Достоинствами советской школы были: академизм, фундаментальность и всеохватность образования, его бесплатность. Выпускник советской школы, учившийся на «четыре», обладал комплексными знаниями в технической, естественно-научной и гуманитарной областях. Таким образом, он мог выбрать себе для освоения любую профессию, ибо его обучили и математике, и биологии, и истории.Недостатками советской школы были идеологизированность в ущерб изучаемым предметам, отставание от науки, высокие нагрузки на учащихся. В 90-е годы был быстро преодолен первый из этих недостатков – наша школа избавилась от идеологической шелухи, мешавшей, например, изучению предмета «История»; в школьном расписании наконец появились предметы «Экономика» и «Правоведение». Но при этом усиливались другие недостатки: мировая наука ушла далеко вперед, а школьные программы устаревали, ухудшилось здоровье среднестатистического ученика, деградировала.
школьная материально-техническая база.В общем и целом в 90-е годы качество отечественного образования стало падать. Однако планка, установленная еще в Советском Союзе, была настолько высокой, что наше школьное образование все еще оставалось превосходным по сравнению с европейским и американским. Я лично слышал множество историй о том, как российские выпускники конца 1990-х и начала 2000-х, уехав получать высшее образование в Европу и Штаты, первые 1-2 года, скучая, слушали на лекциях то, что успели изучить еще в средних классах.Что нужно было сделать, чтобы российская школа оставалась лучшей в мире? Нужно было в первую очередь привести школьные программы в соответствие с реалиями XXI века. На практике этот тезис означает чрезвычайно простую вещь.Программа по предмету «История» должна была быть дописана исходя из достижений современной историографии, опровергнутые наукой сведения должны были быть убраны. В предметы «Физика» и «Биология» необходимо внести знания, полученные учеными за последние 20 лет. В школьных таблицах Менделеева должны были появиться новые элементы.Следовало бы принять элементарные меры, чтобы компенсировать утомляемость учащихся: бесплатные завтраки и обеды для всех учеников, четкие санитарные требования к мебели и освещению, закупка двойных комплектов учебников (один остается у учащегося дома, другой выдается в школе – необходимость в транспортировке 10-килограммового рюкзака отпадает).В результате навязывания школам тестовой системы страдают технические предметы, естественные и гуманитарные дисциплины лишаются всякого смысла.Повсеместное вплоть до начальных классов навязывание тестов приводит к тому, что единственным навыком, формирующимся у детей, становится умение решать тесты, ни о каких фундаментальных знаниях речи в данном случае идти не может.Знания в рамках тестовой системы приобретают хаотичный и разбросанный характер, возникает ситуация, когда учащийся вызубривает наизусть тактико-технические характеристики танка Т-34, но при этом он, возможно, даже краем уха не слышал о таком военном конфликте, как Вторая мировая война. Или же учащийся прекрасно знает, как устроена сетчатка, но понятия не имеет, в каком органе она находится. Если тяжело понять, как именно это выглядит практически, то просто представьте себе человека, который вместо посещения нормальной школы одиннадцать лет сидел и решал кроссворды.Овладев в совершенстве навыками решения тестов, ребята успешно сдают ЕГЭ (успешнее тех, кому посчастливилось учиться по классическим программам!), но потом преподаватели ведущих вузов просто не знают, что делать со студентами, не имеющими совершенно никакой базы, которых нужно учить с нуля (таких студентов иногда так и называют – «дети ЕГЭ»).На фоне стремительного отупления учащихся постоянно корректируются в худшую сторону методические требования, проследить наиболее наглядно это можно по эволюции (вернее, деволюции) рекомендованных для школ учебников.Если совсем недавно это были полноценные академические учебные пособия (пусть и, как правило, устаревшие относительно науки), то сейчас это тоненькие тетрадки с напрочь отсутствующим в них фактическим материалом («спартанцы были очень сильные, а война с Наполеоном была очень героичной» – это все, что может дать эта макулатура).Надо понимать, что образование – это фабрика по производству кадров. Если производство на этой фабрике остановится, то каждый год простоя образовательного конвейера – очередное потерянное поколение, сотни тысяч единиц трудоспособного населения, которые не в состоянии овладеть какой бы то ни было профессией. Еще несколько лет – и мы окажемся в стране, в которой нет в нужном количестве ни врачей, ни инженеров, зато есть многомиллионная армия необразованных безработных людей.
Комментарии