search
main
0

Контейнер для информации. Опорный конспект на уроках истории в 5-9-х классах

Моя педагогическая практика показывает: школьники не умеют пользоваться конспектом. Они просто полностью переписывают источники. Ребят нужно учить конспектировать учебный материал, работать с книгой и статьей. От этого во многом зависит успех школьников на уроке и во время самостоятельных занятий.

Опираясь на одно из положений системно-деятельностного (компетентностного) подхода, который лежит в основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения, а именно «обучение учащихся самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ними задач, способности объединять различные элементы знаний в нужные знаниевые комбинации, а затем и новое знание», я считаю весьма продуктивным способом решения вышеназванных проблем использование тематических опорных конспектов при изучении тем, требующих усвоения большого объема понятийного и факто-событийного материала.Конспект нужен для того, чтобы:- научиться перерабатывать любую информацию, придавая ей иной вид, тип, форму;- выделить в письменном или устном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или научной задачи;- создать модель проблемы (понятийную или структурную);- упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;- накопить информацию для написания более сложной работы в виде доклада, реферата, статьи.На своих уроках я применяю одну из разновидностей учебного конспекта – опорный (термин введен учителем-новатором В.Ф.Шаталовым). Опорный конспект – это особая форма изложения мыслей посредством зрительных образов, схем, рисунков и слов-дескрипторов, то есть основных опорных понятий. Это логико-художественная форма учебного конспектирования.Тематические опорные конспекты позволяют:    четко систематизировать подачу материала;    выделить главное;    сделать изучение темы наглядным благодаря использованию схем, таблиц, логических цепочек и т. д.Опорный конспект может составить сам учитель и выдать учащимся как раздаточный материал или продиктовать по ходу изучения темы. Конспект содержит основные термины и понятия изучаемой темы. В этом случае ученики продуктивно используют результаты творческого труда педагога.Но для развития навыков активного восприятия с элементами творчества предпочтительнее вариант, когда ученики самостоятельно составляют опорный конспект на базе материала, полученного на уроках, почерпнутого из учебной литературы, найденного в ходе самостоятельной подготовки. Такой опорный конспект может включать в себя понятия из учебного курса, без которых ученик-составитель считает усвоение всего учебного материала невозможным (либо неполным). Такое конспектирование является творческим, аналитическим, ведь исходный материал перерабатывается, оценивается, переставляется, то есть это самая настоящая научно-исследовательская работа. (…)​Дмитрий НЕКРАСОВ, учитель истории и истоков гимназии №1 имени Л.И.Белова г. Галич Костромской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте