– В нашей школе учитель иностранного языка предлагает за счет собственных средств закупить оборудование для кабинета на сумму более 100 тысяч рублей. Документы о соответствующей покупке будут оформлены на учителя. Должна ли в данном случае администрация школы поставить купленное оборудование на баланс школы? Учитель планирует вложить свои средства в покупку оборудования при условии, что оборудование он сможет забрать, если уволится из нашей школы. Есть ли законные основания пойти навстречу учителю у администрации школы?
– В рассматриваемом случае нужно исходить из положения гражданского законодательства. Если между учителем и школой будет заключен договор дарения и оборудование таким образом перейдет из собственности учителя в собственность учебного заведения, то имущество будет считаться правомерно приобретенным школой. Только в этом случае купленное оборудование может быть поставлено на баланс школы.
Необходимо иметь в виду, что в соответствии с Гражданским кодексом РФ дарение может быть совершено и в устной форме. Передача дара осуществляется посредством его вручения, символической передачи либо вручения правоустанавливающих документов.
Если же дарения оборудования не произойдет, то купленное оборудование будет считаться собственностью покупателя (учителя – в рассматриваемом случае) и никаких оснований для постановки его на баланс у школы нет.
Также в дальнейшем возможен и еще один вариант использования оборудования, выгодный и школе, и учителю. Возможно заключить договор аренды имущества между школой и учителем. В этом случае имущество останется в собственности учителя, школа сможет вернуть какую-то часть потраченных денег (в виде выплат за аренду), а в случае ухода учителя – продолжать пользоваться оборудованием на срок аренды.
– Входит ли в обязанности учителя подготовка методической документации по своему предмету?
– Статьей 15 Закона РФ «Об образовании» установлены общие требования к организации образовательного процесса. В ней, в частности, установлено, что организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин.
Типовым положением об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196) – далее Положение – также установлены лишь общие требования к образовательному процессу и подготовке методических материалов. Пункт 36 Положения предусматривает, что содержание общего образования в конкретном общеобразовательном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.
Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и методы обучения и воспитания в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и уставом общеобразовательного учреждения (п. 40 Положения).
Таким образом, законодательством четко не установлено, кто конкретно из участников образовательного процесса должен разрабатывать программы и методические рекомендации. В данном случае нужно руководствоваться положениями устава общеобразовательного учреждения, должностной инструкцией и другими локальными документами, изданными в соответствии с законодательством.
Комментарии