search
main
0

Коррекционное образование в Карелии: помочь тем, кому нельзя не помочь…

Флажки прикрутили к забору проволокой… Я подумала, что это сделали в честь 1 Мая, но мне сообщили, что ранним утром, когда детей привозили в школу, их еще не было. Значит, территорию Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №21 украсили не к празднику, а к приезду врио главы Республики Карелия Артура Парфенчикова.

По регламенту за час

Согласно пресс-релизу предполагалось, что регламент встречи должен уложиться в час. В программе – экскурсия, посещение школьного музея и зала лечебной физкультуры. Самая длительная часть – общение с педагогами и родителями воспитанников школы. Отступлений от программы в итоге не было. Экскурсию вела директор школы-интерната Ирина Неровня, Артур Олегович слушал и задавал вопросы. Иногда к разговору присоединялся министр образования Карелии Александр Морозов: он пояснял, что сделано для дистанционного обучения детей, насколько полезны для ребят тренажеры, которые помогают научиться «и гайку закрутить, и выключателем пользоваться…» Увидели гости и зал ЛФК, и основной корпус, где красиво расписаны стены, во многих кабинетах сделан ремонт, а двери стеклянные – через них можно заглянуть в класс и узнать, все ли хорошо, не требуется ли какая помощь… В этом же здании проводятся общешкольные линейки, а в просторном фойе второго этажа организован спортзал – уроки физкультуры проходят здесь, поскольку другого приспособленного для этого помещения нет.

Раз ступенька, два ступенька…

Нет здесь и крытого перехода между двумя корпусами – учебным, с которого началось знакомство со школой, и, так называемого, спального корпуса. Но второе здание еще меньше приспособлено под нужды детей, чем первое. Правда, это связано отнюдь не с тем, что о детях здесь плохо заботятся: так 40 лет назад видели общежитие при школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Лет десять назад у этого здания не было даже пандуса. Сейчас он есть, что позволяет ребятам постарше самостоятельно подъезжать к дверям, которые кому-то все равно надо открыть – самому ребенку не справиться… Но руководство школы не жалуется, наоборот, уверено, что такие трудности – это преодолимо и даже необходимы для будущей самостоятельности детей.

– Ребенок должен уметь переступать две ступеньки. Это тоже тренировка! – отвечает Ирина Неровня на вопрос журналиста о том, почему во втором здании нет лифтов и подъемников, а подъемник первого учебного корпуса за перемену может поднять одного-двух учеников, остальных женщины-помощники носят на руках.

То есть, проблем, по мнению руководства, с этим у школы нет…

О дорогах

А вот с дорогами проблема есть – об этом все-таки сказал на встрече педагог Виктор Валдаев. От остановки троллейбуса №6 до школы через железнодорожный переход во время дождей и распутицы дойти сложно – дорога больше напоминает болото.

Врио губернатора дорогу пообещал отремонтировать, но в зале звучали и другие замечания: «Что дорога до школы, если на территории интерната свежий асфальт не помешал бы?». На территории школы-интерната живут 39 школьников со всех уголков республики. Передвигаются они в основном между двумя корпусами. Столовая находится во втором, спальном корпусе, а, значит, по узенькой дорожке между двумя зданиями каждый из учеников учебного корпуса проходит как минимум два раза в день – кто-то на коляске, другие с помощью ходунков или за руку с воспитателем.

Так что встреча, которая прошла в общем-то по радостному поводу, не обозначила всех проблем, с которыми здесь сталкиваются дети, родители и учителя… Артур Парфенчиков подарил школе компьютерный стабилизатор с биологической обратной связью «Стабилан-01-2». Ирина Неровня заверила, что этот прибор важен для воспитанников и поможет детям в диагностике и реабилитации.

Встреча для галочки?

Этим вопросом задались сразу несколько мам учеников школы-интерната №21. О чем бы они спросили высокопоставленного гостя и какую экскурсию провели бы по школе, где на данный момент обучаются 146 ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата и тяжелыми нарушениями речи? Скорее всего, не такую, какой она была…

– Когда я узнала, что посещение запланировано на 15 часов, мне стало понятно, что это формальность, – считает Татьяна Васильева, председатель Карельской региональной общественной организации «Поможем нашим детям», мама одной из учениц. – Что мог увидеть Артур Олегович, если все дети уезжают из школы в 14 часов? Я вхожу в совет школы, но опять-таки ни меня, ни других родителей, даже из совета школы, которые могли бы задать острые волнующие всех вопросы, никто на встречу не пригласил. О каких проблемах хотелось бы сказать? Увы, все о тех же! Недостаточно условий для обучения детей. Если бы Артур Парфенчиков пришел в школу во время уроков, он бы увидел, что для перехода детей в учебном корпусе с первого этажа на второй существует только один подъемник, который за перемену поднимает двух, максимум трех детей, а остальных женщины-помощники поднимают на себе. В столовую, актовый и зал лечебной физкультуры дети в любую погоду идут через улицу. При посадке и высадке детей в автобус сотрудники школы заносят их на руках через узкие двери и по ступенькам, а на остановках – мамы, так как из трех автобусов в школе для детей-колясочников приспособлен только один. В школе отсутствует спортзал, и дети занимаются физкультурой в рекреации учебного корпуса. На территории школы нет ни одной скамейки, а подаренный аппарат для диагностики и реабилитации двигательных нарушений, скорее всего, не будет использоваться, так как медицинские услуги в школе не оказываются уже три года и здесь нет ни одного врача. Поэтому для получения реабилитационных услуг родители должны возить детей в поликлиники и больницы в отсутствующем доступном транспорте. И последнее: если бы исполняющий обязанности губернатора пришел в школу в учебное время и прошел по классам, то увидел бы, что школа заполнена, и детей, не передвигающихся самостоятельно, в первые, нулевые и диагностические классы брать некуда. И если вопрос обучения детей в этом году решили за счет центра «Родник», то в следующем году он возникнет снова. Вопрос надо решать кардинально и уже сейчас! На мой взгляд, обсуждать вопрос предоставления рабочих мест для инвалидов нужно не в данном учреждении, тем более, что из интерната несколько лет назад убрали профессиональную подготовку и трудовые мастерские. Очень бы хотелось услышать о возвращении в школу медицинской реабилитации, расширении школы, чтобы все дети, нуждающиеся в коррекционном образовании, могли туда попасть, а не решать этот вопрос через Москву. Хотелось бы услышать подтверждение слов министра образования Александра Морозова, высказанных на совещании Совета по правам человека, о постройке новой современной школы для детей с ОВЗ.

К нам много гостей приходит…

– Заходите-заходите, все покажем и расскажем, – с улыбкой предложили физиотерапевты школы-интерната №21, когда за дверями скрылась процессия из руководства республики, школы и журналистов. – С коллегой работаем здесь много лет: я – 15, она – 26. Раньше, 15 лет назад, детей на колясках почти не было, а теперь их много и нарушения все более серьезные.

– Мне кажется, это связано не только с тем, что дети болеют серьезнее, но и с тем, что родители начали задумываться об образовании для ребят, – вступает в разговор вторая женщина в белом халате. – К нам много гостей приходит, но проблемы не решаются. Какие? Средний возраст тех, кто работает, – за 40 лет, молодые почти не приходят, у нас нет мужчин, а вы представляете ситуацию, когда нужно поменять памперс мальчику 17 лет и это делают несколько женщин, потому как одной не справиться? Или нагрузки наших коллег – детей на руках приходится поднимать на второй этаж, а мы ведь не молодые уже… Посмотрим, изменит ли что-то этот визит.

Помочь детям некому

– После закрытия школы №22 в Петрозаводске ко мне в школу пришли восемь детей с тяжелыми нарушениями речи. Конечно, это много и помочь каждому – задача непосильная для сельской школы, в которой один психолог и логопед не всегда есть, но мы сохранили эту ставку! – рассказывает директор одной из сельских школ Карелии. – По сути нам дали понять, что обучать детей мы должны, но за результат никто особенно не спросит. Да и как в таких условиях спросишь? Дети уже сейчас отстают, облегченная программа не очень помогает, им нужна помощь узких специалистов, которых в районе просто нет. Нужно учитывать и внутрисемейную ситуацию. Многие дети живут в социально неблагополучных и малообеспеченных семьях, так что помочь им некому.

– В нашей нынешней школе №23, куда класс был переведен из закрытой коррекционной школы №22, так и нет оборудования! – говорит Любовь Моругий, мама ученика школы-интерната №23. – О специалистах для обучения в среднем звене речи вообще нет! Они как не были набраны в учебные заведения, так и не будут. По сравнению с 22-й школой, где упор делали на детей с тяжелыми патологиями речи, здесь в основном идут занятия с детьми с нарушениями зрения. Единственный плюс – это работа специалистов из 22-й школы: дефектолога, психолога, логопеда, но это начальное звено. Что будет дальше, мы не знаем… Моему ребенку поставили уже не речевой диагноз, а психологический. Чувствую, ждет нас справка об окончании школы, а не помощь в обучении. Прежде чем пойти работать, дети должны получить знания в школе, а у нас в Карелии коррекционные школы закрывают и отправляют на домашнее обучение.

На итоговой коллегии ведомства, которая прошла 20 апреля 2017 года министр образования Карелии Александр Морозов, о проблемах коррекционного образования республики сказал так:

– 2016 год стал годом, когда мы запустили Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с особыми возможностями здоровья. Можно говорить, что таких детей в республике с каждым годом становится больше… Главная задача, которую мы уже начали решать, это межведомственное взаимодействие образования, здравоохранения и социального развития, чтобы обеспечить обучение в том режиме и в тех условиях, которые показаны проблемами данного ребенка. И, безусловно, это не только уровень образования детей, но и сохранение медицинского и социального сопровождения ребенка и семьи в полном объеме во время его обучения в учебном заведении. Безусловно, перед нами стоит задача приведения интерната №24 в полном объеме в нормальную ситуацию. Два блока сейчас эксплуатируются в полном объеме, а другие помещения в аварийной ситуации – ищем возможность их отремонтировать, чтобы в 2017 году обучать детей. Еще одна задача Петрозаводского городского округа – обеспечение записи в первые классы.

В школу через фронт

Заметим, что в республиканскую школу-интернат №21 дети из Петрозаводска в этом году попасть не смогли. Но после вмешательства активистов Народного фронта вопрос с организацией образовательного процесса для всех детей-инвалидов, чьи родители не могли добиться зачисления в начальную школу, был решен.

– Организация образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Карелии – серьезная проблема, – заявила тогда сопредседатель регионального отделения Общероссийского народного фронта в Карелии Наталья Вавилова. – После объединения двух специальных общеобразовательных школ-интернатов – №22 и №21, возникли проблемы с местами для детей-инвалидов. Сегодня школа-интернат №24 и школа-интернат №21 не могут принять всех нуждающихся детей. Мы дважды встречались на площадке ОНФ с родителями, представителями министерства образования республики, после чего вопрос об организации образовательного процесса для будущих первоклассников был решен положительно.

При этом на контроле у ОНФ остается вопрос медицинской реабилитации детей-инвалидов. Но и этот факт не был озвучен на встрече с Артуром Парфенчиковым. Врио губернатора, ответив на удивительно немногочисленные вопросы аудитории, встречу завершил. Он пообещал родителям, учителям и руководству школы поддерживать их и помогать особым детям – тем, кому не помочь просто нельзя. Остается надеяться, что это стремление будет воплощено в жизнь, поскольку коррекционное образование Карелии нуждается в поддержке и открытом, некулуарном обсуждении проблем, а не их замалчивании.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте