Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Коррекционно-развивающие занятия как способ психологической коррекции

УГ - Москва, №24 от 15 июня 2010. Читать номер
Автор:

Психологическая коррекция – деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия, а также деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Досье «УГ»Информация к сведениюВ Зеленограде состоялся окружной семинар «Донозологический контроль резервов физического здоровья, работоспособности и формирование здоровьесберегающего стиля жизни учащихся (из опыта школ, принимающих участие в мониторинге)».В семинаре приняли участие заместитель префекта ЗелАО Сергей Гагин, начальник окружного управления образования Анна Халева, заместитель начальника А.Петраков, начальник территориального отдела по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в ЗелАО Л.Денисов, а также врачи детских поликлиник и директора образовательных учреждений.С докладом «О внедрении методов донозологического контроля в практику работы школ с целью формирования здорового образа жизни у школьников» выступил заместитель начальника ЗелОУО А.Петраков, о работе школ рассказали заместитель директора школы №1730 Е.Шлеина, директор школы №1701 А.Стребкова, директор школы №1353 С.Дороничева, директор ЦО №2045 Л.Круглова.С докладом о результатах и анализе донозологического контроля из практики работы школ выступил начальник территориального отдела по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в ЗелАО Л.Денисов.

сихологическая коррекция как направление активно реализуется в начальном звене ЦО «Школа здоровья» №1941 и стала продолжением диагностической работы. Коррекционно-развивающая работа в начальном звене имеет специфические особенности: у учащихся меняется социальный статус, на смену игровой деятельности как ведущей приходит учебная, меняются социальное окружение и требования, предъявляемые к ребенку.

Ведущие при определении целей коррекционно-развивающей работы – понимание и учет закономерностей психического развития учащегося, ставшего активным субъектом в процессе взаимодействия со взрослым.

Обоснованиями проведения коррекционно-развивающих занятий служат:

недостаточность развития основных психических процессов;

недостаточность мотивационно-личностной сферы;

недостаточность сформированности основных учебных навыков.

Одна из форм коррекционно-развивающей работы – групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. Индивидуальные занятия проводятся с учащимися, имеющими общий недостаточный уровень развития. Групповые показаны учащимся с однотипными по уровню недостатками сформированности отдельных новообразований.

Коррекционно-развивающие занятия планируются и проводятся в ЦО «Школа здоровья» №1941 с учетом возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей учащихся. Планирование коррекционно-развивающей деятельности отражается в календарно-тематическом планировании занятий по классам на учебный год. Ведется журнал, где отмечается посещаемость занятий, а также темы занятий. Следует отметить, что все задания для занятий разрабатываются на актуальных в данный момент учебных темах. Например, для учащихся 2-х классов одно из заданий «Зашифрованный рисунок» предполагает разгадывание мозаики, где ключ – ответы на решение примеров таблицы умножения.

В силу небольшой наполняемости групп коррекционно-развивающие занятия гораздо эффективнее служат достижению поставленных целей. На индивидуальных и групповых занятиях есть возможность уделить внимание конкретному учащемуся, отработать навык деятельности в различных формах – индивидуальной, групповой, в парах. Отдельное внимание уделяется формированию учебных навыков – умению понимать инструкцию задания, ставить цель и планировать последовательность выполнения операций. Ввиду актуальности проблемы недостаточного развития речи современных учащихся особое значение обретает обучение умению аргументированно доказывать свое мнение, строить гипотезы, размышлять.

На коррекционно-развивающих занятиях в ЦО «Школа здоровья» №1941 активно реализуются здоровьесберегающие технологии: контроль посадки, зрительная гимнастика, физкультминутки, динамические паузы, возможность работать стоя (конторки Базарного).

Использование компьютерных возможностей на коррекционно-развивающих занятиях, с одной стороны, формирует у учащихся ИКТ-компетентность, с другой – повышает мотивацию и интерес к заданиям. Задания для выполнения предлагаются не только на бумажных носителях, но и в формате flash.

В процессе коррекционно-развивающей деятельности происходит реализация основных принципов перехода к «новой школе», в частности «переход от фиксации неумений к мониторингу достижений». Успехи учащегося анализируются относительно его самого и его достижений в предшествующие периоды. Проиллюстрировать реализацию этого принципа можно на примере «Дневничка успешности». В нем фиксируются правильность и количество отмеченных букв в методике «Корректурная проба», направленной на диагностику внимания и работоспособности, на разных занятиях. Выполняя это задание регулярно, можно наглядно демонстрировать учащимся динамику их результатов.

В содержание коррекционно-развивающих занятий с учащимися начального звена ЦО «Школа здоровья» №1941 включены элементы конструирования. Неоценимую помощь оказывают кубики Никитина. Наличие нескольких серий кубиков, различных по сложности, позволяет особенно эффективно развивать мышление, обучать планированию, целеполаганию своей деятельности, а при работе в парах еще и межличностному взаимодействию. Кроме того, учащийся, успешно справившийся с заданием, выступает в роли консультанта для тех учащихся, у кого выполнение задания вызвало трудности.

Важнейший этап успешного проведения коррекционно-развивающей работы – проведение рефлексии. Для психолога это индикатор правильности выбранной стратегии работы, а для учащихся – возможность осознавать себя активным субъектом деятельности. Существуют разные способы организации рефлексии, но наиболее эффективным и интересным для учащихся начальной школы стала «Волшебная линеечка». Учащиеся оценивают предложенные задания по интересу, трудности, увлекательности, оценивают общее впечатление от занятия, а также осуществляют оценку себя как участника занятий по таким критериям, как прилежность, старательность и др.

Необходимое условие обеспечения переноса успехов, достигнутых в процессе коррекционно-развивающей работы, а также повышения ее результативности – активное сотрудничество психолога, педагога и родителей, а также поощрение самостоятельности и инициативности ребенка вне занятий. Коррекционно-развивающая деятельность в ЦО «Школа здоровья» №1941 имеет высокий процент результативности, что подтверждается психологическим мониторингом и повышением школьной успеваемости учащихся.

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту