search
main
Топ 10
Президент подписал закон о единых общеобразовательных программах в школах России В школах Дагестана открывают мобилизационные пункты Анзор Музаев: частичная мобилизация не скажется на учебном процессе В Минпросвещения разработали перечень учебников, которые можно использовать в школах Российские педагоги начали преподавать в школах Монголии Началась торжественная церемония открытия конкурса «Учитель года» – 2022 – трансляция Открыто Всенародное голосование конкурса «Учитель года России – 2022» Названо условие, по которому могут мобилизовать учителя Урок физкультуры: должен ли ребенок присутствовать на занятии, если есть освобождение Мобилизованный в Волгоградской области директор сельской школы освобожден от призыва Стартовало первое конкурсное испытание заключительного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» – 2022 Могут ли студенты негосударственных вузов получить повестки в военкомат, ответили в Минобрнауки «Учитель года» – 2022: как пройдет финал профессионального конкурса педагогов По 7 уроков каждый день: члены жюри рассказали, как проходят испытания на конкурсе «Учитель года» – 2022 В школах и колледжах проходят ВПР: какие работы пишут учащиеся, когда объявят результаты Совфед одобрил «золотой стандарт» для школьной программы В рамках празднования Дня СПО в России пройдут квесты, профессиональные конкурсы и арт-флешмоб В образовательном центре «Сириус» открыли курсы по подготовке к ВсОШ 25 сентября назовут 15 лауреатов конкурса «Воспитатель года России» Абсолютным победителем конкурса «Сердце отдаю детям – 2022» стала Елена Стальмак из Санкт-Петербурга
0

Конвергентный подход в действии. Границы стираются, а результаты возникают во время междисциплинарной работы на стыке областей

​Двигаясь по пути дробления научных дисциплин, человечество зашло в глобальный тупик, утратив целостность восприятия окружающего мира. И сегодня стремительное развитие научных направлений и технологий, требующих одновременного охвата множества смежных областей, ставит перед школой новые задачи. Миссия современного образования уже не ограничивается только воспроизведением знаний, накопленных предыдущими поколениями, а нацелена на подготовку школьников к успешной социализации в мире будущего и на достижение ими образовательных результатов через формирование компетенций, нужных для жизни в эпоху конвергенции наук и технологий.

Школа – наука – производствоКонвергенция (от английского convergence – «схождение в одной точке») означает не только взаимное влияние, но и взаимопроникновение отдельных научных дисциплин и технологий, когда границы между ними стираются, а результаты возникают именно в рамках междисциплинарной работы на стыке областей.Реализация в московских школах конвергентного подхода в обучении направлена на формирование такой образовательной среды на уроке и во внеурочной деятельности, в которой учащиеся воспринимают мир как единое целое, а не как перечень отдельных изучаемых в школе дисциплин. Но для организационно-методического обеспечения конвергентного подхода помимо специальной подготовки педагогов и разработки учебно-методических материалов необходима организация проектно-исследовательской деятельности школьников. Решается эта задача не только путем наращивания школьных резервов, но и при помощи масштабного привлечения внешних ресурсов города. Поэтому отличительной особенностью новой образовательной среды московской системы образования становится глубокая интегративная взаимосвязь школы, науки и производства.Наиболее показательно эта взаимосвязь прослеживается на примере конвергентно-ориентированных проектов столичного образования. Например, проект «Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного образования» (Курчатовский проект), который реализуется в Москве с 2011 года, объединяет усилия учителей из 36 образовательных организаций столицы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы и специалистов национального исследовательского центра «Курчатовский институт». В образовательных организациях Курчатовского проекта используется оборудование для обучения более 65000 школьников, функционируют 146 кружков, проводится 52 факультативных курса. Учителя и учащиеся осуществили 16 полевых практик, выполнили почти 300 проектно-исследовательских работ, с которыми выступили на конференциях и конкурсах различного уровня.Классное погружениеВ рамках проекта «Медицинский класс в московской школе», который реализуется в столице с 2015 года, существует несколько образовательных программ, их каждая из школ выбирает самостоятельно. Предпрофильные классы – 8-9‑е, профильные – 10‑11‑е. Основные учебные предметы – биология и химия. В школах есть элективные курсы: основы медицинских знаний, практикум по микробиологии, основы физиологии и анатомии, функциональные системы человека, оказание первой помощи. Практика будущих медиков проходит в специальной лаборатории, где есть медицинские тренажеры, измерительные приборы, макеты органов, оборудование для первой помощи.Школьники, обучаясь в медицинских классах, погружаются в научно-исследовательские проекты – инженерные технологии в медицине, биоинфомационные технологии, медицинская робототехника – и получают возможность выполнять исследовательские работы под руководством аспирантов и научных сотрудников медицинских университетов. Фактически такая система обучения и преобразования практических навыков обеспечивает готовность выпускников работать в команде, овладев навыками совместной работы. Проект реализуется в 69 школах и охватывает более 6000 учеников. К проекту подключено более 50 столичных предприятий.А в проекте «Инженерный класс в московской школе», который также был запущен в 2015 году, сегодня принимают участие 103 общеобразовательные организации, обеспечивающие реализацию программ естественно-научного и технологического профилей инженерной направленности для более 13000 учащихся.За три прошедших года участниками этого проекта стали такие федеральные вузы, как Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Московский физико-технический институт, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», Московский государственный машиностроительный университет, Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет), Московский государственный строительный университет, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.Губкина, Мос­ковский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Мос­ковский государственный технический университет гражданской авиации, Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники, Московский государственный университет путей сообщения.Но и это еще не все. В числе участников проекта высокотехнологичные предприятия: ГК «Рос­атом», ОАО «НПП Пульсар», АО «Концерн радиостроения «Вега», НИЦ «Курчатовский институт», Центр фотохимии РАН, технополис «Москва», ООО «Аутодекс Си-Ай-Эс», ООО «Нэшнл Инструменте Рус», ОАО ВПК «НПО машиностроения», ОАО РКК «Энергия», ОАО «Русгидро», ОАО «Российский самолет».Организации инженерной отрасли участвуют в проектно-исследовательской деятельности обучающихся, разработке системы требований к компетенциям выпускников инженерных классов.- НИТУ «МИСиС» присоединился к проекту «Инженерный класс в московской школе» в 2015 году, – рассказывает проректор по учебной работе НИТУ «МИСиС» Вадим Петров. – В настоящее время мы сотрудничаем с 35 школами и более чем с 10 предприятиями. Процедура проста и прозрачна: определяем школы, на базе которых откроются инженерные классы, и вместе разрабатываем образовательную программу. Инженерные классы – это не только специально оборудованные помещения, но и особая среда обучения, в которой вся Москва – образовательная территория. Проектная деятельность формирует необходимые компетенции для успешного обучения в университете. Важная часть проекта – работа на базе предприятий. Это позволяет учащимся освоить современные технологии, именно те актуальные инструменты, с которыми они будут работать.По словам Вадима Петрова, работа с каждым учеником проходит по индивидуальному плану. Для этого школьники приезжают в лаборатории университета, посещают практические занятия и общаются со своим научным руководителем, выходят на экскурсии на предприятия. Школьники также участвуют в «Университетских субботах». А для их педагогов в рамках трехсторонних договоров предусмотрены семинары, мастер-классы и повышение квалификации как по инженерным курсам, так и по проектной деятельности.Инженерный класс не только помогает подготовиться к ЕГЭ и поступить в технический вуз, но дает возможность проявить себя в научно-исследовательской и проектной деятельности, олимпиадном движении, инженерном творчестве.Строчки о внеурочкеЕще одним из важнейших ресурсов создания конвергентной среды является дополнительное образование. По данным электронной записи, в Москве открыто свыше 120 тысяч различных кружков и секций, которые посещают около 840 тысяч детей. Крупнейшей городской системой дополнительного образования является система Департамента образования Москвы. Условия для занятий дополнительным образованием созданы в более чем 700 школах и центрах детского творчества.Расширению возможностей посещения дополнительных занятий в Москве способствует:- создание в школах профильных медицинских, инженерных и кадетских классов. Их программа обучения включает блоки, выходящие за рамки базовой школьной программы;- возрождение станций юных техников на базе колледжей и учреждений дополнительного образования. Здесь можно получать дополнительные знания в технической и естественно-научной областях на высокотехнологичной базе и высоком профессиональном уровне;- открытие межшкольных и межрайонных предметных кружков, включая математические кружки для победителей и призеров олимпиад;- создание детских «Кванториумов» в технопарках Москвы;- создание центров технологической поддержки образования – пунктов коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию на основе сетевого партнерства вузов, школ, колледжей;- расширение сотрудничества с частными компаниями, предоставляющими услуги дополнительного образования.Кроме того, чтобы мотивировать детей, подростков и молодежь получать знания, компетенции и навыки более широкого спектра и осознанно выбирать жизненный путь, в Москве действуют крупные городские просветительские проекты:- «Университетские субботы» – лекции, мастер-классы и экскурсии в ведущих вузах Москвы;- «Профессиональная среда» – знакомство с учреждениями профессионального образования;- «Субботы активиста» – мероприятия для тех, кто интересуется вопросами управления и самоуправления в образовании.- Мы применили в школе конвергентный подход и в первый же год получили результат, – рассказывает заместитель директора по реализации образовательных программ и проектов, учитель технологии школы №1454 «Тимирязевская» Наталья Растегина. – Наши ребята стали призерами чемпионата WorldSkills и JuniorSkills в компетенциях «Сити-фермер» и «Сельскохозяйственные биотехнологии». Что мы сделали? В предмет «Технология», в рабочие программы, мы ввели компетенции JuniorSkills, подкрепили дополнительным образованием и внеурочной деятельностью (биология, физика, технология), основную образовательную программу. Мы воспользовались ресурсами города и подключили специалистов Тимирязевской академии.Программа для замаАктивная работа над решением задач развития конвергентного подхода в столичных школах сегодня ведется в Московском центре развития кадрового потенциала образования в рамках учебного курса повышения квалификации «Современный заместитель руководителя образовательной организации». Программа курса направлена на формирование у слушателей нового восприятия содержания образовательного процесса и перестройку взаимодействия всех его участников в ходе реализации запросов социума, и очевидно, что конвергенция – один из важнейших таких запросов.Действующие и будущие заместители руководителей образовательных организаций погружаются в такие темы, как «Школа в цифровой среде», «Управление информацией», «Кадровый менеджмент и командообразование с целью создания единой школьной команды для реализации конвергентного подхода в обучении и получения качественных результатов», «Организация образовательного процесса и содержание обучения: как избежать монопредметного взгляда на результаты обучения школьников».В рамках курса проводится анализ основных образовательных школьных программ с целью выявления точек конвергенции – позиций, по которым можно осуществить слияние содержания учебных предметов, уровней общего и дополнительного образования, сфер деятельности. Рассматриваются вопросы взаимодействия администрации и руководителя класса, сотрудничества педагогов, развития сетевого взаимодействия, использования образовательных ресурсов города. А итоговой оценочной работой каждого слушателя становится «дорожная карта» реализации конвергентного подхода в московской школе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте