Какие периоды времени засчитываются в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск?
ОТПУСК
В соответствии со статьей 121 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30.06.2006 №90-ФЗ в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включаются:
– время фактической работы;
– время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы (должность), в том числе время ежегодного оплачиваемого отпуска, нерабочие праздничные дни, выходные дни и другие предоставляемые работнику дни отдыха;
– время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе;
– период отстранения от работы работника, не прошедшего обязательный медицинский осмотр (обследование) не по своей вине.
В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включаются:
– время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 Трудового Кодекса РФ;
– время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста;
– время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, если их общая продолжительность превышает 14 календарных дней в течение рабочего года.
В стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА
В каком размере должны уплачивать государственную пошлину территориальные органы Пенсионного фонда РФ при обращении в суды общей юрисдикции с кассационными жалобами по делам, связанным с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии (неимущественного характера)?
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче кассационной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера.
В силу подпункта 3 пункта 1 вышеуказанной статьи при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 100 рублей, организациями – 2000 рублей.
Таким образом, налоговым законодательством установлен различный размер государственной пошлины в зависимости от статуса лица, обращающегося в суд общей юрисдикции.
Данный подход подлежит применению и при решении вопроса о размере государственной пошлины при подаче кассационных жалоб.
Следовательно, организациями при подаче кассационной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, взимаемой при подаче ими искового заявления неимущественного характера, то есть 1000 рублей.
В указанном размере подлежит уплате государственная пошлина и территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, которые уплачивают ее на общих основаниях.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Может ли быть привлечено к административной ответственности лицо, в действиях которого имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 или ч.2 ст. 5.27 КоАП РФ, если к моменту возбуждения дела человек перестал осуществлять организационно-распорядительные функции руководителя предприятия?
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 г., указано следующее.
Статья 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда.
Субъектом указанного правонарушения может быть должностное лицо.
Согласно статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом в соответствии с примечанием к вышеуказанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Следовательно, руководитель предприятия, допустивший нарушение законодательства о труде (например, невыплату заработной платы работникам предприятия), является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ.
Прекращение трудовых отношений с руководителем предприятия, осуществлявшим организационно-распорядительные функции, не исключает возможности возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении этого лица и привлечения его к административной ответственности, так как правонарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей.
Таким образом, поскольку на момент совершения правонарушения, предусмотренного ч.1 или ч.2 ст.5.27 КоАП РФ, указанное лицо являлось субъектом правонарушения, оно может быть привлечено к административной ответственности вне зависимости от того, что к моменту возбуждения дела такое лицо утратило статус руководителя предприятия и перестало осуществлять организационно-распорядительные функции.
ПЕНСИЯ
Существуют ли ограничения по сроку при выплате трудовой пенсии, не полученной своевременно по вине органов Пенсионного фонда?
В силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Частью 2 статьи 123 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего ранее, также предусматривалось, что суммы пенсии, не полученные своевременно по вине органов, назначающих или выплачивающих пенсию, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Таким образом, трудовая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Будет ли засчитан в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью период работы в должности руководителя кружка станции юных техников с 1979-го по 1986 год?
Писем подобного содержания приходит очень много, поэтому еще раз подробно разъясняем, каким образом можно доказать свое право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, не предусмотрена должность «руководитель кружка». В связи с этим органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, отказывают в зачете периодов работы в указанной должности в специальный стаж, учитываемый при досрочном назначении пенсии.
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 января 1993 года №21 наименования должностей по педагогическим и руководящим работникам учреждений образования приведены в соответствие с наименованиями, предусмотренными в тарифно-квалификационных характеристиках, утвержденных приказом от 11 ноября 1992 №406. Согласно пункту 4 указанного приказа руководители кружков, секций, студий и других объединений учащихся стали именоваться педагогами дополнительного образования.
Списком, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, предусмотрено, что работа в должности «педагог дополнительного образования» в учреждении дополнительного образования детей (внешкольном учреждении) «станция юных техников» засчитывается в стаж работы, дающей право досрочное назначение трудовой пенсии.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 право устанавливать тождественность должностей и учреждений, предусмотренных Списками, с аналогичными должностями, учреждениями и структурными подразделениями, имевшими иные, ранее применявшиеся наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития РФ по представлению соответствующего Министерства по согласованию с Пенсионным фондом РФ.
Однако указанным постановлением не определен порядок обращения с ходатайством об установлении тождественности, что предполагает неопределенную длительность данной процедуры. В связи с этим в случае возникновения спорных вопросов о тождественности наименований решение пенсионных органов об отказе в назначении досрочных трудовых пенсий может быть обжаловано гражданами в судебном порядке.
Аналогичная правовая оценка имеется в определении Конституционного Суда РФ от 18.06.2004 г. №197-О, согласно которому «тождественность выполняемых функций, условий и характера педагогической деятельности для решения вопроса о праве на зачет в стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости, может быть установлена судами общей юрисдикции».
В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено: «В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 – 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)».
Вопрос об установлении тождественности между должностью «руководитель кружка» и должностью «педагог дополнительного образования» до настоящего времени не решен.
Учитывая изложенное, считая свои права нарушенными, граждане имеют право на обращение в суд. Согласно нормам статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Сергей ХМЕЛЬКОВ, главный специалист по правовым вопросам ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии