search
main
0

Конвергентный урок

Стираем границы между «физикой» и «лирикой»

Проект «Медийно-информационная грамотность школьника» в Школе имени В.В.Маяковского возник в рамках сотрудничества школы с кафедрой ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан Московского педагогического государственного университета.

Для нас тема медиаграмотности школьников представляется очень актуальной. XXI век выдвинул новые требования к профессиональной подготовке специалистов в различных областях. Рынок труда ждет конкурентоспособных, инициативных, компетентных, предприимчивых и высококвалифицированных специалистов, способных анализировать и структурировать получаемую информацию, осваивать современные информационные технологии.

В связи с этим мы в школе отрабатываем модель конвергентного урока. Как сформировать на школьном уровне принципиально новый тип мышления? Как успеть в завтра? Для этого необходимо совершенствовать образовательную среду путем междисциплинарной интеграции. Сделать обучение интересным, актуальным и эффективным. Создать новый образовательный маршрут на уроке, используя оборудование лабораторных комплексов городских проектов «Медицинский класс в московской школе» и «Инженерный класс в московской школе».

Если говорить о конвергенции, то в дословном переводе это означает процесс схождения, сближения чего-либо. Первый раз ученики с этим термином знакомятся на уроках биологии. Конвергенция в биологии означает процесс схождения признаков у разных систематических групп живых организмов. Например, форма тела акулы и дельфина. А применительно к школьным занятиям это взаимопроникновение, взаимодополнение разных учебных предметов и учебных действий.

В качестве формата проведения конвергентного урока в Школе имени В.В.Маяковского был выбран день межпредметного понятия. Есть такие научные термины и понятия, которые рассматриваются на разных учебных предметах, – «адаптация», «свет» «движение».

На конвергентном уроке «Адаптация» ученики 10‑го класса на станциях «Физика», «Химия» и «Биология» применили знание законов этих предметов для объяснения физиологических процессов, да еще и во время коронавируса. Они измерили жизненную емкость легких различными методами, определили гипоксические пробы для оценки функционального состояния организма во время пандемии, подобрали соответствующий pH для мыла, которое будет более щадящим, но при этом эффективно защищать кожу наших рук.

Темой второго конвергентного урока было выбрано понятие «свет». Это понятие ученики 10‑го медицинского класса рассматривали сразу в пяти предметных областях: биология, физика, экология, география и английский язык.

На станции «Биология» они исследовали оптическую составляющую глаза человека, условия формирования зрения и роли света в нем, выяснили причину появления естественных иллюзий. На станциях «Физика» и «Экология» с помощью оборудования проекта «Инженерный класс в московской школе» ответили на вопросы, соответствует ли освещенность в классе нормам, как происходит рассеивание света, измерили значение освещенности светодиодной лампы. На станции «География» составили радиационный баланс для Москвы, Краснодара и Якутска, сформулировали аргументы по вопросу эколого-медицинского значения солнечной радиации, изучили перспективы гелио­энергетики в России. На станции Science of Light ребята ознакомились с терминами предметной области на английском языке, ведь именно термины являются теми единицами языка, которые важны для взаимопонимания специалистов. Коммуникация в профессиональной сфере будет успешной и плодотворной, если специалист овладеет терминологией в своей области.
И здесь нашим школьникам нужна сквозная медийно-информационная грамотность. Она включает в себя работу с информацией, проверку и анализ информации, критическое мышление.

Дни конвергентных уроков позволили овладеть межпредметными понятиями, отражающими связи и отношения между объектами и процессами. На этих уроках на основе других сообщений, своих наблюдений школьники создают новые сообщения. В результате работы возникают межпредметные связи. В рамках таких уроков происходит изменение формы представления информации: разные предметы – разный набор средств представления информации. Таблицы, графики, формулы. Формируются умения находить, обрабатывать и передавать информацию с использованием различных медиатехнологий.
Происходит включение внешкольной информации в контекст общего образования. Синтетический характер языка массмедиа предоставляет беспрецедентные возможности привлечения материала из разных областей в контекст занятий.

Конвергентные уроки позволяют стирать границы между областями знаний, учат воспринимать мир как единое целое, а не как отдельные дисциплины, изучаемые в школе.

Методический опыт, полученный на конвергентных уроках, мы планируем обобщить и предложить для дальнейшего обсуждения на межрегиональном круглом столе.

В рамках проекта «Медийно-информационная грамотность» у нас проходят встречи с преподавателями кафедры ЮНЕСКО по медийно-информационной грамотности, еженедельно проходят консультации по медиапроектированию, в этой работе принимают участие наиболее активные и заинтересованные педагоги. Мы планируем открыть в школе центр медиаграмотности. Подали заявку на вхождение в московский проект «Медиакласс».

Вся эта разнообразная работа позволяет взглянуть на традиционное обучение по-новому, ввести в него такие элементы, которые делают этот процесс более современным, отвечающим ключевым тенденциям сегодняшнего дня и реальным вызовам дня будущего.

Елена ЛЬВОВА, директор Школы имени В.В.Маяковского

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте