search
main
0

Контрактная армия: сроки и проблемы

Внимание общества приковано к планам создания в России контрактной армии. На совещании с руководящим составом Вооруженных Сил в октябре с.г. по этому вопросу высказались Президент и министр обороны России. Военное ведомство представило Верховному Главнокомандующему документ «Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации», который пресса назвала «Белой книгой» Минобороны. В нем наряду с другими проблемами изложены и взгляды на военную службу по контракту.

В многовековой истории Российского государства были события, связанные с проблемами комплектования вооруженных сил. Князь Рюрик со своей дружиной пришел на Русь для управления ею и организации защиты порубежья от захватчиков. Святой благоверный Великий князь Александр Ярославич Невский оборонял Северо-Западную Русь – Новгородскую республику с опорой на свою княжескую дружину и владимирские полки отца. Помним мы и засилье иноземцев в армии Российской империи более позднего времени. Но при всем различии подходов основу армии составляли все же отечественные, не наемные солдаты.

Знаменитое Полтавское сражение (1709 г.) показало истинное лицо гетмана Мазепы, состоявшего на службе у русского императора Петра Великого и в самый неподходящий момент, накануне сражения перебежавшего на сторону шведского короля Карла XII. Аналогичные примеры можно приводить не только из российской, но и мировой истории. И этот опыт неоднозначен. Попробуем найти ответы на ряд ключевых вопросов.

На какой опираемся опыт?

В докладе министра обороны РФ С.Б. Иванова отмечается, что перевод Вооруженных Сил на контрактную основу рассматривается нашим военно-политическим руководством не как самоцель, а как средство решения задач обеспечения обороноспособности России, повышения боеготовности Вооруженных Сил в рамках нынешних объективных возможностей страны. Отмечается, что перевод – продуманное с финансовой и организационной точек зрения мероприятие. Оно будет реализовываться через Федеральную целевую программу перехода в 2004-2007 гг. к комплектованию должностей солдат и сержантов ряда частей и соединений военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

Эта программа учитывает опыт эксперимента в псковской 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Информация, которая попадает на страницы прессы, не подтверждает радужных надежд. Так, была обнародована информация, что несколько сотен военнослужащих-контрактников из 76-й дивизии разорвали контракт по причине невыполнения его условий со стороны командования.

В одной из бесед с автором этих строк военный комиссар Измайловского района Восточного административного округа Москвы полковник Н.В. Уваров рассказал, что план по отбору кандидатов для службы по контракту во вверенном ему комиссариате систематически не выполняется. Отобранные кандидаты не всегда даже проходят регистрацию на пунктах сбора, не говоря уже о прибытии в воинскую часть.

Это пример только из Минобороны. А какой результат ожидается при переводе на контракт других силовых ведомств, в которых предусмотрена военная служба?

В «Белой книге» Минобороны указывается, что уже сегодня численность военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, составляет около 55%. Из них только 12 % – сержанты и солдаты, хотя это самая значительная часть личного состава Вооруженных Сил. Реализация Федеральной целевой программы увеличит общую численность контрактников примерно до 70%, их число среди солдат и сержантов превысит 50%. Сколько из них разорвут контракт в первый год службы из-за невыполнения его условий со стороны командования или по семейным обстоятельствам – невозможности проживания с семьей из-за отсутствия жилья?

С милым рай и в шалаше?

Где будут жить военнослужащие-контрактники? В докладе министра обороны отмечается, что фонд служебного жилья Минобороны – всего 98 тыс. квартир. Число военнослужащих-контрактников к 2008 г. (примерно 700 тыс. от миллионной армии, которую планируется содержать к тому времени) потребуют до 700 тыс. служебных квартир.

Размещение семей контрактников в общежитиях коридорного типа с удобствами во дворе ныне не прельстит никого из кандидатов. Следовательно, нужно не просто служебное жилье, а комфортное жилье. А его еще надо построить. А для этого еще надо получить бюджетные средства. А под бюджетные средства еще надо найти честного подрядчика. А к квартирам еще надо обслуживающий персонал – кочегаров, сантехников, электриков, уборщиц, дворников, строителей-эксплуатационников и ремонтников и других. Ведь военнослужащего-контрактника не заставишь в приказном порядке работать кочегаром и тем более дворником, сантехником, если он заключил контракт, к примеру, на должность командира боевой машины.

Поэтому возникает вопрос: кто, при таких жилищных условиях пойдет служить по контракту? Если это будут одинокие мужчины, у них возникнет естественное желание завести семью. Если семейный человек, сразу же возникнет вопрос о служебном жилье. Да плюс денежные средства на переезд к месту службы. Плюс проблемы устройства его детей-дошкольников в детсад или ясли, а школьников – в общеобразовательное учреждение. Если таковых нет поблизости от воинской части, придется их построить. А там, где есть, расширять имеющиеся.

Эти проблемы отойдут на второй план, если при заключении контракта кандидату будет поставлено жесткое условие: остаться холостяком на весь период контракта (5-10 лет). Но много ли найдется желающих холостяковать до 30 лет?

Будет ли у армии подготовленный резерв?

Нынче главный упор в поддержании боевой готовности Вооруженных Сил мирного времени делается на созданные группировки войск (сил), основу которых составляют соединения и части, способные в мирное и военное время выполнять боевые задачи без пополнения мобилизационными ресурсами. Их укомплектуют контрактниками в первую очередь.

Опыт Великой Отечественной войны 1941-45 гг., последующих войн и вооруженных конфликтов, показал, что в ходе боевых действий первоначальный состав группировки не обеспечивал их полное ведение. Вставал вопрос не только доукомплектования частей и соединений, понесших потери, но и их полной замены из-за потери боеспособности.

В между первой и второй мировыми войнами и послевоенный период в Советских Вооруженных Силах была создана и успешно функционировала стройная система подготовки мобилизационных ресурсов не только за счет прохождения срочной службы по призыву, но и квалифицированной подготовки отдельных категорий специалистов в общественных организациях Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ).

В военных комиссариатах был налажен учет прохождения военной службы в запасе. Это позволяло комплектовать запасные резервные части для пополнения боевого состава Вооруженных Сил. С реализацией Федеральной целевой программы перехода к комплектованию должностей солдат и сержантов по контракту будет нарушен принцип создания целевого ядра мобилизационных ресурсов. Так, комплектование псковской 76-й дивизии ВДВ военнослужащими-контрактниками из других мест и прохождение ими службы в течение 5-10 лет, не позволит из мужского населения Пскова и Псковской области создать полноценный мобилизационный резерв для этой дивизии. Уволенные военнослужащие-контрактники после окончания контракта уедут по домам, а местные призывники вынуждены будут проходить военную службу в других, как правило, не связанных с ВДВ, частях.

Как решать проблему обеспечения стратегического развертывания Вооруженных Сил в локальной войне, возможность которой не исключена, не говоря уж о широкомасштабной, в условиях комплектования армии контрактниками? Пока неясно.

Еще труднее она будет решаться при прохождении военной службы по контракту русскоязычными военнослужащими из государств ближнего зарубежья. Особенно если их родная страна и Россия окажутся по разные стороны баррикад.

Российский или русскоязычный?

Главное управление воспитательной работы (ГУВР) ВС РФ свою деятельность планирует исходя из того, что вооруженный защитник Отечества (по призыву и контракту), принимая военную присягу, дает клятву как гражданин России.

Для русскоязычных военнослужащих из стран ближнего зарубежья, вступающих в Вооруженные Силы РФ по контракту, нужна будет новая или особая военная присяга. Следует предположить, что и воспитательную работу придется тоже планировать в двух ипостасях – для граждан РФ и неграждан. Подобные аспекты следует отметить и в морально-психологическом обеспечении. Ведь, как отмечалось в докладе на совещании министра обороны РФ С.Б. Иванова, поражение внешне мощных армий в недавних вооруженных конфликтах было достигнуто в том числе и за счет их морального развала (например, в войне США во Вьетнаме). Отсюда вывод: следует уже сейчас перестраивать систему морально-психологической подготовки военнослужащих-контрактников в расчете на военнослужащих-неграждан РФ, искать наиболее приемлемые военные традиции, определять наиболее значимые моральные ценности.

Хотелось бы напомнить, что даже в России наблюдаются всплески национализма. И совсем не хотелось бы говорить о возможных проблемах, которые могут возникнуть с приходом бывших военнослужащих Украины, Молдовы или Казахстана на военную службу в нашу армию по контракту, когда целые их отряды пойдут наниматься за приличные, по сравнению с заработками в их странах, деньги в российские воинские части.

Да и правовые вопросы будут сложными. Какова будет реакция руководителей государств ближнего зарубежья, когда тысячи крепких, здоровых, профессионально подготовленных в национальных армиях их граждан начнут укреплять боевую готовность Вооруженных Сил сопредельного государства, с которым, не ровен час, возможны проблемы типа Тузлы? На положительную реакцию на высшем уровне соседних стран вряд ли можно рассчитывать, скорее она будет негативной.

* * *

На мой взгляд, по проблемам комплектования армии военнослужащими-контрактниками «озвучено» намного больше вопросов, чем конкретных ответов на них.

Заметьте, что в Вооруженных Силах подавляющее большинство офицеров и прапорщики уже проходят службу по контракту. Но и они, выполняя самые ответственные задачи сдерживания военных угроз безопасности России, оказываются не только без своего, но даже без служебного жилья, получают денежное содержание, которое оставляет желать лучшего. Члены их семей не могут регистрироваться по месту фактического проживания, и, следовательно, поступать в вуз или школу, ходить в детсад, устраиваться на престижную работу, даже лечиться в местных медучреждениях. Быть может, для начала нужно решить социальные проблемы этой уже ныне контрактной части армии? Ведь есть очередь на жилье. И кто ж даст новоиспеченному сержанту-контрактнику квартиру вне очереди, если бездомные – его взводный, ротный, комбат?

Думается, нужны уточнения специфики военной службы по контракту в различных силовых министерствах и ведомствах, так как по многим позициям «Белой книги» под Вооруженными Силами подразумевается только Минобороны. А это не одно и то же.

Коль на высшем политическом уровне решение принято, все эти проблемы надо решать не только армии, но и всем причастным к ним госструктурам, начиная с правительства и Минфина. В весьма короткие сроки и в нужном количестве выделять бюджетные деньги, строить жилье, создавать социальную инфраструктуру военных городков, поднимать привлекательность контрактной службы. И публично отчитываться перед обществом о ходе этой работы.

Николай РОЯНОВ, кандидат военных наук, профессор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте