search
main
0

Космическое образование приходит в школу

Полное и реальное представление о современных профессиях – это необходимая составная часть школьного образования. К числу самых современных принадлежит широкий круг профессий, связанных с созданием и применением космических технологий. С запуском первого искусственного спутника Земли космос стал сферой научной, производственной и коммерческой деятельности. Сегодня более 130 стран мира имеют свои национальные космические программы и развивают свою космическую технику.

Цели, задачи и методы космического образования школьников существенно различаются в зависимости от их возраста, подготовленности, интересов и мотивации. Прежде всего необходимо различать тех, кто выбрал будущую профессию, тех, кто этого еще не сделал, и тех, кому это рано делать по возрасту. Космическое образование – это система подготовки специалистов для предприятий аэрокосмической отрасли, в том числе допрофессиональная подготовка школьников.Поскольку речь идет о школьниках, в первую очередь следует обратить внимание на общеобразовательную роль космического образования. Приток хорошо подготовленных абитуриентов в учебные заведения аэрокосмического профиля может быть обеспечен только при условии существования системы, позволяющей каждому школьнику понять значение познания и освоения космоса для развития цивилизации, осознанно решить вопрос о выборе будущей профессии и подготовиться к поступлению в соответствующее учебное заведение.Новые возможности для решения этой задачи открываются в связи со становлением системы профильного образования в старших классах лицея №1575. В настоящее время в сфере аэрокосмического образования актуальным вопросом, требующим грамотного и практически конкретного решения, стала необходимость формирования системы довузовского образования и обеспечения ее длительного и эффективного функционирования. Основные задачи, которые необходимо решить для эффективной деятельности организационных структур, – подготовка грамотных абитуриентов, профессионально ориентированных на аэрокосмические специальности и способных к дальнейшему профессиональному росту, формирование требуемого организационного обеспечения, учебно-методического обеспечения и современной лабораторной базы. К основным задачам отнесены: профориентация школьников в области космической деятельности, их ориентация на аэрокосмические специальности технических университетов, создание условий для развития творческого потенциала учащихся, построение системы отбора и отсева учащихся, педагогов общеобразовательных школ и преподавателей высшей школы, организация творческих конкурсов, учебно-научных конференций и других учебных и организационных мероприятий такого рода, а также построение системы стимулов для всех лиц, участвующих в учебном процессе учащихся и преподавателей. В настоящее время острее ощущается необходимость разрабатывать такую область технического творчества детей, которая, опираясь на школьные знания основ наук, углубляла бы и развивала его, полностью отвечала современным мировым тенденциям развития техники и технологии, использовала увлеченность молодежи информатикой и компьютерной техникой и в то же время оставляла возможность свободного творчества, стимулировала формирование коммуникативных качеств и активной жизненной позиции личности, поддерживала естественное стремление ребенка создавать что-либо своими руками.Смысл этой системы состоит в том, что все творческие навыки, которые школьник приобретает за время обучения, выстраиваются в определенной последовательности, которая приводит к самостоятельной, инициативной, творческой работе, результатом которой будет его участие в конкурсах.Будущие технологии создадут сегодняшние дети. Этот непреложный факт подтверждается многочисленными примерами. Один из самых ярких – деятельность лицея №1575 в области космического образования школьников.Лицей №1575 – учебное заведение инновационного типа, где технологии образования будущего создаются и оттачиваются уже сегодня. Учащиеся углубленно осваивают программы по математике, физике, экономике, в полном объеме вовлечены в научно-техническую деятельность, что находит свое отражение в ежегодном общелицейском творческом конкурсе «Открытие». В лицее созданы благоприятные условия для научно-технического творчества при научном руководстве Российской академии образования и сотрудников ведущих вузов, преподавателей лицея, что в свою очередь формирует детско-взрослую общность нового типа. Лицей стал городским Ресурсным центром «Детско-взрослая общность нового типа, обеспечивающая НТТМ и проектную деятельность» по трансляции опыта в организации научно-технического творчества и проектной деятельности учащихся. Тут создана лаборатория изобретателей и научно-технического творчества, которая оказывает реальную техническую помощь талантливым школьникам по изучению основ конструирования, патентоведения, маркетинга, готовя юных изобретателей к взрослой изобретательской деятельности. Педагоги, работающие в лаборатории, будучи опытными изобретателями и генераторами идей, поднимают занятия до уровня серьезных научно-исследовательских, новационных и конструкторских разработок в школьной среде. Социальная значимость проекта велика, так как деятельность лаборатории повлекла за собой организацию родительского клуба «Наши дети – будущее науки», теперь родители юных изобретателей оказывают посильную помощь в деятельности лаборатории.Популяризация научно-технического творчества, участие в конкурсах, защитах и научных выставках различного уровня, включая международные, способствует осознанной профессиональной ориентации молодежи. У ребят формируются качества, необходимые будущему изобретателю: отменное знание своей темы, техническая эрудиция, ясность изложения мысли, культура общения, уверенность в своих силах.Лаборатория становится логической вершиной научно-технического творчества для талантливых, технически одаренных детей, так как тут занимаются разработкой, исследованием и изготовлением новейших образцов техники, которая имеет реальные перспективы для будущего. Учащиеся лицея со своими проектами и разработками активно участвуют в таких российских и международных мероприятиях, связанных с космическими исследованиями, как X Всероссийская выставка НТТМ и VIII Европейская выставка научно-технического творчества молодежи Expo-Science Europe ESE 2010 в Москве в июне-июле 2010 года, XIV Международный салон изобретательства, исследований и трансферта технологий в Румынии в июне 2010 года, Международный фестиваль инноваций, знаний и изобретательства в Сербии в октябре 2010 года, Х Московский международный салон инноваций и инвестиций в сентябре 2010 года, Эйлеровская конференция в Швейцарии в июне 2010 года, 9-я Международная конференция «Авиация и космонавтика-2010», II Межотраслевой научно-технический форум «Молодежь и будущее авиации и космонавтики-2010» на ВВЦ.Особого внимания заслуживают проекты, выполненные учащимися по космической тематике, например, проект «Межпланетный пятизвездочный отель» Александра Сорокина, который получил на международном авиакосмическом салоне «Макс-2009» диплом III степени и медаль. Отель AIR SHIP PLAZA предназначен для перемещения в космическом пространстве, для полетов на Луну, на Марс. В двух округлых деталях по бокам конструкции скрыты ядерные двигатели. При опасной ситуации эти двигатели отстегиваются, а отель продолжает движение на запасных аккумуляторах, практически по всей площади объекта расположены солнечные батареи на наноструктурах, которые подпитывают аккумуляторы. На Российской аэрокосмической олимпиаде школьников по техническому творчеству в области космонавтики и ракетостроения также были представлены проекты лицея, например «Электромобиль для передвижения по поверхности Марса». Интересна работа «Автоматизированный универсальный зонд для исследования атмосферы Венеры», в рамках которого выработаны требования к информационной системе комплекса, на основе этих требований был спроектирован комплекс ДПЛА для мониторинга поверхности Венеры в верхних слоях атмосферы, получены параметры полета, необходимые для выполнения поставленной задачи (обнаружение и наблюдение за объектом), спроектирован летательный аппарат, обладающий заданными характеристиками.  В июне 2010 года в городе Яссы (Румыния) проходил 14-й Международный салон изобретательства, исследований и трансферта технологий «INVENTICA-2010». За разработку «Мини-ДПЛА ближнего радиуса действия» золотой медалью были награждены ученики лицея №1575. Юные изобретатели решают проблему создания экономичных летательных аппаратов для выполнения задач, с которыми не справляются более дорогостоящие аппараты. Участие российских изобретателей в Международном салоне «INVENTICA-2010», общение с румынскими учеными, новаторами, заключение коммерческих договоров и партнерских соглашений способствовали укреплению экономических и культурных связей между нашими странами.В октябре 2010 года в городе Нови Сад (Сербия) проходил Международный фестиваль инноваций, знаний и изобретательства «Тесла Фест-2010», учащиеся лицея №1575 за проект «Беспилотный летательный аппарат» были удостоены высоких наград фестиваля.Весомым было участие лицея №1575 в 10-й, юбилейной, Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи НТТМ-2010 и 8-й Европейской выставке научно-технического творчества молодежи Expo-Science Europe ESE 2010 (29.06 – 2.07, ВВЦ, Москва). Там участвовали 7 учащихся и 5 руководителей проектов, в результате лицей получил весомую награду – медаль НТТМ-2010 «За успехи в научно-техническом творчестве».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте