search
main
0

Контуры ЕГЭ-2009 уже проступают

Чем ближе конец учебного года, тем больше тревога родителей и учащихся 11-х классов: уже декабрь, но пока нет ясности в том, как же будет проходить единый государственный экзамен и, самое главное, как вузы будут принимать результаты сдачи этого экзамена. Поэтому, естественно, большой интерес вызвало выступление директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ Игоря РЕМОРЕНКО в Совете Федерации на тему о равоприменительной практике ЕГЭ.

Можно сказать, что эксперимент по введению единого государственного экзамена состоялся и теперь, взвесив все плюсы и минусы, можно приступить к осуществлению реальной правоприменительной практики, обеспечивающей равенство образовательных возможностей наших граждан. Тем более что законодательная база для этого имеется.

Как известно, с принятием Федерального закона от 9 февраля 2007 г. №17-ФЗ мы переходим к введению единого государственного экзамена в штатный режим. Закон дал точное определение единого экзамена. Теперь ЕГЭ представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы общего образования, с использованием контрольно-измерительных материалов, выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального государственного образовательного общего образования. Уже определены структуры, ответственные за проведение ЕГЭ, описаны механизмы совмещения государственной итоговой аттестации и вступительных испытаний в вузы. Законодательно закреплено, что теперь результаты единого государственного экзамена признаются образовательными учреждениями, в которых реализуются образовательные программы общего образования, как результаты государственной (итоговой) аттестации, а образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования – как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам. Отсюда следует, что при введении единого государственного экзамена в штатный режим дальнейшие изменения в правовом поле коснутся главным образом механизма государственной итоговой аттестации. Теперь уже не надо будет сдавать две группы экзаменов – после школы и в рамках вступительной кампании в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

На сегодня для введения ЕГЭ в штатный режим проработаны следующие нормативные правовые изменения:

– К ГИА допускаются обучающиеся, имеющие годовые отметки по всем общеобразовательным предметам учебного плана за 10, 11 (12) классы не ниже удовлетворительных. Итоговая отметка в аттестате представляет собой среднее арифметическое годовых отметок за 10-й и 11-й классы.

– ГИА проводится в форме:

* ЕГЭ;

* государственного выпускного экзамена для обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением; обучающихся в образовательных учреждениях, созданных при учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

– ГИА по русскому языку и математике – обязательна.

– Остальные общеобразовательные предметы (литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранные языки, информатика и информационно-коммуникационные технологии (9 шт.) выпускники сдают на добровольной основе по своему выбору. При этом выпускник может выбрать как один предмет, так и несколько. У нас есть одаренные ребята как в точных, так и в гуманитарных науках, теперь у них появится возможность пробовать свои силы в разных возможных направлениях будущей карьеры. Достаточно лишь будет потом разослать сертификаты ЕГЭ в разные вузы.

– Ежегодно Рособрнадзор по каждому общеобразовательному предмету устанавливает минимальное количество баллов ЕГЭ, подтверждающее освоение выпускником образовательной программы среднего (полного) общего образования, – так называемый порог баллов.

После установления порога возможны следующие варианты.

Вариант 1. Все обязательные экзамены (математика и русский язык) сданы выше установленного порога. Результат – выпускник получает аттестат и свидетельство о сдаче ЕГЭ.

Вариант 2. Один обязательный экзамен сдан ниже установленного порога. В этом случае выпускник повторно допускается к ГИА в дополнительные сроки. Если сдает успешно, то, как в варианте 1, результатом является аттестат и свидетельство о сдаче ЕГЭ.

Вариант 3. Выпускник сдает два обязательных экзамена ниже установленного порога. В случае такого результата выпускнику выдается справка об обучении в образовательном учреждении и предоставляется право пройти ГИА по данным общеобразовательному предмету или общеобразовательным предметам не ранее чем через год.

В аттестат (точнее, в приложение к аттестату) выставляются итоговые отметки (за 10-й и 11-й классы) по общеобразовательным предметам. Результат ЕГЭ в пятибалльную систему не пересчитывается, а отражается только в свидетельстве о результатах сданных экзаменов.

Особая ситуация у победителей и призеров олимпиад. Победителям и призерам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников – выпускникам текущего года по общеобразовательным предметам, соответствующим профилю олимпиады, в аттестат выставляется итоговая отметка «5», а при поступлении в вуз:

а) на специальности, соответствующие профилю олимпиады, они зачисляются без вступительных испытаний;

б) на специальности, не соответствующие профилю олимпиады, засчитывается как наивысший результат (100 баллов) по одному из сдаваемых предметов.

Победители и призеры дополнительных олимпиад, перечень которых устанавливается Советом по олимпиадам, действующим на базе Российского союза ректоров, получают льготы по усмотрению самих учебных заведений, куда поступают в соответствии с профилем олимпиады.

Таким образом, поступление в вузы и ссузы строится и по результатам ЕГЭ, и по результатам нескольких десятков олимпиад, открыто и объективно, не перегружая абитуриентов стрессами, переездами, порой скоропалительными решениями в выборе профессиональной карьеры.

Полагаю, что ЕГЭ, как и всякая сколько-нибудь весомая и сложная управленческая технология, нуждается в совершенствовании. Предстоит обновлять контрольно-измерительные материалы, учитывать при итоговой аттестации результаты портфолио, внеурочных достижений школьников, обновлять образовательные стандарты, создавать центры приема ЕГЭ в других странах. Одним словом, делать все то, что и дальше будет обеспечивать доступность качественного образования и нашим гражданам, и всем тем, кто желает учиться в Российской Федерации.

Предложенный механизм введения ЕГЭ в штатный режим был обсужден на коллегии министерства, теперь мы дорабатываем комплект нормативных правовых документов, претворяющих его в жизнь. Надеемся, что такой подход сделает свой весомый вклад в дело обеспечения доступности качественного образования наших школьников.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте