Интегрированный урок по математике и ОБЖ во 2-м классе на тему “Сложение и вычитание в пределах 100. Подготовка к умножению (математика); домашние животные (ОБЖ)”
Цели:
– закрепить навыки сложения и вычитания в пределах 100 и умение выполнять проверку;
– учить заменять числа суммой одинаковых слагаемых;
– закрепить умение решения задач на нахождение суммы и остатка;
– закрепить знания о домашних животных;
– развивать устную речь детей;
– воспитывать любовь к животным.
Оборудование: плакат с изображением домашних животных, картинки (кошка и собака), карточки с примерами, карточки с ответами, карточки с числами, плакат с краткой записью.
Организационный момент
Актуализация прежних знаний.
Устный счет (математика)
а) Реши примеры:
(На доске висит плакат с изображением домашних животных. Около каждого животного записано число – ответы. Учитель показывает карточки с примерами, а дети, найдя на плакате правильный ответ, говорят, кто решил этот пример).
32 + 8 = 40 (корова)
56 – 8 = 48 (баран)
43 + 6 = 49 (свинья)
49 – 40 = 9 (теленок)
24 + 23 = 47 (лошадь)
90 – 34 = 56 (петух)
100 – 55 = 45 (собака)
29 – 9 = 20 (козленок)
43 + 9 = 52 (бык)
63 – 60 = 3 (кот)
б) Замени суммой одинаковых слагаемых:
8 = 2 + 2 + 2 + 2
8 = 4 + 4
6 = 2 + 2 + 2
6 = 3 + 3
9 = 3 + 3 + 3
10 = 5 + 5
10 = 2 + 2 + 2 + 2 + 2
15 = 5 + 5 + 5
15 = 3 + 3 + 3 + 3 + 3
в) Реши задачи по краткой записи.
Кошек – 10.
Собак – на 5 больше.
10 + 5 = 15 (с.)
Ответ: 15 собак.
Рассказы о животных (ОБЖ)
– А сейчас девочки расскажут нам о своих любимых животных.
1) Рассказ о кошках.
Кошка живет рядом с человеком уже около 6000 лет. С давних времен кошку использовали для борьбы с грызунами. Сейчас в мире около 60 пород домашних кошек. Они бывают с длинной шерстью, короткой шерстью и бесшерстные.
Кошка считается священным животным. Есть такой обычай: входя в новый дом, сначала пускают кошку. У многих она является членом семьи и спит с ними в одной кровати. Это животное любит ласку, может часами лежать на коленях, приятно мурлыкая. Кошка – чувствительное животное. Если она умывается долго и тщательно, то будут гости. Но за кошкой нужно ухаживать: кормить ее, ставить коробку с песком, специальными шампунями выводить вредителей. А главное – кошку нужно любить.
2) Рассказ о собаках.
Из всех животных собака считается постоянным и верным спутником человека, разделяет с хозяином все трудности и радости как самый близкий друг. Собака – это первое животное, которое приручил человек. Во многих религиях ей поклонялись, как Богу. Когда собака умирала, вся семья носила траур. Хоронили собак в специальном месте.
Собаки бывают служебные и сторожевые. Они охраняют дом, подходят для полицейской работы, спасают людей при бедствиях. Также собаки бывают охотничьи. Они очень быстро бегают, у них хороший нюх, они не боятся воды и любых преград. Но есть еще один вид собак. Их называют любительскими или декоративными. Это просто домашние собаки. Они делают одинокому человеку жизнь приятней.
Однако нельзя забывать, что есть злые и бездомные собаки. Поэтому:
– никогда не подходите к чужой собаке, если рядом с ней нет хозяина;
– не позволяйте собаке лизать вас в лицо;
– мойте руки после того, как играли с животными.
Как и кошку, собаку нужно любить и ухаживать за ней. Помните, чем счастливей будет ваше животное, тем счастливее будете вы сами.
Формирование умений и навыков.
– Сейчас мы с вами решим задачу, но сначала нужно ответить на несколько вопросов.
Вопросы (ОБЖ)
Каких домашних животных вы знаете?
(Лошадь, свинья, корова, овца, коза, куры, гуси, утки, индюки, кролики)
Какое домашнее животное называют кормилицей? (Корову)
Что дает нам корова? (Молоко)
А что мы можем сделать из молока? (Масло, сметану, кефир и т.д.)
Задача (математика)
“Корова дает утром 6 литров, а вечером 9 литров молока . За весь день используется 8 литров молока. Сколько литров молока остается неиспользованным?”
О чем говорится в задаче? (О молоке).
Какие слова нужно взять для краткой записи?
Сколько литров молока дает корова? (6 л, 9 л)
Сколько литров молока используется? (8 л)
Что нужно узнать? (Сколько литров молока остается неиспользованным). Запишем кратко.
Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, т.к. не знаем, сколько литров всего дает корова).
Можем ли мы узнать, сколько литров молока дает корова? (Да, т.к. знаем, что утром дает 6 л, а вечером 9 л)
Каким действием? (Сложением, т.к. находим, сколько всего молока).
Каким действием узнаем, сколько молока осталось? (Вычитанием, т.к. находим остаток продукта).
Давайте запишем решение выражением.
Дает – 6 л и 9 л
Использ. – 8 л
Остается – ?
(6 + 9) – 8 = 7 (л)
Ответ: 7 литров молока остается.
Решение примеров столбиком с проверкой.
Каким действием мы проверяем сложение? (Вычитанием)
Каким действием мы проверяем вычитание? (Сложением)
72 + 28 = 100
100 – 28 = 72
90 – 5 = 85
85 + 5 = 90
90 – 32 = 58
58 + 32 = 90
86 + 14 = 100
100 – 14 = 86
Загадки о животных (ОБЖ)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(Гусь).
Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко.
(Корова).
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Ночью распевает,
Время считает.
(Петух).
По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан.
(Овца).
Всегда на всех
Надут, как мех.
(Индюк).
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерет, а лаптей не плетет.
(Коза).
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка).
Не пахарь, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.
(Лошадь).
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
(Собака).
С зайчиком мы вроде братья,
Удивляем сходством всех,
Но в отличие от брата
Не меняю пышный мех.
(Кролик).
Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу.
(Курица).
У нее есть пятачок,
Хвостик у нее – крючок,
Знаешь ты и знаю я,
Что зовут ее…
(Свинья).
Закрепление
Восстанови знаки действия и скобки, чтобы записи были верными. (Математика)
(34 – 3) – 9 = 22
75 – (8 – 3) = 70
80 + (13 + 7) = 100
(44 – 4) + 9 = 49.
Подведение итогов.
– Что нового на уроке вы узнали о кошках и о собаках?
– Что на уроке вам понравилось больше всего?
Н. ТЕРЕНТЬЕВА,
учительница начальных классов
поселок Аппаково,
Альметьевский район,
Республика Татарстан
Комментарии