– Многие работники нашего районного методического кабинета управления образованием работают в образовательных учреждениях. Но квалификационную категорию, полученную по должности «методист», при работе в должностях «учитель» и «воспитатель» им не учитывают. При этом такая подработка не имеет регулярного характера, поэтому для прохождения аттестации не хватает стажа. Какого уровня аттестационная комиссия должна заниматься аттестацией методистов? Может ли методист подать заявление на аттестацию по должности «учитель», если в школе он отработал меньше года?
– Приказом Минобразования РФ от 26.06.2000 № 1908 утверждено Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее – Положение).
Одним из основных принципов аттестации в Положении названа добровольность аттестации на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников.
Основанием для проведения аттестации является заявление работника. Представление иных документов не требуется (основание: п.2.1 Положения).
В соответствии с пунктом 2.6 Положения работники (преподаватели вузов, специалисты органов управления образованием, методических кабинетов и др.), выполняющие педагогическую работу в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на условиях совместительства, проходят аттестацию на общих основаниях.
Действующим законодательством предусмотрена возможность в определенных случаях учитывать квалификационные категории при выполнении педагогической работы на разных должностях, по которым совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы. Однако на методистов она не распространяется.
Аттестация методистов по должности учителя или воспитателя на вторую квалификационную категорию осуществляется аттестационной комиссией, создаваемой образовательным учреждением; аттестация на первую квалификационную категорию работников муниципальных школ – муниципальной аттестационной комиссией; аттестация на высшую квалификационную категорию – главной аттестационной комиссией, создаваемой органом управления образованием субъекта РФ.
Проведение аттестации педагогических и руководящих работников на высшую квалификационную категорию находится в исключительной компетенции центральной и главной аттестационных комиссий.
Что касается второго вопроса, то педагогический работник вправе претендовать на любую квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации и выполнении квалификационных требований, утвержденных письмом Минобразования РФ от 29.03.2001 г. № 20-52-1350/20-5 «Временные требования по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам)».
Данными требованиями предусмотрено, что педагогические работники имеют право претендовать на любую (вторую, первую или высшую) квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации. Как правило, педагогические работники должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности, по которой они желают пройти аттестацию, не менее 1 года для II квалификационной категории, не менее 2 лет – для I квалификационной категории и не менее 3 лет – для высшей квалификационной категории, отвечать требованиям предыдущей квалификационной категории и раздела ТКХ по должности «Должен знать».
Таким образом, словосочетание «как правило», используемое в вышеуказанном документе, дает возможность методисту подать заявление на аттестацию по должности «учитель», если в должности учителя школы он отработал меньше года, учитывая, что решение в конечном итоге будет принимать аттестационная комиссия, и оно должно быть основано также и на опыте всей предыдущей работы аттестуемого.
Комментарии