А снится нам трава, трава у дома,
Зеленая, зеленая трава.
Анатолий Поперечный
Ежегодные недели в преддверии Дня космонавтики в любом образовательном учреждении насыщены информацией, касающейся истории развития данной отрасли, видового разнообразия и устройства летательных аппаратов, биографий людей, которые внесли наиболее значимый вклад в ее развитие. И вдруг всем известная песня, сопровождающая тематическое занятие, спровоцировала у дошкольников вопрос «Почему?»… «Почему тоскуют? Почему снится? Почему в космосе не растет трава?» И итог: «Как помочь космонавтам, скучающим по такому привычному для каждого землянина явлению?»
Оказывается, помочь можно. В современном мире существуют технологии выращивания растений, в том числе на просторах Вселенной. Уже давно у ученых родилась идея – создать на космическом корабле оранжерею, которая будет обеспечивать путешественников не только овощами и фруктами, но и кислородом. С опытом такой исследовательской работы можно ознакомиться в одном из залов Музея космонавтики на ВВЦ, который мы и посетили вместе с детьми и их родителями. Как оказалось, это востребованное направление, и некоторые результаты вполне можно представить самым маленьким экспериментаторам.
После посещения музея педагоги школы №763 поставили цель: на практике показать детям альтернативные способы выращивания растений, применимые для космоса, в условиях дошкольной группы. Было решено подобрать, изучить и проанализировать вместе с родителями информацию по использованию гидропонных установок. Это позволило вовлечь их в образовательный процесс и принесло семилетним исследователям много интересных совместных приключений. Из предложенного многообразия конструкций мы выбрали две: «космическая грядка» и «умный сад» (смарт-сад) как модели космических оранжерей. Они имеют весьма заметные различия в эксплуатации.
«Умный сад» сам следит за уровнем воды и сигнализирует вам о ее недостатке световым и звуковым сигналами. Также в этой установке имеется таймер, который автоматически включит и отключит лампу через 16 часов. Такому саду можно найти место совершенно в любой части комнаты, не обязательно на окне, так как LED-лампа даст нужный свет и для роста растений, и для освещения пространства в доме.
В «космической грядке» отсутствует собственный источник света, поэтому ее необходимо размещать в хорошо освещенном месте. Также нужно следить за уровнем питательного раствора, доливая его по мере необходимости.
Посадка семян в обе установки осуществлялась одновременно. Укроп, салат и базилик в начале эксперимента взошли дружно в горшочках. Но три недели спустя стали заметны различия: растения в «умном саду» росли равномернее и быстрее, чем на «космической грядке». Несмотря на достаточное количество света и питательных веществ, во второй модели растения медленнее набирали зеленую массу.
По итогам наблюдений наши маленькие почемучки сделали следующие выводы:
- Метод гидропоники позволяет экономить ресурсы: воду, почву и время.
- За растениями, выращенными таким методом, легче и интереснее ухаживать.
- Питание растений в гидропонной установке осуществляется через корневую систему путем всасывания воды и растворенных в ней минеральных веществ.
- Питательные вещества в нужных пропорциях играют жизненно важную роль для растений. Гидропоника – это надежный способ выращивания растений, в том числе для употребления в пищу.
- Зелень, выращенная на гидропонной установке, долго сохраняет свежесть, ее можно срезать постепенно по мере необходимости.
Вдохновленные полученным результатом, дети сформулировали следующий вопрос: а возможно ли вырастить растения из семян вообще без использования почвы, ведь на других планетах нет привычного для растений грунта?
Тогда мы обратили внимание на альтернативные способы выращивания растений, которые можно было бы показать детям. Например, флористическая губка, принесенная из дома. Смогут ли семена вырасти в искусственной субстанции? Мы сделали в ней небольшие углубления и посадили уже пророщенные семена томата, перца, огурца в лунки. Через открытые отверстия дети с интересом наблюдали, как рождаются первые ростки. Оказалось, что губка – пористый материал, питательных веществ в ней нет, поэтому вырастить растение до зрелости не представляется возможным. Можно вырастить рассаду с дальнейшей пересадкой ее в грунт. Поэтому такой метод выращивания растений для космоса не подходит.
Проведенная экспериментальная работа позволила:
- Расширить элементарные экологические знания дошкольников.
- Обогатить словарный запас словами «гидропоника», «кокосовое волокно», «вермикулит», «питательный раствор», «жизненный цикл» и др.
- Сформировать у детей интерес к науке и стимулировать желание наблюдать и экспериментировать в природе.
- Развить чувство ответственности за состояние растений.
- Учить анализировать полученные результаты и делать выводы.
- Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
По опыту мы видим, что дети с удовольствием выращивают цветы и овощи на подоконниках в группах и специально оборудованных огородах в дошкольных корпусах. Но впервые в дошкольном сообществе был представлен результат сравнительного выращивания растений с использованием альтернативных методов, а именно гидропоники, на двух различных гидропонных установках. Полученным образовательным материалом педагоги школы №763 поделились с коллегами на вебинаре Городского методического центра.
Такая работа позволила сформировать у детей 5‑7 лет начальные знания и умения, необходимые для жизни в мегаполисе, самореализации и позитивной социализации в современном мире, а также приобрести первичный опыт естественно-научной деятельности с использованием профессионального оборудования.
А значит, современным космонавтам нет необходимости видеть траву во сне, потому что они могут легко вырастить ее сами наяву. В этом дошкольники убедились на личном примере!
Наталья ЩЕРБАКОВА, воспитатель школы №763
Комментарии