Цели: После занятия участники смогут: объяснить термин «культура дискуссии»; назвать отличительные особенности той или иной формы организации дискуссии; организовать в классе занятие с использованием различных форм дискуссий, дискуссионных упражнений и игр; продолжить формирование собственной культуры дискуссии; задуматься над необходимостью формирования культуры дискуссии у школьников и над сложностью этого процесса.
Ход занятия
1-й этап. В начале занятия организуется обсуждение вопроса «Что такое дискуссия?». Дискуссия в переводе с латинского означает исследование, рассмотрение. Это такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц.
Участникам предлагается принять участие в импровизированных дебатах на одну из предложенных тем, например «Власть портит человека», «Феминизм – вредная идеология».
В течение 7 мин. участникам, объединенным в две команды, дается возможность обсудить тему, готовя аргументацию как «за», так и «против» заявленного тезиса. По жребию определяется, какой из команд предстоит отстаивать позиции утверждающей стороны, а какой – отрицающей стороны. В течение еще 5 мин. команды готовятся к выступлению. Утверждающая команда готовит 5-7 аргументов в пользу данной позиции. Каждый новый аргумент представляет один человек, приводя к данному аргументу все возможные свидетельства и доказательства. Отрицающая – готовится отвергать («отбивать») аргументы утверждающей, пытаясь их спрогнозировать.
Представитель команды «За», начиная дискуссию, в течение 1-2 минут представляет свой аргумент, после чего команда «Против» имеет минуту на обдумывание своего контраргумента (в то же время команда «За» готовит следующий аргумент). В течение 1-2 минут представитель команды «Против» приводит свой контраргумент и доказательства на аргумент оппонента. После этого выступает следующий представитель команды «За» с новым аргументом. И так далее.
Итоги дискуссии могут быть определены совместным решением аудитории и ведущего в зависимости от того, какая из команд была точнее и доказательнее. В обеих командах определяются лучшие ораторы.
Дискуссия завершается обсуждением вопросов:
В чем особенности дебатов как формы дискуссии?
С какими трудностями при проведении этой и других форм дискуссии сталкиваются педагоги?
В ходе обсуждения выясняется, что цель дебатов – дать возможность представить участникам свое мнение в дружественной форме, убедить оппонентов в правильности (преимуществах) позиции команды. Чаще всего тема дискуссии формулируется в виде суждения-утверждения.
К наиболее часто встречающимся трудностям при проведении дискуссии относятся:
слабые навыки разговорной речи у учащихся;
соревновательный уклон и стремление непременно победить в споре;
нетерпимость к другим мнениям и взглядам;
чрезмерная эмоциональность;
доминирование отдельных учащихся в ходе дискуссии.
2-й этап. Внимание участников обращается на тот факт, что успех дискуссии, ее конструктивный характер, плодотворность в решении вопросов в значительной степени зависят от культуры дискуссии участников полемики, и необходимо специально организованное обучение культуре дискуссии. Участникам предлагается путем «мозгового штурма» выяснить составные компоненты понятия «культура дискуссии», такие, например, как навык аргументации своей позиции, нахождения контраргументов в споре, умение слушать других и уважать их взгляды, умение противостоять давлению окружающих и т.д.
3-й этап. Формирование культуры дискуссии возможно в ходе участия в некоторых формах дискуссии, например, «Гражданский форум», «Экспромт-диспут». Организуется «Экспромт-диспут», в ходе которого участники делятся на группы (не менее трех). В течение 5-7 минут участники в группах (возможно, исходя из опорных понятий, например, «Детская преступность», «Ответственность», «Наказание», «Закон», «Общество») формулируют тему диспута и 2-3 вопроса по ней. Вопросы (тема) должны быть спорными и актуальными. Свой вариант группы записывают на листочке. Затем группы выделяют своих представителей, которые выбирают из всех вариантов один вариант темы дискуссии и вопросы к ней. Это и есть совет диспута. Из совета диспута выделяется 1 человек, он зачитывает тему диспута и вопросы по ней – это и будет ведущий диспута. Ведущий называет вопрос и дает группам время на обсуждение, потом поочередно предоставляется слово каждой из групп. Задача представителей групп – рассказать об итогах дискуссии в микрогруппе, а задача ведущего – подвести итоги состоявшейся дискуссии, выявив наиболее популярные в аудитории точки зрения на проблему. Обращается внимание участников на возможность высказаться каждому в микрогруппе, а значит, тренировать один из компонентов культуры дискуссии, на упорядоченность обсуждения, которую задает данная форма, а также на возможность выступать в роли ведущего и выполнять соответствующие функции кому-то из участников.
4-й этап. Формирование культуры дискуссии возможно осуществлять в ходе дискуссионных игр и упражнений.
Игра «Мнение»
В аудитории помещаются три плаката с надписями «Да», «Может быть», «Нет». Крайние плакаты вывешиваются в двух концах аудитории, а средний – в центре. После заданного вопроса или утверждения все участники переходят под тот плакат, который соответствует их ответу или позиции относительно утверждения. Ведущий спрашивает, кто хотел бы сказать, почему он выбрал именно этот ответ (встал именно под этот плакат). Желающий поднимает руку. Участники упражнения не имеют права на кого-либо нападать, критиковать, спорить. Они высказывают свое мнение. Участники могут несколько раз переходить из одного «лагеря» в другой.
Примерные вопросы или утверждения:
Смог бы ты любить человека другой национальности?
Можно ли все купить за деньги?
Согласны ли вы с пословицей «Один в поле не воин»?
Смогли бы вы помочь другим в ущерб себе?
Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.
Рюмка спиртного согревает зимой.
Зависимость от наркотиков – это просто состояние души.
Игра завершается обсуждением следующих вопросов:
Были ли вопросы, над которыми вы раньше не задумывались?
Что чувствовали стоящие по одному (двое-трое) почти против всех остальных?
Что чувствовали к тем, кто давал ответ, противоположный вашему?
Менялось ли ваше мнение по каким-либо вопросам, когда вы слышали противоположное мнение?
Данная игра обучает умению свободно высказываться, защищать свое мнение и уважать мнение других.
Игра «Конверт откровений»
«Водящий» участник игры садится на стул в центре аудитории, а остальные участники передают друг другу конверт с утверждениями о любви. Задача участника, получившего конверт, – зачитать одно из утверждений, помещенных на доставшейся ему карточке. Задача «водящего» – определить свою личную позицию по отношению к утверждению и высказать ее вслух. Если участник, который зачитывал утверждение с чем-то не согласен, он может привести собственные аргументы и передает конверт следующему участнику игры, «водящий» также меняется.
Примерные утверждения
1. Любовь – это счастье, основа счастья.
2. Чисто платоническая любовь существует.
3. Любовь – это страсть.
4. Любовь – это свобода.
5. Любовь – это забота.
6. Полюбить можно по расчету.
Игра учит аргументированному высказыванию, умению слушать и принимать позицию другого человека.
Обучение культуре дискуссии возможно как в процессе урочной деятельности, так и во внеурочной, например, в рамках дискуссионного клуба.
5-й этап. Завершить занятие можно в ходе выполнения дискуссионного упражнения «Разброс мнений», когда участникам предлагается вернуться к теме занятия и обсудить утверждение «Формирование культуры дискуссии у учащихся – одна из важнейших задач в гражданском образовании». Ставится условие о том, что принимается мнение каждого. Каждый имеет право высказать все, что приходит в голову, продолжив находящиеся на карточках недописанные фразы самого общего характера, например, такие:
1. «Я не задумывался над вопросом ранее, но могу сказать, что…».
2. «Меня в этом вопросе больше всего смущает…».
3. «В соответствии со своим педагогическим опытом я считаю…».
4. «Если попытаться порассуждать, то…».
5. «Я думаю, что часть присутствующих со мной согласится, что…».
Ирина ЯКИМОВИЧ, преподаватель Института усовершенствования учителей, Брянск
Комментарии