Учитывается ли объем учебной нагрузки воспитателя в сельской местности при исчислении стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии?
ПЕНСИЯ
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, в пункте 6 устанавливают: «Работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки». Вы работаете воспитателем, поэтому в соответствии с пунктом 4 указанного постановления периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных Правилами.
Должен ли суд удовлетворить требование гражданина о компенсации морального вреда, если оно связано с необоснованным отказом пенсионных органов в досрочном назначении трудовой пенсии?
Поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, суд, исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ, отказывает гражданину в удовлетворении его требования о компенсации морального вреда, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения пенсионных органов к такой ответственности, не имеется.
Такие разъяснения даны судам в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
ОТПУСК
Какова продолжительность ежегодного основного отпуска у заместителя директора по административно-хозяйственной работе, младших воспитателей, поваров, медицинских сестер коррекционного дома для детей с отклонениями в развитии?
Статья 115 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
У всех перечисленных работников (заместителя директора по административно-хозяйственной работе, младших воспитателей, поваров, медицинских сестер указанного учреждения) продолжительность отпуска составляет 28 календарных дней.
Следует отметить, что продолжительность отпуска медицинских работников образовательных учреждений складывается из ежегодного основного (в соответствии с Трудовым кодексом РФ – 28 календарных дней) и ежегодного дополнительного отпуска, определяемого в соответствии со «Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» (постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года № 298/П-22 с последующими дополнениями и изменениями, внесенными в него в отношении медицинских работников постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 16 июня 1988 года №370/П-6).
Продолжительность ежегодного дополнительного отпуска для медицинских работников зависит от типа образовательного учреждения, в котором работает медицинский работник.
Ежегодный дополнительный отпуск для среднего медицинского персонала в вашем учреждении должен составлять 12 рабочих дней (пункт 174 раздела 40 «Здравоохранение» Списка). При предоставлении отпуска рабочие дни переводятся в календарные.
ОПЛАТА ПРОЕЗДА
Учитель обучается заочно в педагогическом институте. Накануне сессии она обратилась к директору школы с заявлением об оплате проезда до места учебы. В каком размере производится оплата проезда?
Статьей 173 Трудового кодекса РФ установлено, что работникам, обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно. Какой-либо максимальный размер не установлен, следовательно, оплата проезда должна производиться в полном объеме.
АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ
В нашей школе не проведена аттестация рабочих мест. В связи с этим мне, учителю химии, приостановили выплаты за вредность. Правомерно ли это?
Если в образовательном учреждении по вине администрации не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то это совсем не означает, что условия труда на этом рабочем месте безопасные.
Основополагающие принципы аттестации таковы: при аттестации рабочего места определяется либо класс условий труда и класс опасности рабочего места, либо дается заключение, что рабочее место полностью соответствует требованиям безопасности.
Пока не дано заключение о том, что то или иное рабочее место, где выполняется работа, включенная в Перечни работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, полностью соответствует требованиям безопасности, работники вправе претендовать на повышенную оплату труда, а работодатель обязан ее производить.
Косвенным подтверждением обоснованности такого подхода являются положения «Отраслевого соглашения по учреждениям и организациям, находящимся в ведении Федерального агентства по образованию, на 2006-2008 годы». Так, в пункте 5.2.2 определено, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных Перечнями работ с опасными (особо опасными), вредными (особо вредными) и тяжелыми (особо тяжелыми) условиями труда, на которых устанавливаются доплаты до 12% или до 24%, утвержденными приказом Гособразования СССР от 20.08.90 №579 (с изменениями и дополнениями), или аналогичными Перечнями, утвержденными приказом Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ от 07.10.1992 №611, в соответствии с которыми всем работникам независимо от наименования их должностей устанавливаются доплаты, если их работа осуществляется в условиях, предусмотренных этими Перечнями.
Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест. До проведения аттестации работнику, выполняющему работу, включенную в указанные Перечни, работодатель осуществляет повышенную оплату труда. Аналогичные нормы можно закреплять в коллективных договорах общеобразовательных учреждений.
ДОПЛАТЫ
Должны ли учителю физики общеобразовательной школы производить доплату за проверку тетрадей?
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования.
Доплаты устанавливаются за выполнение работ, не входящих в круг основных должностных обязанностей работника, надбавки – за качество, сложность и напряженность работы.
В Рекомендациях Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26 октября 2004 г. №АФ-947/96 также предусмотрено, что работодатель в пределах средств, направляемых на оплату труда, имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения выборного профсоюзного органа, которые закрепляются в коллективном договоре, локальном акте образовательного учреждения.
В перечень видов дополнительно оплачиваемых работ, не входящих в должностные обязанности работников, но непосредственно связанных с образовательным процессом, могут включаться классное руководство; проверка письменных работ; заведование отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, интернатами при школе и др.; руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями; проведение работы по дополнительным образовательным программам; организация трудового обучения, профессиональной ориентации и другие.
Размеры надбавок и порядок их установления определяются образовательным учреждением в пределах средств, направляемых на оплату труда, и закрепляются в коллективном договоре либо ином локальном акте образовательного учреждения.
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
В каких нормативных правовых актах определены должностные обязанности воспитателя детского сада?
Постановлением Минтруда РФ от 17 августа 1995 г. №46 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации» (с изменениями от 22 ноября 1995 г.) определены тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должности «Воспитатель».
Должностные обязанности воспитателя: планирует и организует жизнедеятельность обучающихся (воспитанников, детей) и осуществляет их воспитание. Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации. Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планирует и проводит с обучающимися (воспитанниками, детьми) коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально). Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья обучающихся (воспитанников, детей), проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье. Организует выполнение обучающимися (воспитанниками, детьми) режима дня, приготовление ими домашних заданий, оказывает им помощь в учении, организации досуга и в получении дополнительного образования, вовлекая их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам.
Организует с учетом возраста обучающихся (воспитанников, детей) работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, техники безопасности, участие в общественно полезном труде. Способствует проявлению интереса у обучающихся (воспитанников, детей) к определенному роду деятельности, к сознательному выбору профессии, содействует их трудоустройству и дальнейшему обучению. Проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек. Оказывает помощь в организации самоуправленческих начал в деятельности коллектива обучающихся (воспитанников, детей). Изучает индивидуальные способности, интересы и склонности обучающихся (воспитанников, детей), их семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия. Взаимодействует с родителями обучающихся (воспитанников, детей) или лицами, их заменяющими. Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.
При выполнении обязанностей старшего воспитателя руководит работой воспитателей. Организует и проводит реабилитационно-коррекционную и культурно-массовую работу с обучающимися (воспитанниками, детьми) в тесном контакте с советом образовательного учреждения и детскими организациями. Организует работу актива обучающихся (воспитанников, детей). Планирует внеклассную и внешкольную воспитательную работу, обеспечивает и контролирует ее выполнение. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив. Максимально использует возможности микрорайона для развития разносторонней общественно полезной деятельности обучающихся (воспитанников, детей). Привлекает к участию в работе с коллективом обучающихся (воспитанников, детей) представителей общественных организаций, шефов, работников учреждений дополнительного образования. Принимает участие в разработке и составлении общего плана учебно-воспитательной работы.
Воспитатель должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену; основы доврачебной медицинской помощи; теорию и методику воспитательной работы; основы государственной молодежной политики, гражданского и трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Сергей ХМЕЛЬКОВ, главный специалист по правовым вопросам ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии