search
main
0

Корпоративный университет московского образования: точка роста для педагогов

Профессионализм учителя - залог успеха его учеников

О портрете современного учителя и необходимости постоянно развиваться и совершенствоваться, о тенденциях в сфере корпоративного обучения и возможностях повышения квалификации современного педагога рассказывает директор Корпоративного университета московского образования доктор педагогических наук Маргарита РУСЕЦКАЯ.

­

– Маргарита Николаевна, два года назад в сфере дополнительного профессионального образования появилось новое имя – Корпоративный университет московского образования. Что за концепция легла в основу создания бренда?

– Тенденции в сегодняшнем мире устаревают очень быстро, и потому стремительно меняются запросы рынка труда, а значит, просто невозможно довольствоваться однажды полученным образованием. Поэтому начало века ознаменовалось появлением тренда непрерывного образования – образования через всю жизнь – и активизацией корпоративного сектора обучения. Корпоративный университет или корпоративный учебный центр стали мощным инструментом влияния на сотрудников, которые, обучаясь, принимают участие в разработке стратегии развития компании. Это сближает их личные цели с целями корпорации и выстраивает осознанную корпоративно-деловую культуру.

Российские компании начали создавать свои университеты с конца 90‑х, ставя основной задачей обучение сотрудников актуальным потребностям организации. Москва в работе с кадрами сделала стратегический шаг: здесь впервые созданы корпоративные университеты в бюджетной сфере, это передовая модель. Корпоративный университет московского транспорта, Кадровый центр Департамента здравоохранения, Корпоративный университет московского образования.

Традиционно работа с кадрами образования включала все необходимые элементы: обучение, аттестацию, развитие профессионального мастерства.

Всегда было четкое понимание, что должен знать и уметь педагог, как этому научить. Сегодня реальная педагогическая ситуация сложнее, и факторов, определяющих качество педагогического труда, намного больше, поэтому требуют пересмотра и подходы к системе развития педагога. Сейчас главная задача – посмотреть на работу с кадрами через призму достижений учеников и школ в целом. Достижения обучающихся уже стали главным показателем эффективности каждой школы, задача следующего этапа – увидеть вклад каждого педагога в достижения детей. Решая эту задачу, мы внимательно изучаем опыт других подобных организаций, опираясь на собственный опыт и учитывая специфику наших задач. Среди них – профессионализм, ученикоцентричность, ответственность и внимательность, объективность.

– Каков портрет современного учителя?

– В Москве около 100 тысяч педагогических работников – учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования. Согласно статистическим данным московский учитель – это женщина 44 лет с высшим образованием, стажем работы в образовательном учреждении почти 20 лет, мотивированная на профессиональное развитие и обучение, которая тратит не менее 19 часов ежегодно на повышение квалификации, участвует в независимых диагностиках, в деятельности методических объединений, имеет первую или высшую квалификационную категорию.

Конечно, это лишь сухая статистика. В современной московской школе работают яркие педагоги-мужчины, приходят молодые специалисты, по-прежнему работают опытные возрастные педагоги, со всеми ними нужно работать адресно.

– Существует ли сегодня проблема подбора кадров для школы?

– Подбор кадров всегда был и остается важнейшей задачей директора. Ежегодно в систему приходят новые кадры. Так, в начале 2022-2023 учебного года ряды московских педагогов пополнили семь тысяч человек. Это и выпускники вузов, и опытные специалисты, которые приходят в школу из других отраслей. Конечно, все они требуют внимания. Для молодых учителей главной задачей становятся адаптация, закрепление на первом рабочем месте. По данным исследований МГПУ, именно на рубеже первых трех отработанных лет чаще всего возникают риски ухода педагога из отрасли. Система наставничества и методической помощи в коллективе – направления работы с молодыми кадрами. Блестяще работают с молодыми педагогами в МГО профсоюза, здесь сложился отличный опыт, выстроены связи с коллегами в других регионах.

Мы наблюдаем важную тенденцию, связанную с приходом в школы специалистов из других отраслей. Школа стала привлекательным местом работы: информатику, химию, биологию, физику преподают сегодня успешные сотрудники IT-индустрии, медиасферы, научные сотрудники вузов и НИИ. Для них путь в класс лежит через программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, освоение необходимых основ психолого-педагогической деятельности.

Что касается подготовки руководящих кадров, то сегодня Корпоративный университет на основе массива данных, собранных по результатам аттестации на соответствие должности руководителя, проанализировав их, подошел к формированию новой программы «Школа кадрового резерва». Проект стартовал в августе, в его основе развитие компетенций, необходимых руководителю. Это, например, работа с большими данными, развитие аналитических способностей, коммуникации. Мне кажется, очень точно сказал Александр Борисович Молотков, что в большой системе не может не быть скамейки запасных.

– В чем заключаются основные задачи работы с кадрами на сегодняшний день? Что нового привнес Корпоративный университет, учитывая, что возраст московской системы дополнительного профессионального образования 85 лет?

– Повышение квалификации всегда было основным форматом этой системы. Результаты комплексного анализа повышения квалификации педагогами за последние три года говорят о необходимости перемен. Я уже приводила данные статистики: в среднем на педагога приходится 19 часов дополнительного профессионального образования в год.

Мы проанализировали данные, чему и где учатся наши педагоги. За три года более 126 тыс. педагогов обучились более чем по 213 тыс. программ в 1358 организациях. Программы, по которым педагогические кадры обучались за этот период, можно условно разделить на три направления. Одна треть – это методика преподавания, предметные знания, методика организации воспитательной деятельности, психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания и личностное развитие педагога.

Треть программ транслируют государственную образовательную политику – внедрение новых ФГОС, организация работы пунктов сдачи ЕГЭ, подготовка наблюдателей, а также программы, связанные с формированием новых компетенций: введение в школах советников по воспитанию, создание школьных театров, преподавание истории родного края (краеведение), адаптация детей с миграционной историей.

И третий блок – это программы для обеспечения деятельности и безопасности в образовательной организации: информационная безопасность, оказание первой помощи.

Но как совместить потребности самого учителя в профессиональном развитии, задачи эффективного управления и функционирования школы и развитие системы образования в целом, повышение качества образования? На мой взгляд, это ключевой вопрос, ответ на который должен изменить систему повышения квалификации. Сегодняшний тренд – индивидуализация работы с педагогическими кадрами. Конечная цель – переход на систему, в которой учитель видит свой профессиональный профиль и понимает источники профессиональных побед и неудач, планирует свое развитие прицельно, чтобы устранить свои профессиональные дефициты. Современные столичные тренды развития образования были представлены в Казани на Международном форуме министров образования заместителем мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасией Раковой – баланс современных цифровых технологий, персонифицированного подхода и очного обучения. Мы учитываем их в своей работе.

– Какие задачи в связи с этим стоят сегодня перед Корпоративным университетом?

– Помочь школе увидеть каждого учителя, помочь методической службе школы составить план индивидуального развития и организовать обучение в соответствии с ним. Вот такое нехитрое на первый взгляд триединство, но решение каждой из задач – это колоссальная работа, результат анализа больших массивов данных, поиска методологических подходов, технологических разработок. В 2023 году Корпоративным университетом совместно с другими центральными городскими учреждениями, в частности с Московским центром качества образования, Московским городским педагогическим университетом и Центром цифровизации образования, на базе пяти образовательных организаций – школ №547, 1788, 2107, 627 и школы имени маршала В.И.Чуйкова – реализуется уникальный пилотный проект «Индивидуальный план развития педагога».

Московский учитель уже давно привык работать в цифровой среде, а она в свою очередь хранит множество данных, цифровых следов, характеризующих учителя и позволяющих неинвазивно получить картину его профессионализма: результаты ОГЭ и ЕГЭ, победы учащихся в олимпиадах. Это также независимые диагностики, которые педагоги проходят в МЦКО, участие в профессиональных конкурсах и дополнительное профессиональное образование. Все эти данные мы интегрировали в личном кабинете педагога. Но инновационность пилотного проекта не в этом, а в том, что мы попробовали посмотреть на МЭШ как на источник данных о методической, психолого-педагогической, цифровой и коммуникативной компетенциях учителя.

Как ведется работа с календарно-тематическим планированием, оцениванием, как комментируются достижения ученика, какие домашние задания получают дети, как они мотивируются на изучение предмета и пр. Визуализация профессионального профиля педагога оказалась чрезвычайно востребованной, что подтвердили и педагоги, и директора пилотных школ. На основе такого динамичного цифрового профиля методическая служба школы формирует индивидуальные планы развития на следующий учебный год. И, конечно, в центре нашего общего внимания педагоги, требующие срочной помощи, их дефициты мы выявляем по низким результатам обучения детей. Вовремя увидеть, а еще лучше – спрогнозировать появление профессиональных дефицитов, составить программу обучения и отследить его результаты – вот главная задача Корпоративного университета совместно с методическими службами школ.

– А что движет самим учителем при выборе того или иного образовательного курса? Как узнать, что его мотивирует сегодня?

– Мы узнали у учителей, какие условия для профессионального роста желательны. В апреле – июне 2023 года проведено исследование в форме индивидуальных и групповых интервью и дистанционного анкетного опроса, участие в котором приняли 908 педагогов из 22 школ города. И вот результаты, которые мы получили. Главным инициатором профессионального развития выступают сами учителя (76,9%), при этом наиболее важным мотивом является личное желание совершенствоваться (8,97 балла по 10‑балльной шкале).

Больше половины (57,1%) педагогов заявили о том, что в качестве ориентира своего собственного профессионального развития хотели бы использовать результаты внешней автоматизированной диагностики их цифрового следа и данных их учеников в МЭШ. Для учителей важна адресность курсов повышения педагогического мастерства (8,4 балла по 10‑балльной шкале). Получение большей свободы выбора в рамках своей профессиональной деятельности как стимул активизации профессионального развития участники опроса в среднем оценили на 8,67 балла, а финансовые поощрения – на 8,3 балла.

– На пороге новый учебный год. Какие новшества ждут педагогов в ближайшее время?

– С первого сентября вступает в действие новый порядок аттестации педагогов, и наша задача – обеспечить качественный и эффективный переход к новой модели. Появятся две новые квалификационные категории – «педагог-методист» и «педагог-наставник». Они станут точками роста для педагогов, а для школ возможностью признания высокого уровня мастерства педагогических кадров.

– Двадцать лет работы на одном месте не редкость для педагога. Как помочь педагогам не утратить мотивацию?

– Когда занимаешься интересным делом, видишь результаты труда и оценку коллег и руководства, выгорание не страшно ни через 20, ни даже через 50 (есть в системе и такие педагоги!) лет работы. Выгорание – это всегда потеря интереса. Поддержание и развитие интереса к профессиональной деятельности – важная часть кадровой работы. Как решает ее Корпоративный университет? Конечно, это прежде всего большие конкурсы, в которых учителя всей страны соревнуются за звание лучшего педагога года.

В 2023 году 2045 человек стали участниками московского этапа, а победители отправились представлять опыт Москвы в финале. Это взаимодействие с профессиональными ассоциациями, обмен опытом с коллегами из других школ, других регионов страны и зарубежья. В сентябре стартует наш совместный форум общественно-профессиональных объединений «Мы – команда». Он инициирован общественно-профессиональными объединениями сферы образования Москвы и поддержан Московской городской организацией профсоюза. Форум пройдет в формате кейс-чемпионата и, уверена, позволит увидеть новые лица и новые имена педагогов-методистов и наставников. По сути, мы апробируем новый неформальный подход к повышению квалификации через профессиональную коммуникацию и саморазвитие.

В этом же ключе реализуется и Клуб полезного досуга Корпоративного университета. И хотя в названии звучит слово «досуг», поверьте, это совсем не про отдых, а про напряженную работу. Нам удалось найти новый формат образовательной программы, полезный для педагогов, работающих на повышенном уровне сложности, с высокомотивированными обучающимися, с одной стороны. А с другой – для тех, кто пока только ищет пути активизации познавательного интереса детей, работает над стимулированием мотивации к изучению предмета.

Каждое заседание клуба – это тщательно продуманный методистами Корпоративного университета и партнерами семинар, с четкими задачами и глубоким содержанием, которое представляют педагогам научные сотрудники, эксперты, профессора вузов на уникальных культурно-просветительских и научно-образовательных площадках. Это и экскурсии, и спектакли, и авторские вечера, это всегда профессиональное общение, которое продолжается на страницах телеграм-канала. Как отмечают участники проекта, уже с первых дней работы Клуба полезного досуга мероприятия вызывали огромный интерес у педагогов. Так, в Еврейском музее и центре толерантности они посмотрели интерактивный спектакль, поднимающий вопрос об «экологичных» отношениях в трудовых коллективах, и даже приняли участие в решении конфликтов, поднявшись на сцену.

Среди экспертов клуба уже есть и директора школ. Татьяна Кравец, директор школы №1251 имени Шарля де Голля, в рамках направления по использованию краеведческого потенциала в учебно-воспитательном процессе блестяще провела мастер-класс о наследии селекционера Леонида Колесникова. Партнерами клуба уже стали Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, Государственный литературный музей, Государственный музей А.С.Пушкина и Московское отделение Российского общества «Знание». Завершая наш разговор о том, чем живет Корпоративный университет, как развивается система профессионального сопровождения педагогов, хочется вспомнить литературного наставника для многих – Антона Павловича Чехова – и его слова, подтверждающие, что в работе нужно стремиться видеть будущее: «Если вы будете работать для настоящего, то ваша работа выйдет ничтожной, надо работать, имея в виду только будущее».

Елена ДАРИНА

 

 

Задачи Корпоративного университета по сопровождению педагогических кадров:

  • ­ составление профиля сформированности профессиональных компетенций;
  • ­ составление и курирование индивидуального плана развития в соответствии с профдефицитами;
  • ­ развитие электронной платформы dpomos.ru ­ «маркетплейса» ДПО;
  • ­ мотивация педагога к саморазвитию и достижению лучших результатов детей;
  • ­ конкурсы, гранты, премии;
  • ­ развитие карьеры.


Словарь профессионала

Дефициты ­ профессиональные педагогические компетенции, которые отсутствуют или слабо выражены, что не позволяет педагогу эффективно осуществлять профессиональную деятельность.

Профиль компетенций ­ набор компетенций, позволяющий эффективно осуществлять профессиональную деятельность.

 

О программах и новых сервисах портала dpomos.ru

За время работы портала dpomos.ru более 110 тысяч педагогов Москвы обучились на курсах повышения квалификации. Педагоги возвращаются на портал: каждый, кто зарегистрирован там, в среднем прошел по 4­5 курсов. По итогам прохождения обучения каждый педагог дополнительно получает электронную версию бумажного удостоверения.

Наблюдая активность в личных кабинетах, мы можем говорить о востребованности его в системе ПК.

В ближайшее время на портале появятся дополнительные возможности для педагогов ­ конструкторы стажировок, конкурсов и дополнительных предпрофессиональных программ.

Система наставничества, обучения молодых педагогов знаниям и навыкам более опытными коллегами переходит в цифровой формат. Через сервис «Конструктор стажировок» директора образовательных организаций смогут подавать заявки на открытие новых учебных площадок, получать оперативную информацию о стажировках, контролировать посещение, уведомлять участников о проводимых мероприятиях.

Конструктор ДПП ­ это универсальный инструмент, который поможет специалистам составлять программы дополнительного профессионального образования с учетом требований всех нормативных документов, ФГОС, постановлений департамента.

В этом учебном году на портале будет запущен еще один удобный сервис ­ «Банк резюме» для поиска кандидатов в сфере образования работодателями и вакансий для соискателей.

Личный кабинет педагога предложит новый сервис ­ цифровой профиль достижений. Это визуализация достижений педагога и его обучающихся, с одной стороны, и навигатор, советник по развитию компетенций ­ с другой. Профиль поможет увидеть себя со стороны: дефициты и сильные стороны, зоны развития.

 

Справка

С января по август 2023 года повышение квалификации прошли 11045 человек по 48 программам.

Аттестация педагогов наиюля:

  • ­ высшая категория ­ 5863 человека;
  • ­ первая категория ­ 2976 человек;
  • ­ аттестация руководящих кадров ­ 523 человека.

 

Колонка экспертов

Анна ХАМАРДЮК, начальник Центра непрерывного повышения профессионального мастерства Корпоративного университета:

– Для диагностики компетенций педагогов Корпоративный университет московского образования предлагает использовать цифровой след – данные о реальной учительской практике, стремительно накапливающиеся в информационных системах Москвы, которые анализируются пока лишь наиболее активными и продвинутыми в области цифровых технологий командами школьных администраторов.

Диагностика на основе вполне уловимого цифрового следа собирает карту-проекцию по успехам-неуспехам учителя для самого учителя, может служить основанием для рекомендаций по проектированию индивидуального плана развития, поможет управленцам и в планировании средств на повышение квалификации, и в оформлении заказов организациям ДПО, и в организации продуктивной работы профессионального сообщества на уровне школы. Тестовая модель технологического решения на основе данных из информационных систем самого Корпоративного университета, Московского центра качества образования, Московской электронной школы агрегировала сведения о деятельности учителя по пяти параметрам методической компетенции: оценивание, планирование, результаты независимой диагностики, участие в конкурсах, ДПО за последние три года.

 

Нина ТИШИНА, начальник учебного центра Корпоративного университета:

– Персонифицированная модель ДПО поможет преодолеть профессиональные дефициты. Разработчики программ ДПО Корпоративного университета московского образования готовят модульные программы по персонифицированной модели. Такого рода программы будут предложены к освоению в 2023-2024 учебном году. Проектирование образовательных программ планируется осуществлять на основе результатов индивидуальной диагностики профессиональных дефицитов педагогов. Перспективный план включает разработку модульных вариативных программ на основе выявленной у слушателей в ходе диагностики нехватки знаний и навыков.

Данная система обеспечивает возможность выбора модулей в соответствии с выявленными дефицитами знаний, навыков и компетенций педагогов и с выбранными педагогом или администрацией школы зонами ближайшего развития. Преподаватели Корпоративного университета московского образования, преподаватели вузов, учителя школ участвуют в разработке и реализации программ данного типа. Планируется дальнейшее создание сетевых дополнительных профессиональных программ с привлечением образовательных организаций, обладающих лучшими педагогическими и управленческими практиками по различным направлениям.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте