– Существуют ли нормативные документы, регламентирующие образовательный ценз для руководящих работников? Есть ли особенности для сельских школ?
– В соответствии со ст. 53 Закона РФ «Об образовании» порядок комплектования работников образовательных учреждений регламентируется их уставами.
К педагогической деятельности в образовательных учреждениях допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
К педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ и Уголовным кодексом РСФСР. Перечень соответствующих медицинских противопоказаний устанавливается Правительством РФ.
Пунктом 62 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196) установлено, что порядок комплектования общеобразовательного учреждения работниками регламентируется его уставом. Для работников общеобразовательного учреждения работодателем является данное учреждение.
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании.
Тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования (далее – ТКХ), согласованными Постановлением Минтруда России от 17.08.1995 г. № 46 с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Минтруда РФ от 22.11.95 № 65 (указанные постановления Минтруда России применяются до утверждения в порядке, установленном статьей 143 ТК РФ, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, включающих квалификационные характеристики по должностям работников образования), определены требования по должностям и полученной специальности.
Для руководящих работников обязательными требованиями являются: наличие высшего профессионального образования, стажа работы не менее 5 лет на педагогических и руководящих должностях, минимум первой квалификационной категории.
Что касается особенностей для сельских школ, то, как правило, указанные требования распространяются и на них. Однако в виде исключения в случае несоответствия претендента на руководящую должность ТКХ, но при условии достаточного практического опыта претендента и отсутствии других претендентов на должность, отвечающих требованиям ТКХ, орган управления образованием может назначить на руководящую должность такого претендента с определенным рядом условий. Директор в свою очередь в подобной ситуации управомочен принимать решения в отношении претендентов на должность заместителя директора.
– Молодой учитель нашей школы недавно получил степень кандидата педагогических наук, на этом основании он требует увеличения учебной нагрузки. Правомерны ли его требования?
– Объем учебной нагрузки, предоставляемой учителю, не зависит от наличия ученой степени, а определяется в зависимости от занимаемой должности и условий организации образовательного процесса.
Учебная нагрузка педагогических работников устанавливается исходя из норм, определенных в постановлении Правительства РФ от 03.04.2003 г. № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».
Нагрузку устанавливает руководитель образовательного учреждения на основе учебного плана.
Комментарии