search
main
0

Корабли и самолеты художника

Ему довелось поработать и на воде, и под землей, и в воздухе

Великолепные виды открываются в начале лета на пути из Зугдиди в Анаклию. Пасутся вольные стада коров, поросята нежатся в свежих лужах… Все вокруг цветет и благоухает. Но вот среди сменяющихся картин цветущих садов в Анаклии мое внимание привлекла такая картина. Мужчина с несколько отрешенным от мирской суеты выражением лица везет тележку с сорняками. Интуиция подсказывает, что стоит познакомиться поближе с человеком, который невозмутимо философски относится к обыденным вещам.

Времена меняются, а творчество вечно, считает
Валерий ЦИЦКАРАВА

 

Дивный сад

Тем и хороша Грузия, что здесь можно заговорить с любым прохожим. Тебя не сочтут назойливым, не отнесутся настороженно. Не скажут, что спешат. Найдут время, чтобы поговорить.

Так и случилось. Валерий сразу же представился и отреагировал на желание пообщаться с ним самым доброжелательным образом. Оказалось, что он художник из Тбилиси. Жена Валерия, Додо, под стать супругу – открытый человек и гостеприимная хозяйка. Как выяснилось, во всей округе она славится тем, что великолепно готовит, – для нее нет секретов в грузинской кухне. Пригласили в дом, угостили тремя видами хачапури, мамалыгой, пеламуши (это десерт из виноградного сока и кукурузной муки), сациви и, конечно же, домашним вином. Без этого в грузинском доме просто невозможно. С застолья начинаются все разговоры. Потом уже Додо повела в свой сад, где она выращивает розы, наверное, всех сортов и цветов. А Валерий между работой в саду и огороде находит время, чтобы зайти в свою мастерскую. Живут они с супругой в согласии с внешним миром, природой. Две собаки, две кошки, родительский дом, ореховая роща, виноградники, лимонные деревья, инжир, киви. Все это требует труда и ухода. Но в том и есть смысл жизни…

– Творчество для меня необходимый глоток воздуха, дающий отдых и радость, – поясняет Валерий Цицкарава, показывая мне свои сокровенные кладовые. В них хранятся инструменты, многие из которых самодельные, некоторые куплены на развалах по дешевке, они еще того, прежнего качества, от старых мастеров. Тут же предметы, которые многим покажутся ненужными, – кусочки дерева, корешки, ветки, бруски. Но для Валерия все это наполнено смыслом – глаз художника видит в них будущее творение. Вот, например, кусок орехового дерева. Он, если присмотреться, напоминает силуэт женской фигуры. Валерий с помощью напильника, болгарки и шкурки искусно доведет до совершенства замысел природы. Так, к примеру, вышло с сучком, в котором он узрел собаку. Деревянная фигурка прекрасно вписалась в интерьер уютного дома.

Валерий как прикладник освоил почти все материалы и техники. В основном постигал методы и приемы сам, с помощью книг, ведь в то время никто не мог себе представить, что появится Интернет. Информации было мало, а вот желания созидать и осваивать много. Но и из книг можно было почерпнуть не так уж и много, в основном учился по гравюрам и иллюстрациям, с которых, как код, считывал замысел создателей старинных изделий.

Сейчас Валерий рисует иконы, обрамляет их ажурными окладами, наносит на них золотое и серебряное напыление гальваническим методом. Его конек – украшения из металла и серебра, сабли, ножи, рукоятки. Очень любит работать с деревом и другими природными материалами. Ну и, конечно, рисует.

 

Уроки мастера

В советское время 31‑й авиационный завод в Тбилиси, где целых двенадцать лет Валерий трудился в бригаде художников, любили посещать партийные генсеки. Часто бывал здесь Брежнев. И всякий раз руководство завода заказывало Валерию и бригаде художников подарок для Леонида Ильича. Предприятие было богатым, а потому на материалы для сувенирных изделий средства выделялись приличные. Брежнев любил получать в подарок сабли со щитами, и непременно с памятной гравировкой. Вслед за ним приезжал на завод и Черненко, встав на место бессменного руководителя страны.

А задолго до этого в жизни Валерия, как, наверное, в судьбе каждого творческого человека, произошла встреча с Мастером. В Анаклии жил и работал самобытный самородок – глухонемой художник. Имя его стерлось из памяти, зато остались монументы, украшавшие когда-то поселок. Дожила до наших дней, например, Доска почета работников предприятия «Лимонтрест», где работали люди со всего Советского Союза. Будучи мальчиком, Валерий любил наблюдать за работой Мастера, внимательно следил за движением его рук, когда тот лепил фигуры. Наверное, не случайно так сложились обстоятельства, что ему пришлось пропустить год учебы в школе: не набралось класса. И все это время он помогал своему учителю, впитывая как губка его опыт. В молчании и созерцании происходило таинство передачи знаний: глухонемой художник-самоучка всему научил своего последователя, сохранив тем самым память о себе. И теперь Валерий в свою очередь передает этот бесценный дар своим детям и внукам.

У них с Додо трое детей и пятеро внуков. Дочь окончила Академию графики и дизайна, пошла по стопам родителей. Приезжая в фамильный дом в Анаклии, абсолютно все члены большой семьи, от мала до велика, начинают что-то рисовать и мастерить.

Сам Валерий говорит, что рисовал и лепил столько, сколько себя помнит. После окончания восьмилетки поехал поступать в Тбилисское художественное училище по специальности «лепщик-модельщик». К тому моменту у него были работы, которые он мог предъявить на экзаменах. Затем служил три года на флоте в Мурманске. И в армии его способности были востребованы: делал сувениры для почетных гостей.

– Это были чеканки – очень модное в то время направление. Медь, переливаясь, дает возможность передать красоту северного сияния, на фоне которого я чеканил корабли. И по сей день чеканка остается моей любимой техникой, моим любимым увлечением, – признается художник.

После армии Валерий трудился проходчиком тоннелей в Тбилиси. А потому и говорит, что пришлось поработать и на воде, и под землей, и в воздухе. Валерий к любому труду относится с уважением, не боится физических нагрузок. А творчество всегда идет рядом. Параллельно он всегда и рисовал, и продолжал заниматься прикладным искусством.

С будущей женой познакомился в Тбилиси, куда Додо, окончив художественную школу в Зугдиди, приехала, как и Валерий, поступать учиться в художественное училище. Она преуспела в работе маслом, любимые художники – Микеланджело, Леонардо да Винчи. Они ее всегда вдохновляют на создание работ, которые у нее наполнены светом и солнцем. Свое жизнелюбие Додо выплескивает яркими и сочными красками на полотна. Также художница создала большую коллекцию изделий из бисера, каждое из которых маленький шедевр.

 

Времена меняются – творчество вечно

Генеалогическое древо семьи Валерия отчасти уходит корнями в российский Краснодар. Мама, Дина Семеновна Рубежная, – из донских казачек. В раннем возрасте девочку во время войны эвакуировали в Грузию, в Анаклию. Так она здесь и осталась, вышла замуж за мегрела, отца Валерия. Приученная с детства к сельскому труду, донская казачка в Грузии быстро освоилась, постигла секреты всех основных блюд национальной кухни.

Тбилиси – любимый город супругов. Но так получилось, что в пандемию они зимовали в семейном доме в Анаклии и потом уже не захотели уезжать в город. Жизнь на природе, свой сад и огород – все это вдохновляет на новые творческие свершения.

– Когда рухнул Советский Союз, продавали свои картины на улицах, где создавались открытые вернисажи. Они и сейчас присущи Тбилиси, стали его украшением. Там можно увидеть и наши с Додо работы. Затем мы увлеклись созданием икон – всегда хочется постигать что-то новое, двигаться вперед.

Вот так рассуждает Валерий, вглядываясь в причудливо изогнутые ветви виноградника, поглаживая по очереди приютившихся рядом кошку с собакой. Подумалось, наверное, в этот момент, в тишине и созерцании происходит сокровенное – рождаются идеи новых творений.

Ольга БОТКИНА, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте