Полноценность питания особенно важна на стадии формирования молодого организма. Задача муниципалитета – создать особую идеологию культуры здорового питания, и все наши старания направлены на это. Осознавая всю критичность сложившейся ситуации в сфере охраны здоровья наших детей и масштаб проблем в организации питания, в 2006 году мэрия Казани приступила к осуществлению комплексного реформирования системы школьного питания. Надо отметить, что проблемы организации питания в образовательных учреждениях характерны не только для Казани, но и для большинства городов и регионов России. Но что касается нашего города, эти проблемы были еще усугублены тем, что многие школьные столовые расположены в ветхих зданиях, где-то даже в полуподвальных помещениях, или на втором-третьем-четвертом этажах, что не соответствовало установленным нормам и стандартам. Тем не менее многие директора школ на свой страх и риск, оплачивая постоянные штрафы Роспотребнадзора за нарушения, организовывали питание школьников в неприспособленных помещениях. Стоял вопрос: кормить детей или не кормить? Выбирали первое.
Сегодня из 28 таких школ более половины реконструированы в соответствии с требованиями СанПиН и работают в системе «готовых завтраков». И первым шагом на пути реализации реформы школьного питания было создание Департамента продовольствия и социального питания Казани. Началась разработка программы «Здоровое питание – детям». Но прежде было проведено комплексное предпроектное исследование фактического состояния организации школьного питания, а именно: анализ материально-технической базы школьных столовых; изучение способов формирования действующих рационов питания; определение уровня и характера существующего производственного контроля; выявление действующих схем поставки продуктов питания и сырья.
Анализ результатов исследования позволил сформулировать ряд приоритетных направлений для осуществления реформ.
Социальная поддержка
В последние годы на каждого школьника выделялась государством дотация три рубля. На эту сумму питались около 40 процентов учеников, и нетрудно догадаться, какой рацион можно предложить за такие деньги, – булочка с чаем или кекс с компотом. Во многих случаях это было единственное, что получал ребенок в школе в течение дня. Остальные довольствовались горячим питанием, за которое доплачивали родители, на сумму 12,7 рубля. Кроме того, дети имели возможность пользоваться буфетной продукцией.
Мэрия города приняла решение о выделении бюджетных средств на питание детей из малообеспеченных и многодетных семей, детей-сирот, детей-инвалидов при сохранении дотации 3,5 рубля на каждого школьника.
За первое полугодие 2006-2007 учебного года средний охват горячим питанием составил 74,5 процента, из них льготное питание – 28,9 процента.
С 1 января 2007 года горячий завтрак в школе стоит 16 рублей. Увеличение стоимости питания обусловлено не только ростом цен на продукты, но и необходимостью увеличения калорийности предлагаемого завтрака. Нормы гарниров для старшеклассников увеличены до 150 граммов вместо ранее предлагаемых 100. Ежедневно рацион школьника дополняется молоком, овощными салатами, фруктами, соками. Кстати, январское увеличение стоимости завтрака не повлияло на охват школьников горячим питанием. Напротив, сравнительный анализ за аналогичный период 2005-2006 учебного года показывает положительную динамику в обеспечении горячим питанием и увеличении количества питающихся школьников, в особенности льготников. На организацию питания для них на 2007 год муниципальным бюджетом предусмотрено почти 137 миллионов рублей, в том числе на дотационное питание – около 63 миллионов, питание детей из малообеспеченных семей – порядка 57 миллионов, на бесплатное молоко – 16 миллионов 862 тысячи рублей.
Организация работы столовых
В нашем городе 183 общеобразовательные школы и 10 школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями, в которых учатся 104 тысячи человек. Для них работают 178 школьных столовых двух типов.
В 36 школах – это столовые-заготовочные. В них есть весь необходимый состав производственных цехов, которые могут работать на сырье. В этих школах мы внедряем поэтапно метод питания по типу шведского стола, что очень востребовано как учениками, так и педагогами. Охват горячим питанием в таких школах увеличивается до 85-90 процентов, пищевых отходов практически нет.
В 142 школах работают столовые-доготовочные. В этих столовых возможно приготовление блюд только с использованием полуфабрикатов высокой степени готовности или готовых завтраков. Из них 30 школ в 2006 году были переведены на новую технологию готовых завтраков (ланч-боксы). По этой технологии сегодня питаются 12 тысяч детей.
С целью обмена опытом по организации школьного питания в течение полугодия специалисты департамента посетили Москву, Санкт-Петербург, Ярославль, Ставрополь, побывали в Финляндии. Познакомились с множеством неординарных программ, но на практике новая технология производства и транспортировки пищевых продуктов внедрена впервые в России именно в Казани.
Механизм ее таков. На базе столовой лицея №145 Авиастроительного района, а также заготовительного блока «Ланч-бокс» Кировского района были организованы столовые, которые обеспечивают готовой охлажденной продукцией столовые-доготовочные 30 школ Казани. В школьных столовых продукты регенерируются, то есть разогреваются до требуемой температуры. Завтраки готовятся в пароконвектоматах – новейшем оборудовании, предназначенном для приготовления широкого ассортимента блюд, кулинарных изделий, выпечки, обладающем системой самодиагностики и функцией быстрого охлаждения.
Охлажденную кулинарную продукцию доставляют в школьные столовые в термопортах, на 15 специализированных грузовых машинах.
Сбалансированное меню и «Школьное молоко»
Для того чтобы обеспечить рацион питания с учетом всех гигиенических требований и рекомендаций, в Казани разработано и утверждено Роспотребнадзором централизованное двухнедельное меню. Оно полностью соответствует возрастным и физиологическим потребностям детей и подростков в пищевых веществах. Существенные изменения были внесены в список продуктов, продаваемых в школьных буфетах. Из ассортимента полностью исключены газированные напитки с красителями и консервантами, чипсы, конфеты, шоколад.
Естественно, все категории школьников нуждаются в организации дополнительного или промежуточного питания. Поэтому в школьном буфете предлагаются свежие кондитерские изделия, выпечка, фрукты, соки, минеральная вода, кисломолочные продукты, овощные салаты – все, что входит в разработанный нами и утвержденный перечень.
С 1 сентября 2006 года во всех школах Казани стартовала программа «Школьное молоко». Она действует уже более 40 лет в 45 странах мира. Технологическая основа «Школьного молока» – натуральное высококачественное молоко, обработанное при очень высокой температуре (140 градусов С) с выдержкой в несколько секунд. Это позволяет хранить молоко долгое время без использования консервантов, но с сохранением его вкусовых и питательных характеристик. Внедрение этой технологии избавило школьный бюджет от неоправданных потерь, поскольку раньше половина учеников наотрез отказывались пить молоко, обработанное традиционным термическим способом. Известно, что молоко после термической обработки в больших котлах имеет своеобразный запах и наличие пенки, что и отпугивало детей. Мэрией города было принято новое оригинальное решение о замене разливного молока на витаминизированное в двухсотграммовых тетрапаках с трубочками.
Таким образом, согласно рекомендациям диетологов в соответствии с этой программой все ученики начальных классов, а их в Казани 36 тысяч, через день бесплатно получают молоко. Финансирование этой программы на 2007 год составляет 16,862 миллиона рублей.
К сожалению, у большинства школьников к 12-14 годам еще не сформирована необходимая система знаний и ориентация на здоровую пищу, ценность которой определяется не только вкусовыми качествами, но в большей степени полезностью для здоровья. И здесь свое слово должны сказать директора школ и классные руководители. Только в тех школах, где директор на деле, а не на словах считает вопросы питания одним из приоритетных направлений работы, организована работа с родителями, технологическое оборудование находится в исправном состоянии, имеются инвентарь и посуда. Только тогда, когда вопросы питания школьников взяты под личный контроль директора, удается соблюсти качество, разнообразие, безопасность и другие принципы централизованного меню.
Централизованная закупка и поставка продуктов питания
До недавнего времени из-за отсутствия единой материально-технической базы продукты питания закупались у разных поставщиков, с разными ценами, с разным качеством. Именно по этой причине во всех районах города ситуация с организацией питания была разной.
В декабре 2006-го – январе 2007 года Дирекция по муниципальному заказу Казани провела открытые конкурсы на выполнение муниципального заказа для бюджетных учреждений города. Конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе признала победителем конкурса Департамент продовольствия и социального питания, предложивший лучшие условия исполнения муниципального контракта и наименьшую цену коммерческого предложения.
Сейчас департамент осуществляет централизованные закупки продуктов непосредственно у производителей Республики Татарстан, которые обеспечивают гарантии качества и исполняют все требования Роспотребнадзора, предъявляемые к продуктам для детского и школьного питания. Заключены прямые контракты с Казанским молочным комбинатом, Казанским мясокомбинатом, Объединенной хлебной компанией, молочным комбинатом «Эдельвейс». Нужно отметить, что централизованное обеспечение бюджетных учреждений позволило улучшить контроль качества поставляемой продукции и своевременность ее доставки.
Обновление материально-технической базы
В 2005-2006 годах по линии МБРР в школьных столовых было заменено 756 единиц оборудования на общую сумму 12,421 миллиона рублей. Несмотря на это, до сих пор 65-70 процентов оборудования требует замены.
Летом 2006 года были проведены ремонтные работы в столовых и пищеблоках 30 школ Казани, заменены мебель обеденных залов, посуда, спецодежда поваров. На все это было потрачено 35,5 миллиона рублей. Параллельно производилась замена сантехнического оборудования и вентиляции.
В ходе реализации программы реорганизации школьного питания мы хотим в первую очередь достичь положительной динамики состояния здоровья и физического развития детей. Следующая цель – это достижение определенного экономического эффекта, выражающегося в сокращении доли бюджетных средств, снижении производственных издержек и уровня энергопотребления, увеличении ассортимента выпускаемой продукции и повышении ее качества.
В 2007 году мы продолжим перевод 30 школ на новую технологию приготовления готовых завтраков, для чего потребуется около 86,736 миллиона рублей, в том числе на ремонтно-строительные работы – 39,521 миллиона.
Зухра НИГМАТУЛЛИНА, заместитель руководителя исполкома по социальным вопросам Казани
Комментарии