Моя педагогическая практика показывает: школьники не умеют пользоваться конспектом. Они просто полностью переписывают источники. Ребят нужно учить конспектировать учебный материал, работать с книгой и статьей. От этого во многом зависит успех школьников на уроке и в самообразовании.
может составить сам учитель и выдавать учащимся как раздаточный материал или диктовать по ходу изучения темы. Конспект содержит основные термины и понятия изучаемой темы. В этом случае ученики продуктивно используют результаты творческого труда педагога.
Опираясь на одно из положений
системно-деятельностного (компетентностного) подхода, который лежит в основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения, а именно – «обучение учащихся самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ними задач, способности объединять различные элементы знаний в нужные знаниевые комбинации, а затем и новое знание», я считаю весьма продуктивным способом решения вышеназванных проблем
использование тематических опорных конспектов при изучении тем, требующих усвоения большого объема понятийного и факто-событийного материала.
Конспект нужен для того, чтобы:
– научиться перерабатывать любую информацию, придавая ей иной вид, тип, форму;
– выделить в письменном или устном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или научной задачи;
– создать модель проблемы (понятийную или структурную);
– упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;
– накопить информацию для написания более сложной работы в виде доклада, реферата, статьи.
На своих уроках я применяю одну из разновидностей учебного конспекта – опорный (термин введен учителем-новатором В. Ф. Шаталовым). Опорный конспект – это особая форма изложения мыслей посредством зрительных образов, схем, рисунков и слов-дескрипторов, т.е. основных опорных понятий. Это логико-художественная форма учебного конспектирования.
Тематические опорные конспекты позволяют:
· четко систематизировать подачу материала;
· выделить главное;
· сделать изучение темы наглядным благодаря использованию схем, таблиц, логических цепочек и т.д.
Опорный конспект может составить сам учитель и выдавать учащимся как раздаточный материал или диктовать по ходу изучения темы. Конспект содержит основные термины и понятия изучаемой темы. В этом случае ученики продуктивно используют результаты творческого труда педагога.
Но для развития навыков активного восприятия с элементами творчества предпочтительнее вариант, когда ученики самостоятельно составляют опорный конспект на базе учебного материала, полученного на уроках, почерпнутого из учебной литературы, найденного в ходе самостоятельной подготовке. Такой опорный конспект может включать в себя понятия из учебного курса, без которых ученик-составитель считает усвоение всего учебного материала невозможным (либо неполным). Такое конспектирование является творческим, аналитическим, ведь исходный материал перерабатывается, оценивается, переставляется, то есть это самая настоящая научно-исследовательская работа.
Важным шаг в конспектировании – выделение главных для конспектирующего мыслей. Выбор «главной мысли» (идеи, тезиса) зависит от задач конспектирования. Это может быть любой компонент содержания: понятие или категория и их определение, закон и его формулировка, факты и события и доказательства их истинности и т.д. В процессе конспектирования целесообразно использовать различные сигнальные знаки, увеличивающие информативность сжатого конспекта: стрелки, подчёркивания, линии, выделение в рамку, восклицательный и вопросительный знаки, знак PS, означающий «послесловие», т.е. «написанное после, приписанное» и т.д. Каждый может иметь свою систему знаков, с помощью которой информация оценивается не словесным, а условным, символическим способом. Особое место в конспекте занимают «я-суждения». Это собственные оценки, отношения, согласие и несогласие. Иногда «я-суждение» выражается словами, иногда знаками.
Использование опорного конспекта возможно на всех этапах урока. Рассмотрим комбинированный урок в традиционной технологии:
1. Актуализация знаний. Учащиеся на основе опорных сигналов конспекта строят логически связанный ответ, раскрывающий содержание всей темы, либо одного из вопросов темы.
2. Изучение нового материала. При раскрытии новой темы в ходе лабораторной работы, работы с текстом, компьютером, таблицами, дополнительной литературой и т.д. учащиеся под руководством учителя или самостоятельно поэтапно фиксируют основные понятия, мысли, связи понятий. Таким образом, в результате выстраивается структура нового материала в форме текстов, рисунков, схем, образуя единый конспект.
3. На этапе закрепления знаний. Главный принцип такого повторения – переход от репродукции к деятельности по применению и изменению полученного знания.
После составления опорного конспекта учащиеся могут попытаться его озвучить.
При разработке современных педагогических технологий невозможно обойти стороной взаимодействие ученика с электронной информационной средой. Электронный текст неравнозначен печатному. Его содержание демонстрируется на экране. Учащиеся с удовольствием составляют конспекты в форме презентаций. Такая презентация может многократно использоваться в учебном процессе. В новых условиях привычная функция опорного конспекта — быть контейнером для информации — не только сохраняется, но и существенным образом расширяется. В его электронной версии доступна возможность информационного выбора. Компьютер позволяет использовать конспект как «оболочку», осуществлять с неё переход к любому документу, раскрывающему детально тот или иной аспект темы, или запускать программу для выполнения операции с текстом. Он делает возможным дальнейшее манипулирование с предложенной информацией, её освоение.
Возможен вариант, когда ученики обмениваются опорными конспектами и проговаривают тему по опорному конспекту соседа.
Или вот такая идея – ученик составляет авторский опорный конспект всей ранее изученной темы. На уроке несколько учеников развешивают свои авторские опоры-плакаты на стене, остальные собираются в малые группы и обсуждают их.
Можно предложить ученикам создать «универсальный банк данных» по данной теме.
Наконец, такая находка: группа составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата или несколько сильных учеников получают творческое домашнее задание: составить опорные конспекты по нескольким ранее пройденным темам. На одном из уроков они становятся тренерами. Класс разбивается на группы, с каждой из них работает тренер по своему опорному конспекту. Важно, чтобы группы получали от тренеров какое-то задание. Например, составить список вопросов по повторяемому конспекту, или найти ошибку, которая заранее внесена в конспект.
Работа с опорными конспектами не завершается только разбором на уроке. Ученики пользуются ими во время самостоятельной подготовки по памятке, особенно при чтении учебника. Таким образом, происходит еще одно повторение пройденного на уроке материала, приращение и усвоение новых знаний.
Памятка для учащегося по работе с конспектом:
· Используя конспект, вспомни объяснение учителя.
· Прочти заданный материал по книге.
· Сопоставь прочитанный материал с конспектом.
· Расскажи материал учебника с помощью конспекта.
· Запомни конспект как опору рассказа.
· Воспроизведи письменно конспект и сравни с образцом.
Закрепление полученных знаний обеспечивается многократностью обращения к опорному конспекту в течение всего периода обучения. Стимулируют такие обращения регулярные мини-опросы, требующие знаний нескольких (до десяти) изученных понятий. Свободное владение понятийным аппаратом, обеспеченное проработкой опорного конспекта, значительно упрощает и делает более увлекательной подготовку кратких тематических сообщений на семинарских занятиях, составление рефератов, выполнение контрольных работ.
Использование тематических опорных конспектов позволяет включать в учебный процесс всех учащихся. Я получаю возможность решить проблему совместимости в одном классе учащихся с различным темпераментом, организовать работу в парах или индивидуально по закреплению усвоенного материала. Для моего ученика опорный конспект – это «репетитор», он в любое время может обратиться к записи, в результате улучшается качество знаний. Обучение на основе тематических опорных конспектов обеспечивает индивидуально-ориентированный подход ко всем школьникам, открывает широкие возможности для творчества.
В чем же очевидные преимущества использования опорного конспекта в учебном процессе? Выделю некоторые из них.
1. Составление опорного конспекта помогает ученику закрепить полученные знания и одновременно усвоить новый для него учебный материал, что приобретает особое значение в случаях, когда каждая последующая учебная тема выстраивается на фундаменте предыдущей. При этом ученик воспринимает учебный предмет как стройную систему знаний, что принципиально необходимо для успешного обучения.
2. Краткость и емкость содержания опорного конспекта позволяют без особых усилий постоянно обращаться к нему в течение всего периода обучения. Работает «эффект записной книжки», когда по одному или нескольким терминам из понятийного аппарата определенной учебной темы можно восстановить в памяти основной объем материала, изученного по этой теме. Для этого не требуется специальных затрат труда и времени.
3. Конспектировать можно ради любопытства к конкретному знанию, для сдачи экзаменов, для будущей профессиональной деятельности, для написания реферата или научного отчёта…
Применяя методы активизации обучения (в частности, составление опорного конспекта), я не только повышаю эффективность процесса обучения, но и, смею надеяться, влияю на формирование творческих личностей с активной жизненной позицией.
Дмитрий Некрасов, учитель истории и истоков гимназии №1 им. Л.И. Белова города Галич Костромской области
Во вложенных файлах – образцы опорных конспектов, составленных учениками 5 и 9 классов.
Фото Оксаны Родионовой
Комментарии