В современном обществе владение иностранным языком становится культурной нормой. Вместе с тем постепенно осознается потребность в получении базовых знаний второго иностранного языка в рамках основного общего образования. Данная тенденция отражена в новом федеральном государственном стандарте основного общего образования и разработанной на его основе Примерной образовательной программе основного общего образования, которая определяет второй иностранный язык как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся, осознания роли языков как средства межкультурного и межличностного взаимодействия, речевого развития, воспитания гражданской идентичности, расширения кругозора, воспитания чувств и эмоций.
Тем не менее из года в год учителя сталкиваются с наличием противоположных точек зрения по вопросу изучения второго иностранного языка. Не являются исключением и педагоги школы №2100, где второй иностранный язык успешно преподается более 10 лет. Ряд учащихся и родителей считают данную дисциплину неотъемлемой частю гуманитарного образования современного школьника и важным условием личностного и профессионального развития, однако их оппоненты выступают за исключение второго иностранного языка из числа обязательных предметов школьной программы.
В качестве аргументов часто приводятся недостаток времени для изучения русского и первого иностранного языков и большая учебная нагрузка, с которой сталкиваются учащиеся. В то же время отмечается небольшое количество учебных часов, выделяемых на изучение второго иностранного языка, которое затрудняет достижение предметных результатов. При этом разногласия, возникающие между сторонниками различных точек зрения уже на этапе знакомства с новой учебной дисциплиной, могут сформировать отрицательное отношение к ней учащихся.
В данных условиях перед учителями стоит задача не только уменьшить тревожность родителей, но и с первых уроков формировать и поддерживать высокий уровень мотивации школьников к его изучению, их стремление к самообразованию, знакомству с культурой стран изучаемого языка, увеличению объемов языковой практики.
Возможности для формирования стойкого интереса к предмету «Второй иностранный язык» скрываются прежде всего в возрастных особенностях учащихся 5‑9‑х классов, таких как большая по сравнению с учащимися начальной школы степень сформированности произвольного внимания, формирование критического мышления, возрастающая потребность в общении, потребность иметь свою точку зрения.
Важным подспорьем для учителя являются предметные результаты освоения таких предметов, как русский язык и первый иностранный язык. К окончанию начальной школы учащиеся знакомы с составом слова, частями речи, понятиями склонения существительных и спряжения глаголов, видами предложений, умеют писать буквы латинского алфавита и владеют полупечатным шрифтом.
Кроме того, на этапе начального общего образования учащиеся овладевают универсальными учебными действиями. Среди них сравнение, классификация объектов по определенному признаку, умение находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, прогнозировать, находить, анализировать и представлять необходимую информацию, умение строить диалог, высказывать свое мнение.
Опора на данные группы факторов позволяет педагогам школы сокращать время, необходимое для формирования предметных умений в рамках изучения второго иностранного языка, экономить усилия учащихся и создавать на уроках ситуацию успеха для каждого из них.
Одним из практических решений, способствующих формированию и поддержанию интереса учащихся ко второму иностранному языку, может стать проведение занятия на этапе знакомства с предметом в нестандартной форме урока-викторины «В мире иностранных языков». Подобные уроки и внеклассные мероприятия ежегодно проводятся в школе и адаптируются педагогами в зависимости от возраста учащихся и уровня владения вторым иностранным языком. Предлагаемая викторина содержит ряд заданий, доступных для выполнения учащимися с нулевым или минимальным уровнем подготовки. Наиболее интересно проведение урока с участием учителей всех иностранных языков, изучаемых в образовательном учреждении, однако он может проходить под руководством одного педагога. Выполнение предложенных заданий возможно и во время традиционных уроков второго иностранного языка в течение вводного курса.
Ведущие учителя просят учащихся занять свои места, кратко представляются на русском и преподаваемом иностранном языке, после чего также на разных языках озвучивают название мероприятия – «В мире иностранных языков». Далее участникам викторины предлагается поприветствовать педагогов и друг друга на вторых иностранных языках. Учителя озвучивают краткую форму приветствия, учащиеся повторяют за ними несколько раз. После приветствия педагоги просят школьников разделиться на команды, а каждую команду – выбрать капитана.
Задание 1. «С иностранным языком вокруг света»
Педагоги напоминают участникам команд, что на изучаемых ими иностранных языках говорят во множестве стран мира. После этого учащимся предлагается список стран, среди которых каждая команда должна выбрать те, где официальным языком является один из изучаемых. Например: команда 1 – французский, команда 2 – немецкий, команда 3 – испанский. Список может быть следующим: Бельгия, Люксембург, Никарагуа, Мексика, Австрия, Гондурас, Швейцария, Канада, Чили, Лихтенштейн. Командам дается время на обсуждение, после чего капитаны зачитывают выбранные названия стран. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Задание 2. «Все флаги в гости к нам»
Учителя предлагают школьникам проверить, как много они знают о странах мира. Командам выдаются наборы карточек, содержащие флаги государств, говорящих на изучаемых языках, и названия данных государств. Задача учащихся – соотнести флаги и названия. Командам дается время на обсуждение, затем педагоги проверяют, насколько верно составлены пары. За каждое найденное соответствие команда получает 1 балл.
Задание 3. «Гордость нации»
Один из учителей обращает внимание учащихся на то, что странам, говорящим на изучаемых языках, есть чем гордиться в области культуры, промышленности, сельского хозяйства. Остальные собирают у команд комплекты карточек, оставляя на столах только по одному флагу стран изучаемых языков (например, Франции, Испании, Германии). Затем педагоги по очереди зачитывают названия предметов и явлений, которыми славятся страны изучаемых языков. Например, для Испании это могут быть коррида, фламенко, паэлья, футбол, кастаньеты, оливки; для Франции – круассан, сыр, фуа-гра, парфюмерия, мода, мазурка; для Германии – автомобили, колбаски, часы с кукушкой, вальс, кларнет. Задача учащихся – поднять флаг той страны, гордостью которй является зачитываемое понятие. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Задание 4. «Переводчики»
Педагоги-ведущие предлагают доказать, что уже сейчас учащиеся с легкостью могут перевести многие слова с языка на язык. После этого учителя обращают внимание учащихся на размещенные на доске, стендах, стенах класса карточки со словами на изучаемых языках. Наборы слов могут быть следующими: солнце – soleil, Sonn, sol, sun; любовь – love, amor, Leiben, l’amour; семья – family, Familie, famille. Для усложнения задания можно добавить варианты тех же слов и на других языках. Участникам команд дается время, чтобы пройти по классу, прочитать слова на карточках и собрать все варианты перевода одного и того же слова. Например, команда 1 – только слово «солнце», команда 2 – только слово «семья», команда 3 – только слово «любовь». За каждый верный вариант команда получает 1 балл.
Задание 5. «Откуда пришло слово»
Учителя благодарят учащихся за переводы слов и просят их попробовать себя в более сложной роли – ученых-языковедов. Для этого учащимся предлагается прослушать список заимствованных слов и решить, из какого языка пришло каждое из них. Список может быть следующим: балерина, драже, замша, штраф, шпион, букет, торнадо, вахта, карамель, бульон, парад, томат, шприц, футляр, ураган. Команды дают ответы, поднимая флаг соответствующей страны, при этом время для принятия решения минимальное. За каждый верный ответ команда получает 1 балл.
Подведение итогов
Учителя производят подсчет баллов команд. В это время один из педагогов-ведущих выборочно опрашивает учащихся, выясняя, что нового для себя они узнали, что было наиболее интересным, какие темы участники хотели бы затронуть в следующий раз. По окончании подсчета баллов педагоги поздравляют и благодараят участников команд на преподаваемых иностранных языках. Участники награждаются грамотами. Затем учителя просят учащихся попрощаться на изучаемых иностранных языках: они по почереди произносят слова прощания, школьники повторяют хором несколько раз.
Безусловно, проведение одного нестандартного урока не может разрешить проблему мотивации к изучению второго иностранного языка или полностью снять тревожность родителей учащихся в отношении нового учебного предмета. Этим целям служит огромная работа, ежегодно проводящаяся учителями второго иностраннного языка, классными руководителями и администрацией школы №2100, например организация и проведение тематических родительских собраний, индивидуальные консультации, максимальный учет интересов ребят при делении классов на группы по второму иностранному языку, а также проведение каждого урока на высоком педагогическом уровне с использованием форм и методов обучения, соответствующих возрастным и личностным особенностям учеников.
Наталья ГОЛУБКОВА, Наталья ТАНАЕВА, Ирина ХОХЛОВА, учителя иностранного языка школы №2100
Комментарии