Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Кошмарный сон. или Что ждет современные библиотеки?

Учительская газета, №19 от 6 мая 2008. Читать номер
Автор:

Представим себе сон, в котором мы ищем сотрудника в библиотеку – например, ту, в которой я работаю. Какие требования следует предъявлять соискателю? Специальное (желательно высшее) образование, владение ПК, как минимум, на уровне опытного пользователя и, как следствие, умение быстро разбираться в новых программных продуктах. Также желательно знание иностранного языка. Мы уже не говорим, что желательно это должен быть энтузиаст, любящий свою работу, а потому заинтересованный в развитии своей библиотеки и готовый внедрять новые формы в привычных процессах, то есть готовый к постоянному повышению квалификации. Представили? И… проснулись в холодном поту от собственной дерзости.

Хочу сделать небольшое отступление – люди, долгие годы не посещавшие библиотеки и не сталкивающиеся по роду своей деятельности с необходимостью получать отсюда информацию, до сих пор представляют себе библиотечного работника как тетеньку средних лет, закутанную в шаль и читающую в свободное от посетителя время книжку или журнал.

А вот теперь – главная проблема, ожидающая наши российские библиотеки в ближайшие годы: если не произойдет кардинальных изменений в кадровой политике на уровне государства, на рабочих местах в библиотеках останутся сотрудники, которые вряд ли будут способны поддерживать и тем более развивать современные методы работы, без которых для библиотек нет будущего.

Современная библиотека – это прежде всего современный информационный центр с поиском информации в режиме 24 часа 7 дней в неделю, 365 дней в году. Любой ответ тут можно получить вне зависимости от места жительства пользователя и времени суток. Сегодня все библиотечные процессы, начиная от комплектования фондов до выдачи книги читателю, требуют особой квалификации. Можно сказать, что тут нужен уже не библиотекарь как узкий специалист в его прошлом понимании, не программист или оператор ПК и даже не филолог. Скорее, для работы в библиотеке квалифицированный специалист должен быть разносторонне развит, а потому уметь делать все, на что способны люди упомянутых профессий.

Конечно, заполняя соответствующее поле в разделе «Вакансии» на сайте библиотеки, ее руководитель понимает, что кому-то эти требования покажутся завышенными, а внутренне он всегда готов к встречному вопросу соискателя: «…И все это за такую зарплату?!»

Увы, в библиотеках сейчас (впрочем, в той или иной степени это было всегда) большая текучесть кадров. Но почему проблема особенно обострилась именно сейчас? Думаю, причина тут не только в низкой оплате труда. На мой взгляд, условия работы здесь стали менее благоприятными. Странно звучит, правда? Конечно, с одной стороны, помещения многих библиотек стали больше, светлее, теперь им выделяются новые площади, претерпела изменения специальная техника (стеллажи, каталожные кубы, столы и прочее). Но, с другой стороны, необходимость сотрудникам практически всех отделов библиотеки сидеть перед компьютером 8 часов перечеркнет прелести любых интерьеров с новыми красивыми жалюзи. И хорошо еще, если для сотрудников приобрели хорошие мониторы, а ведь есть сотни и тысячи библиотек, которые оснащаются по остаточному принципу.

Если вы работаете в вузовской библиотеке – значит в курсе ее особого режима функционирования и наверняка знаете про форс-мажорные обстоятельства, когда приходится жертвовать и обедом, и выходным днем. Обслуживание читателя здесь идет в двухсменном режиме – хорошо, если это с 9.00 и до 20.00, включая один, а то и два выходных дня. Бывает и хуже (для библиотекаря, разумеется, ибо иной посетитель готов и всю ночь в читальном зале сидеть). Но ведь не секрет – в библиотеках работают преимущественно женщины, у которых мужья, дети, проблемы со здоровьем, иные обстоятельства. Государство, понимая сложность такого ненормированного рабочего дня, дает за это дополнительные дни к отпуску, однако отгулять их зачастую нет никакой возможности.

Двухсменный режим работы, жесткая подчиненность лозунгу «Все для учебного процесса!» не позволяют не только иметь полноценную личную жизнь, но даже лишний раз дойти до врача. А кто не знает, что смежная профессия библиотекаря – грузчик? Сколько раз за год приходится переносить коробки с книгами, связки с журналами, а теперь еще и системные блоки с мониторами! А в фонде, несмотря на современные технологии, по-прежнему пыль и полумрак.

Что привлекательного в таком режиме работы, в таких условиях и с такой оплатой труда? Разве пойдет работать сюда современная молодая женщина?

Это приводит к тому, что жизненно необходимые библиотеке места заполняются неквалифицированными сотрудниками. Учитель, замученный учениками, желает пообщаться с книжками. Музейный работник, заработавший аллергию на пыль, идет сюда, думая, что в библиотеках чище. Были и историки, мечтавшие, что «вся кладезь мудрости в тиши библиотек» поможет написать им диссертацию. Это все замечательные люди, но первое-второе-третье столкновение с необходимостью овладеть еще и знаниями библиотечного дела, а главное, работать в авральном режиме по нескольку дней, заставляет их задуматься о правильности принятого решения. Да и администрация библиотеки с этим, вновь пришедшим, сотрудником получает не решение проблемы, а новые заботы.

И, пожалуй, самое грустное. Мы не становимся моложе. И та действительно активная часть специалистов, взявших на себя тяжелейшие проблемы преобразования всей библиотечной сферы, сейчас достигла предпенсионного и пенсионного возраста. Еще 15 лет назад они, полные сил, деятельные, опытные, с головой окунались в изучение компьютеров, иностранных языков, коммуникативных форматов, Интернета, придумывали совместно с такими же активными программистами автоматизированные библиотечные системы, изучали зарубежный опыт корпоративной работы. Да много что было сделано ими исключительно на энтузиазме, желании вывести библиотеки из «подполья», вдохнуть новую жизнь фондам, сделать поистине народным достоянием редкие экземпляры книг. Это они убеждали тогдашних руководителей вузов сделать непривычное дело – купить для библиотеки компьютеры, затем потратить немало денег на установку автоматизированных библиотечных систем, отправить сотрудников в командировки по России и за рубеж изучить опыт коллег…

Но сейчас им уже далеко за 50, и они всерьез озабочены тем, кому передать свои знания, где найти и как подготовить специалистов, которые в дальнейшем не только не растеряют сделанное, но и сумеют продолжить начатые проекты. Где та молодая поросль, выпускники вузов, которые примут эстафету?

Так обстоят дела сегодня. Добавьте к кадровым вопросам еще и проблемы, созданные государством – я имею в виду Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Получается, в штат библиотеки необходимо ввести специально подготовленного сотрудника или даже создать целый отдел, который занимался бы закупками. Но в существующих отделах комплектования нет специалистов, хорошо знающих законодательство, умеющих проводить тендеры, готовить необходимые документы и владеющих прочими тонкостями. Для этого требуется правовая подготовка, вернее, переподготовка библиотекаря. Как это сделать на рабочем месте и кто будет оплачивать курсы повышения квалификации?

…Вот почему нам грозит пробуждение в холодном поту. Эти вопросы самостоятельно, без понимания и поддержки государства, сегодня не решить. В 2007 году в ежегодном послании Федеральному Собранию Владимир Путин обратил внимание на бедственное положение библиотек. Хотелось бы надеяться, что дела сдвинутся с мертвой точки, но пока государственных решений не видно. А выпускники уходят работать в коммерческие организации, где предлагается заработная плата на несколько порядков выше библиотечной.

Таким образом, будущее библиотек внушает очень серьезные опасения. Как остановить и удержать здесь профессионалов? Как привлечь в библиотечную сферу молодых специалистов, заканчивающих профильные вузы? Что нужно сделать, чтобы профессия библиотекаря стала привлекательной для ищущих работу людей?

Конечно, просто выдавать книги читателям люди всегда найдутся, а вот сделать возможным существование библиотеки как динамично развивающегося информационного центра, действительно удовлетворяющего все запросы современного пользователя, – для этого нужны особое финансирование и достойные условия работы.

Валерия ВАСИЛЬЕВА, ведущий методист по автоматизации и новым технологиям, Научной библиотеки Северо-Западной академии государственной службы, Санкт-Петербург


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту