С 2009 года начальная общеобразовательная школа «Школа здоровья» №1702 включилась в работу по внедрению методов донозологического контроля за состоянием здоровья учащихся школы.
– Наша работа началась с проведения компьютерного анкетирования всех учащихся школы. Анкета содержит 40 вопросов, ответы на которые («да» или «нет») дают представление об отношении ребенка к своему здоровью и здоровому образу жизни. Заполнение анкеты на компьютере занимает у детей младших классов не более 7-10 минут. Помощь в заполнении анкеты требуется только детям первых классов, и то только в начале учебного года. Все остальные дети справляются с заполнением анкет без проблем. Заполненные анкеты мы сохраняем в компьютере, при этом от ученика не требуется вводить имя этого файла – вся процедура сохранения предельно упрощена. По команде учителя заполненные анкеты со всех компьютеров собираются на компьютер учителя. Файлам присваиваются случайные имена, чем обеспечивается анонимность анкетирования, в то же время они группируются по классам и по полу. Вся процедура сбора анкет занимает у учителя не более минуты. Анкетирование мы проводим периодически в межпредметном кабинете, где на компьютерах установлена программа анонимного анкетного опроса, но и в каждом кабинете начальных классов на учительском компьютере установлена такая же программа, что позволяет учителю и воспитателю, работающим в классе, в индивидуальном порядке провести анкетирование ученика. Собранные анкеты передают по электронной почте специалистам Центра донозологической диагностики для дальнейшей обработки. Из Центра к нам поступают обработанные анкеты, объединенные по классам и полу, по ответам на вопросы анкеты. Важно и то, что все результаты представлены еще и в виде сравнительных диаграмм, на которых реально видны основные факторы риска здоровья детей, то есть каждый педагог школы реально владеет информацией по ведению школьниками здорового (или нездорового) образа жизни и желанию узнать об основных составляющих здорового образа жизни. У школы появилась возможность целенаправленно планировать работу по формированию здорового образа жизни с детьми в учебное и внеучебное время. Мы проводим беседы, классные часы, родительские собрания по различным аспектам здорового образа жизни. При этом повысилась активность родительской общественности в обсуждении этого вопроса, так как всем видны промахи воспитательной деятельности школы, семьи, общества. Наблюдение за результатами анкетного опроса позволяет оценивать результаты коллективной работы врачей, учителей, психологов и родителей по формированию здорового образа жизни. Анализ данных анкетных опросов учащихся нашей школы показывает положительную динамику в ответах детей. В настоящее время в школе проводится индивидуальное обследование функционального состояния организма каждого ученика школы с определением уровня здоровья на аппаратно-программном комплексе «Ритм-Экспресс» (кардиовизор). Аппарат состоит из специализированных блоков для регистрации ЭКГ и персонального компьютера, он прост в использовании, что очень важно в женском коллективе. Регистрация ЭКГ производится в положении сидя с использованием электродов-прищепок для рук и ног при длительности записи равной двум минутам. Детям это исследование нравится, они не испытывают стресса. Результаты обследования в доступном виде тут же предоставляются проверяющему в форме отчета о статусе здоровья и рекомендаций по дальнейшему поведению испытуемого. Дети тоже читают данные им рекомендации и с младых лет, по-нашему мнению, приучаются к мысли, что о здоровье надо заботиться. В своей школе мы обучили медицинскую сестру и инструктора по физической культуре работать на кардиовизоре. Проводят обследование сотрудники школы на общественных началах, понимая, что в школе здоровья получение результатов о проведенной здоровьесберегающей работе позволяет не только сохранить, а порой и улучшить здоровье учащихся, сформировать у них адекватные представления и установку на здоровый образ жизни. Для оценки степени напряжения регуляторных систем используется 10-балльная шкала (диагностируются четыре функциональных состояния), получившая название «Светофор». Проведя обследование, мы получили такие показатели состояния школьников: 71,4% (150 человек) находятся в состоянии физиологической нормы (это нормальное состояние человека), 27,6% (58 человек) – в донозологическом (переходном между здоровьем и болезнью) и 1% (2 ребенка) – в предпатологическом состоянии. С этими детьми мы активно работали – показали их врачу, внимательно изучили режим дня детей, занятость их в школе и дома, встретились с родителями. Совместными усилиями выявили, что эти дети неадекватно своим возможностям заняты дополнительными занятиями – посещают по 4-5 кружков в различных объединениях дополнительного образования города. При непосредственном участии родителей медицинская и психологическая службы школы составили режим дня учащихся, и к концу учебного года эти дети находятся в состоянии физиологической нормы. Таким образом, методы донозологической диагностики помогли нам оценить здоровье учащихся, предотвратить риск развития заболеваний, разработать индивидуальные рекомендации по сохранению здоровья и предотвращению возможного развития болезни, а также вести динамический контроль за состоянием здоровья детей. В настоящее время в школе создана база данных анкетного и донозологического контроля о состоянии здоровья учащихся, данная информация позволяет выделить и выстроить каждому ученику факторы, в наибольшей степени влияющие на здоровье (как отрицательные, так и положительные), и мы готовы предоставить ее для ознакомления. Г.ЛАРИНА, директор Школы здоровья №1702, заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения
Комментарии