Должны ли учителю физики общеобразовательной школы производить доплату за проверку тетрадей?
ДОПЛАТЫ
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования.
Доплаты устанавливаются за выполнение работ, не входящих в круг основных должностных обязанностей работника, надбавки – за качество, сложность и напряженность работы.
В Рекомендациях Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26 октября 2004 г. №АФ-947/96 также предусмотрено, что работодатель в пределах средств, направляемых на оплату труда, имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения выборного профсоюзного органа, которые закрепляются в коллективном договоре, локальном акте образовательного учреждения.
В перечень видов дополнительно оплачиваемых работ, не входящих в должностные обязанности работников, но непосредственно связанных с образовательным процессом, могут включаться классное руководство; проверка письменных работ; заведование отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, интернатами при школе и др.; руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями; проведение работы по дополнительным образовательным программам; организация трудового обучения, профессиональной ориентации и другие.
Размеры надбавок и порядок их установления определяются образовательным учреждением в пределах средств, направляемых на оплату труда, и закрепляются в коллективном договоре, либо ином локальном акте образовательного учреждения.
ПЕНСИЯ
В стаж, учитываемый при досрочном назначении пенсии, не засчитывают время работы в должности педагога-организатора. Почему?
В специальный стаж для досрочного назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781. В этом Списке отсутствует наименование должности «педагог-организатор», следовательно, время работы в этой должности не будет засчитано в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.
Почему методистам и психологам методического кабинета отдела образования время работы не засчитывается в стаж, учитываемый при досрочном назначении трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью?
В специальный стаж для досрочного назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781.
Методический кабинет при отделе образования не является образовательным учреждением. Статья 12 Закона РФ «Об образовании» определяет, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, отсутствует такое учреждение, как отдел образования, следовательно, время работы в этом учреждении не будет засчитано в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.
ДЛИТЕЛЬНЫЙ ОТПУСК
По существующему Трудовому кодексу учитель имеет право на длительный отпуск сроком до 1 года. В какое время учитель, имеющий более 10 лет непрерывного педагогического стажа, может взять данный отпуск? Возможно ли это в течение учебного года?
Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения, что предусмотрено статьей 335 Трудового кодекса Российской Федерации.
Статья 55 Федерального закона от 13 января 1996 года №12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» также устанавливает, что педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.
Педагогическим работникам образовательных учреждений, учредителем которых является Минобразование России или в отношении которых Минобразование России осуществляет полномочия учредителя, указанный отпуск предоставляется согласно Положению, утвержденному приказом Минобразования России от 7 декабря 2000 года №3570 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года».
Для педагогических работников других учреждений порядок и условия предоставления такого отпуска определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.
ОТСТРАНЕНИЕ ОТ РАБОТЫ
На каком основании по решению санитарных врачей могут быть отстранены от работы работники пищеблока образовательных учреждений?
Согласно п. 2 статьи 33 Федерального закона от 30 сентября 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работой, при их согласии временно переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. При невозможности перевода на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей они временно отстраняются от работы с выплатой пособий по социальному страхованию. В данном случае не работодатель принимает решение об отстранении работника от работы, а уполномоченное должностное лицо органа государственной власти, что дает основания относить данное основание отстранения к обстоятельствам, указанным в абзаце 6 статьи 76 Трудового кодекса РФ.
Сотрудники пищеблока общеобразовательных учреждений, у которых в результате осмотра перед началом смены выявлены гнойничковые заболевания кожи, нагноившиеся порезы, ожоги, ссадины, а также катары верхних дыхательных путей, к работе не допускаются, а переводятся на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 № 44.)
Решение об отстранении работника от работы (о недопущении к работе) работодатель должен принять на основании заключения медработника о неудовлетворительном состоянии здоровья работника, не позволяющем надлежащим образом выполнить трудовую функцию.
КОМПЕНСАЦИЯ
Какое количество времени должен отработать сотрудник муниципального образовательного учреждения, чтобы получить компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении?
Статья 127 Трудового кодекса РФ предусматривает, что при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска.
Таким образом, законодательство не ограничивает право работника на получение компенсации за неиспользованный отпуск в связи с продолжительностью работы в организации.
В соответствии с нормой части 1 статьи 140 Трудового кодекса РФ компенсация за неиспользованные отпуска, как и все иные выплаты, причитающиеся работнику от работодателя при прекращении трудового договора, должны быть произведены в день увольнения работника.
Если работник в день увольнения не работал, то компенсация должна быть выплачена не позднее следующего дня после предъявления работником требования о расчете.
Отпуск, полагающийся за полностью отработанный рабочий год, компенсируется в размере среднего заработка, которым должен быть оплачен этот отпуск.
В случае если полный рабочий год не отработан, компенсация выплачивается в размере среднего заработка за отпуск, продолжительность которого определяется пропорционально отработанным месяцам. Неполные месяцы, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца.
Количество дней отпуска, за которые должна быть выплачена денежная компенсация, определяется в порядке, установленном Правилами «Об очередных и дополнительных отпусках», утвержденными Народным комиссариатом труда СССР 30 апреля 1930 г. Этим нормативным правовым актом определено, что при увольнении работника, проработавшего у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, ему выплачивается полная компенсация в размере среднего заработка за срок полного отпуска. Во всех остальных случаях работники получают пропорциональную компенсацию. При этом излишки, составляющие менее половины месяца, отбрасываются, а составляющие более половины месяца – округляются до целого. Указанные Правила действуют в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ, а при исчислении стажа работы, дающего право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, необходимо учитывать положения ст. 121 Трудового кодекса Российской Федерации.
ОПЛАТА ТРУДА
Существует ли дифференциация в оплате труда методистов областных институтов усовершенствования, районных методических служб и отдельных образовательных учреждений?
Да, существует. Постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 года № 46 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации» (с изменениями, внесенными постановлением Минтруда России от 22 ноября 1995 г. №65 «О согласовании изменений в разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации») определены требования к квалификации по разрядам оплаты по должности методиста.
Требования к квалификации по разрядам оплаты:
8-й разряд – высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;
9-й разряд – высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 до 8 лет;
10-й разряд – высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 8 до 12 лет или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности методиста, инструктора-методиста не менее 1 года (для старших методистов, инструкторов-методистов);
11-й разряд – высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы свыше 12 лет или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности методиста, инструктора-методиста не менее 3 лет (для старших методистов и старших инструкторов-методистов);
12-й разряд – II квалификационная категория (для методистов, инструкторов-методистов, старших методистов и старших инструкторов-методистов) или высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы не менее 5 лет (для методистов методических, учебно-методических кабинетов (центров), образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов);
13-й разряд – I квалификационная категория (для методистов, инструкторов-методистов, старших методистов и старших инструкторов-методистов) или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности методиста не менее 3 лет (для методистов методических, учебно-методических кабинетов (центров), образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов);
14-й разряд – высшая квалификационная категория (для методистов, инструкторов-методистов, старших методистов и старших инструкторов-методистов) или высшее профессиональное образование и стаж работы в должности методиста не менее 6 лет (для методистов методических, учебно-методических кабинетов (центров), образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов).
В каком объеме предоставляется бесплатная жилая площадь сельским педагогам? Какие льготы в настоящее время предусмотрены для ветеранов труда?
Согласно п.5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, при этом размер общей площади жилья на федеральном уровне не ограничен.
В данном случае под «бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением» имеется в виду, что эти работники вправе проживать в жилых помещениях с отоплением и освещением бесплатно, то есть без внесения платы за жилье, отопление и освещение. Поэтому для обеспечения принципа бесплатности работники освобождаются от платы за излишки жилой площади. На всю площадь с учетом излишков предусмотрено бесплатно отопление и освещение.
Сообщаем вам, что статьей 22 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Более 10 лет проработала учителем в сельской местности, но не в одной школе, а в двух. Могу ли я пользоваться коммунальными льготами после выхода на пенсию?
Вне зависимости от того, работали вы более 10 лет в одной или в нескольких школах в сельской местности, право на установленные законом льготы у вас сохраняется.
В пункте 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» определено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Нормативными правовыми актами СССР предусматривалось, что такое же право сохраняется за педагогическими работниками, перешедшими на пенсию, если общий стаж работы в школах сельской местности составлял не менее 10 лет.
Совет Министров Союза ССР в Постановлении от 4 мая 1971 года №255 для улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности установил, что за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами их семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.
Действие подпункта «б» пункта 6 постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года №255 распространено на перешедших на пенсию:
– педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках);
– директоров, заместителей директоров по учебно-производственной работе и учителей межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обеспечения и профессиональной ориентации учащихся, расположенных в сельской местности, и на проживающих с ними членов их семей;
– директоров, заместителей директоров по учебно-производственной работе и учителей межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках), и на проживающих с ними членов их семей;
– директоров, заместителей директоров, преподавателей, воспитателей, старших мастеров и мастеров производственного обучения сельских профтехучилищ и проживающих совместно с ними членов их семей, если общий стаж работы каждого из указанных работников в профтехучилищах общеобразовательных школах, расположенных в сельской местности, составляет не менее 10 лет (постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 января 1975 года №82, пункт 13);
– педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности, если общий стаж работы каждого из указанных работников в дошкольных учреждениях сельской местности составляет не менее 10 лет (постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года №437 «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения»).
Распоряжением Совета Министров СССР от 23 мая 1984 г. №1003-р предусмотрено распространить на перешедших на пенсию педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках) РСФСР, и на проживающих с ними членов их семей действие подпункта «б» пункта 6 постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года №255.
Судами уже рассматривались дела об оспаривании законов субъектов Российской Федерации, которыми ограничивалось право на жилищно-коммунальные льготы перешедших на пенсию педагогов, проработавших свыше 10 лет в сельской местности. Нормы, ограничивающие права указанной категории граждан, признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
Какие гарантии предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации для освобожденных профсоюзных работников, избранных в профсоюзные органы?
Законодательством Российской Федерации освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы, предусмотрены следующие гарантии.
Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 375 предусматривает, что работнику, освобожденному от работы в организации в связи с избранием его на выборную должность в профсоюзный орган данной организации, после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника другая равноценная работа (должность) в той же организации. В случае отказа работника от предложенной работы (должности) трудовой договор с ним расторгается по пункту 7 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации ее правопреемник, а в случае ликвидации организации общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации – на срок до одного года.
Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных в выборный профсоюзный орган данной организации, засчитывается им в общий или специальный трудовой стаж.
Работник, освобожденный от основной работы в связи с избранием его в выборный орган первичной профсоюзной организации, обладает такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и другие работники организации в соответствии с коллективным договором.
Следовательно, Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрены гарантии только для тех освобожденных работников, которые избраны на выборную должность в первичную профсоюзную организацию этого учреждения (организации). Если, например, работник организации был избран в орган территориальной профсоюзной организации, то предусмотренная частью 1 статьи 375 Трудового кодекса Российской Федерации гарантия на него не распространяется.
Согласно части 2 статьи 375 Трудового кодекса Российской Федерации при невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации ее правопреемник, а в случае ликвидации организации общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации – на срок до одного года.
Таким образом, средний заработок за работником может быть сохранен только в двух случаях:
1) когда организация реорганизована;
2) когда организация ликвидирована.
В первом случае выплачивает зарплату правопреемник, во втором – профессиональный союз (учитывая организационное строение профсоюза – соответствующая профсоюзная организация).
Статья 26 Федерального закона от 12 января 1996 года №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.) устанавливает следующие гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы.
1. Профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии – другая равноценная работа (должность) в той же или с согласия работника в другой организации.
2. При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации работодатель или его правопреемник, а в случае ликвидации организации профсоюз сохраняют за освобожденным профсоюзным работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации – на срок до одного года.
3. Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж.
4. Освобожденные профсоюзные работники, избранные (делегированные) в орган первичной профсоюзной организации, обладают такими же социально-трудовыми правами и льготами, как и другие работники организации, в соответствии с коллективным договором, соглашением.
В указанной статье также определено, что лишь в случае ликвидации организации профсоюз сохраняет за освобожденным профсоюзным работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации – на срок до одного года.
Нормы, предусмотренные статьей 375 Трудового кодекса Российской Федерации, существенно отличаются от норм статьи 26 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В статье 26 этого Закона имеется в виду профсоюзный работник, освобожденный от работы в организации, вследствие избрания на выборную должность в профсоюзные органы любого уровня. Статья 375 Трудового кодекса РФ предусматривает, что прежняя (до выборов) работа предоставляется только работнику, избранному на должность в профсоюзный орган данной организации.
Следует отметить, что гарантии работнику, избранному на должность в профсоюзный орган, в случае окончания срока полномочий могут быть предусмотрены непосредственно в трудовом договоре.
Территориальная организация профсоюза также может предусмотреть дополнительные гарантии через закрепление соответствующих норм в коллективном договоре, соглашении.
Может ли работник, находясь на больничном листе, подать заявление об увольнении по собственному желанию?
В соответствии со статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации не допускается увольнение работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске. На увольнение по инициативе работника (по собственному желанию) данное правило не распространяется.
Следовательно, работник может подать заявление об увольнении, находясь на больничном листе. Со дня подачи заявления до последнего дня работы должно пройти 14 календарных дней, если об ином сроке стороны трудового договора не договорились. Пособие по временной нетрудоспособности будет выплачено работнику по день увольнения с работы.
Какова продолжительность ежегодного основного отпуска заместителя директора филиала вуза по учебной и научной работе?
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 года №724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» продолжительность ежегодного основного отпуска заместителя директора филиала по учебной и научной работе, работающего в образовательном учреждении высшего профессионального образования и образовательном учреждении дополнительного профессионального образования, установлена в количестве 56 календарных дней. Однако при предоставлении отпуска указанной продолжительности следует учитывать нормы п.5 Примечания Приложения к постановлению Правительства РФ от 01.10.2002 г. №724, согласно которым продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска для проректоров (заместителей директора), кроме первого проректора, проректора (заместителя директора) по учебной, научной работе, по вечернему и заочному обучению, по дистанционному обучению и по информационным технологиям, по повышению квалификации; для заместителей деканов факультетов, директоров (заведующих) филиалов, заведующих докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными структурными подразделениями; для руководителей (заведующих) производственной практикой, ученых секретарей составляет 56 календарных дней при условии ведения ими в учебном году в одном и том же образовательном учреждении преподавательской работы в объеме не менее 150 часов.
Сергей ХМЕЛЬКОВ, главный специалист по правовым вопросам ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии