– У меня педагогический стаж – 33 года, имею среднее специальное образование (музыкально-педагогическое училище). Преподаю музыку в школе. В ноябре 2007 года я была направлена на курсы повышения квалификации. Имея I категорию, подала заявление на высшую. Заявление приняли, я прошла курсы, успешно защитила свою научную работу, сдала все зачеты. Но в получении высшей квалификационной категории мне было отказано из-за отсутствия высшего образования. Правомерно ли со мной поступили?
– В соответствии с Типовым положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, утвержденным приказом Минобразования РФ от 26.06.2000 г. № 1908 – далее Положение, работник, не имеющий необходимого стажа работы или уровня образования, заложенных в квалификационных характеристиках (требованиях), может претендовать на любую квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации.
Обращаем внимание, что приказом также установлено, что формы и процедуры проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, определенные органами управления образованием субъектов РФ, до утверждения в установленном порядке вариативных форм и процедур аттестации применяются в части, не противоречащей Положению.
Письмом Минобразования РФ от 29.03.2001 г. № 20-52-1350/20-5 для руководства в работе органам управления образованием были направлены Временные требования по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам), которыми, в частности, установлено, что педагогические работники имеют право претендовать на любую (вторую, первую или высшую) квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации. Как правило, педагогические работники должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности, по которой они желают пройти аттестацию, не менее 1 года для II квалификационной категории; не менее 2 лет – для I квалификационной категории и не менее 3 лет – для высшей квалификационной категории, отвечать требованиям предыдущей квалификационной категории и раздела ТКХ «Должен знать».
Таким образом, временные требования оговаривают наличие высшего образования лишь как правило, что подразумевает и исключения. При этом указание на наличие высшего образования относится к прохождению аттестации на любую квалификационную категорию.
В ходе аттестации при присвоении квалификационной категории определяется соответствие уровня профессиональной компетентности работников требованиям (показателям) к их квалификации, профессионализму и продуктивности (устойчивых результатов деятельности).
В соответствии с п.3.3.3. Временных требований уровень профессиональной компетентности педагогических работников при присвоении высшей квалификационной категории подтверждается показателями:
квалификация – освоением новейших достижений педагогической науки и практики, профильной области знаний; творческим решением практических задач;
профессионализм – умением осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания или (и) самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять педагогические технологии или их элементы, которые могут быть рекомендованы к распространению; созданием условий для реализации креативных (творческих) возможностей обучающимися (воспитанниками); применением в практической деятельности исследовательских и опытно-экспериментальных методов обучения и воспитания, методик управления и прогнозирования педагогического процесса, приемов планирования и организации самообразования обучающихся (воспитанников);
продуктивность – обеспечением уровня подготовки обучающихся (воспитанников), являющегося высоким по профилю в системе образования субъекта РФ, федерального ведомственного органа управления образованием.
Комментарии