дома, затем закрепляется и усиливается в школе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте