В современном обществе человек существует как органичная часть окружающего мира. Ежедневно наши дети находятся в огромном потоке информации, зачастую настолько далеком от образовательного контекста, что от учителей требуются недюжинные мастерство и творческое начало, чтобы на каждом уроке поддерживать у обучающихся устойчивый интерес к учебе в целом и приобретению новых знаний в частности.
Мотивация овладения учебными предметами является одной из актуальных проблем преподавания в современной школе: алгебра, геометрия, физика, химия, биология большинству обучающихся даются нелегко, а степень их необходимости в повседневной жизни для многих школьников остается недостаточно очевидной. Нестандартные формы урока – это одно из средств разрешения проблемы, потому что все необычное всегда кажется более интересным и увлекательным.
Одной из самых ярких форм нестандартного урока является интегрированный урок – особый тип урока, который содержит обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления и проводится с целью раскрытия общих закономерностей, законов, отраженных в разных науках и соответствующих им учебных предметах.
В том, что интегрированный урок способствует целостному восприятию окружающей действительности, приобретению новых знаний и является эффективным средством обучения, коллектив школы №1503 еще раз убедился при проведении научной космической недели, посвященной 60‑й годовщине полета Ю.А.Гагарина в космос. На это событие, рассматриваемое в основном на уроках истории и классных часах, ребята посмотрели с точки зрения связи школьных предметов и исследований космоса.
Ребята из восьмых классов проекта «Математическая вертикаль» и по совместительству ученики Яндекс.Лицея не только оценили важнейшее значение информатики и математики в освоении космоса, но и написали программу на языке Python для расчета начальной скорости ракеты на старте.
Ученики естественно-научных классов с большим интересом рассказывали ученикам других классов о технологах, инженерах-химиках, создавших удивительные конструкционные материалы, позволяющие кораблям преодолеть земное притяжение, и горючее, помогающее двигателям развить необходимую мощность.
Независимо от профильности и направленности своих классов все ребята оценили значение русского языка, который был и остается первым и главным языком освоения космического пространства и общения в космосе.
Последний день научной космической недели ребята 5-8‑х классов решили сделать самым ярким и посвятить его отражению космической тематики в искусстве. Они постарались не только услышать космос в музыке, но и увидеть его в живописи и в импровизированных мастерских передали всю красоту неведомых миров и величие окружающего нас мира.
Проведенное мероприятие еще раз показало преимущество интегрированных уроков по повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса школьников к изучаемым предметам и целостной научной картины мира, рассмотрению явления с нескольких сторон. Мир, окружающий обучающихся, должен познаваться ими в своем многообразии и единстве, тогда как зачастую предметы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целостности явления, дробя его на разрозненные фрагменты.
В форме интегрированных уроков мы рекомендуем проводить обобщающие уроки, где будут раскрываться проблемы, наиболее важные для нескольких предметов. В старших классах такие уроки могут проводить два учителя-предметника. Тогда материал будет демонстрировать единство процессов окружающего мира, а обучающиеся будут понимать взаимосвязь различных наук.
Юлия ШИКИНА, заместитель директора по содержанию образования школы №1503
Комментарии