Карельский педагог и композитор написал книгу «Музыка мгновений. Опыт практикующего музыкального терапевта».
«Ребенок – это космос, – говорит Стангрит. – В музыкальной терапии успех измеряется новыми звуками, которые появляются во время музыкальной импровизации, а значит, и формированием новых личностных качеств. Подобное событие – это шаг в развитии ребенка, который малыш сделал сам с помощью взрослого. Если при этом юный музыкант доволен и улыбается – это еще одна маленькая победа!»
Сергей Стангрит – волшебник, шутник, тонкий психолог и учитель. Книга известного в Карелии музыканта читается на одном дыхании, в воздушном повествовании умещаются мудрость, терпение и знания профессионала. Компактное издание состоит из нескольких частей. В книге представлено описание работы музыкального терапевта и процесса терапии, родительские наблюдения, а также полный репертуар – песни, ноты и рекомендации о том, как организовать терапевтическое музыкальное занятие.
Опыт Сергея Яковлевича уникален. Композитор, педагог, музыкальный терапевт работает с детьми. Из многолетнего опыта учителя родилась идея если не лечить с помощью музыки, то дарить свет, радость, надежду другим. Через соприкосновение с нотами, мелодией, голосом, живым звучанием инструмента рождается музыка каждого, пришедшего к педагогу.
«Стангрит-центр» – первый и пока единственный в Карелии центр музыкальной терапии. С 2012 года здесь работают с детьми, у которых возникают трудности в социализации, учебе и настроении. Диагнозы и прогнозы не интересуют музыкального терапевта Сергея Стангрита и его коллегу (котерапевта) Марию Потахину. Взрослые и дети вместе импровизируют, играют на кантеле (карельский и финский щипковый струнный инструмент, родственный гуслям), пианино, барабанах, губных гармошках, флейтах.
«Смысл таких занятий не в профессиональном освоении инструмента, а в решении терапевтических задач с помощью музыки, – считает Сергей Стангрит. – Это некий ресурс, который помогает ребенку или взрослому раскрыть способности, почувствовать уверенность и желание творить в той области, которая близка. Если человек болен, то цели другие. Например, помочь аутичному ребенку говорить, концентрироваться, задерживать внимание, снять зажимы, стрессы, выработать новые модели поведения, новые формы контакта. У детей с детским церебральным параличом – развить моторику и координацию».
В описании книги указывается, что авторская методика музыкальной терапии Сергея Стангрита, кантелетерапия, признана Министерством здравоохранения России как метод музыкально-педагогической лечебной работы и успешно применяется в течение 20 лет. В основе методики лежит импровизационность. Цель методики – нахождение путей возможного взаимодействия с ребенком средствами музыкальной и эмоциональной подстройки. Благодаря такому подходу достигается уравновешивание эмоционального фона, решение важных задач для развития конкретного ребенка.
«Прочла книгу на одном дыхании! Сергей Стангрит подробно делится опытом, дает примеры конкретных упражнений, тексты песен и ноты, – делится впечатлениями читательница. – Купила книгу не как музыкант, а как мама ребенка, который ходит к Сергею Яковлевичу на занятия. Кантелетерапия – это здорово! …Не понимала, в чем же секрет. Почему выходишь с занятия и как будто летаешь. Вроде занимался ребенок, а в состоянии полета и мама тоже. Секрет и в методике, и в личности терапевта и котерапевта».
«Книга полезна и как родителю, который каждый день взаимодействует с ребенком, и как педагогу, учителю иностранных языков, – замечает еще один рецензент. – Иногда готовлю занятие, где больше рисования и поделок, прихожу, а у ученика активное настроение. Не сразу пришла к тому, что правильнее не настаивать на поделках, а на ходу все поменять: лучше побегать и попрыгать, называя действия по-английски. Толку больше будет. Прочитав книгу, убедилась окончательно: да, лучше подстраиваться под ребенка. Зато когда у ребенка будет спокойное настроение, у меня будет про запас материал для спокойных игр. Еще понравилась идея говорить на иностранном языке «здравствуйте», интонируя по-разному. Это помогает настроиться на ребенка в начале занятия».
Говорить о педагогическом кредо Сергея Стангрита – значит низводить концепцию до нескольких постулатов. Главный принцип – принятие ребенка, следование за личностью ученика. Из принятия и следования рождаются поддержка и игра. В чем, спросите, здесь учительская роль? А в том, чтобы развить в ребенке лучшее, реализовать потенциал, позволить расти, мягко направляя в развитии.
Как это выглядит? Как музыкальная импровизация, когда из хаоса рождаются мелодия и ритм. Как разговор, слова в котором заменяют звуки, созданные прикосновениями ребенка к струнам кантеле, колокольчику или барабану. «Если человек от игры или прослушивания музыки получает удовольствие, в этом и заключается помощь самому себе», – любит повторять Сергей Яковлевич.
О том, что книга будет полезна педагогам вообще, Сергей Стангрит не сомневается, потому как перед музыкальным терапевтом стоят во многом и педагогические задачи. Начинать стоит не с ребенка, а собственной личности: понять себя, управлять собой, отслеживать собственные реакции и состояния, тем самым понимать ресурс – то, что сегодня получит ребенок от педагога.
– Учитель должен анализировать прежде всего себя! – уверен Стангрит, который говорит о том, что работает в области импрессивной (от лат. impressio – «впечатление») педагогики. Это значит, что во взаимодействии с учениками по-прежнему архиважна личность учителя, через нее происходит обучение или лечение (если речь о музыкальной терапии). «Все знают, что новые знания лучше усваиваются, если они окрашены эмоциями и чувствами. Но как это делать, как педагогу отслеживать движения души, отраженные в чувствах ребенка?» У Сергея Стангрита нет короткого ответа на этот вопрос. Есть собственный путь и концепция, которая изложена в книге.
Издание по музыкальной терапии уже разлетелось по миру. Те, кому не достался бумажный вариант издания, найдут электронный формат книги, доступный в интернет-магазинах.
Комментарии