Если в коллективе велик накал страстей, учителя приходят жаловаться в профком. Стараясь их успокоить, мы стараемся говорить мягко, не употреблять резких слов. Но происходит обратная ситуация – педагоги закрываются в себе и могут перейти на другую тему. Как помочь учителю справиться со стрессом?
Чтобы снизить эмоциональное напряжение педагога, для обозначения его чувств подбирайте слова, которые соответствовали бы интенсивности переживания. Если вы будете злость называть «недовольством», а отчаяние «огорчением», вам не удастся наладить контакт, и педагог может закрыться, спрятать свои чувства, заговорить на посторонние темы. Ослаблять накал эмоций надо постепенно. Когда эмоциональное напряжение велико, не стоит сразу переходить к успокоению. Например, только вам сказали о проблеме, нельзя сразу же говорить: «Успокойтесь» или: «Все будет хорошо». В ваших словах учитель может услышать совсем не то, что вы хотели сказать. Неадекватное отражение интенсивности переживаний для педагога может стать скрытым сообщением о том, что ему не позволяется быть таким, какой он есть. Поэтому он попытается переключиться на ситуацию, в которой вы сможете, по его мнению, говорить на одном языке.Осознайте чувства педагога, актуальные для него сейчас. Говорите просто и коротко. Краткость увеличивает ясность и сводит к минимуму возможность объяснений. В фокусе внимания остается учитель.Уверенно формулируйте свои высказывания. Иначе ваши сомнения, поиск подходящих слов приведут к тому, что педагог начнет работать над вашей тревожностью (так он расценит ваши поиски), а не над своей проблемой, и уйдет от вас с неспокойной душой. Прояснив чувства педагога, подумайте, вызваны ли они событием, о котором он говорит. Бывает, что проблема, на которую жалуется человек, – лишь последняя капля в накопившемся раздражении по поводу другого события. Если так, работать нужно именно над более серьезной проблемой и решать ее. Одновременно уменьшается ощущение хаоса в мыслях и проясняются аспекты работы.Говорите с педагогом так, чтобы ваши фразы звучали не как диагноз специалиста, а приглашали его к исследованию собственного мнения: «Насколько я понял…», «Вы хотите сказать, что…», «Иными словами…». Учитель может принять или опровергнуть ваши слова. Таким образом, позволяя учителю высказаться и понять свои чувства, вы поможете ему самостоятельно подойти к решению проблемы. В Россию продолжают прибывать беженцы с юго-востока Украины. Какими оттуда приедут люди, долго находившиеся в зоне боевых действий? И как нашим педагогам с ними сотрудничать и работать, ведь это наши будущие коллеги, ученики и их родственники?Работа с людьми, разное время (непродолжительно или долго) находившимися в зоне боевых действий, чрезвычайных ситуаций, должна быть разной. После длительного пребывания в таких местах у человека происходит изменение характера. В метафорической форме можно сказать, что человек нашел способ существовать рядом с насилием. Но цена, которую он заплатил за это приспособление, своеобразна. Человек меняется, формирует новую систему взглядов, а потом, после завершения травмирующей ситуации (выехав из мест, где шли бои), продолжает следовать созданному стереотипу поведения. Эти случаи хорошо описаны в исследованиях по патологии характеров в результате подверженности насилию, последствий чрезвычайных ситуаций. Беженец так привыкает к этому странному поведению, что вернуться к норме является для него сильным, почти непереносимым стрессом.Если человек долго находился в ситуации, в которой он видел насилие (других убивали, калечили) либо сам стал жертвой, то он не может сразу, как по мановению волшебной палочки, изменить свое поведение, систему ценностей, стать таким, как окружающие его люди в мирном пространстве. Не ожидайте мгновенных изменений, как в сказке, но и не пытайтесь как-то влиять на человека, что-то внушать ему, чтобы он сразу изменил поведение и отношение к жизни. Чем дольше он был в травмирующих его личность обстоятельствах, тем серьезнее становятся перемены в его характере и тем длительнее будет восстановление при переходе к мирной жизни, тем терпимее должны быть окружающие при общении с ним.Даже если внешне человек спокоен, уравновешен, произносит то, что от него ожидают, то внутри, в душе, у него могут возникать образы, которые нужно прорабатывать со специалистом-психологом, иначе от них самому трудно избавиться.По внешним проявлениям можно наблюдать последствия перенесенного стресса: человек сообщает, что у него «все в порядке», а на лице застывшая улыбка, которую он как бы несет какое-то время, или он побледнел, замер, у него остановившийся взгляд. Надеемся, те школьные психологи, которые не прошли специальный курс работы с посттравматическим стрессовым расстройством, с последствиями насилия, обязательно пройдут его. Это специальная работа, которая отличается от психологического сопровождения обычных школьников, их родителей или учителей. А профсоюзная организация школы вполне может принять участие в организации этого обучения.Коллектив возмущен тем, что руководитель «заваливает» педагогов работой. Как можно выйти из создавшегося положения?Посмотрим на ситуацию со стороны руководства. Любой руководитель хочет добиться от подчиненных постоянной качественной работы. Начальнику не очень понятно, почему сопротивляется подчиненный. А вдруг потому, что ленится? Трудолюбивый же подчиненный интуитивно чувствует, что, если выполнять много работы, он надорвет здоровье и совсем не сможет трудиться. Не используя знания о научной организации труда, руководитель получает противоположный результат. В ваших силах разъяснить ему последствия ошибок в распределении обязанностей. Педагоги иногда не очень понимают, зачем руководству нужно что-то объяснять. Существует миф, что начальство «и так все знает». В реальности это далеко не так, доказательством чему как раз и служат жалобы подчиненных. Чтобы человек что-то осознал, не всегда надо ждать, когда он сам догадается. Даже опытному руководителю, бывает, надо что-то подсказать. Это не означает, что нужно «воспитывать» руководство или говорить с ним на повышенных тонах («чтобы точно понял»). Заметим, незнание существа дела – это не признак плохого воспитания или глупости. Руководители часто не подозревают, как много времени у добросовестного педагога уходит на выполнение их поручений. Иногда же они думают, что тот, кто быстро справился с одним заданием, так же легко выполнит и второе, и третье…Расскажите руководству, как наступает эмоциональное выгорание и насколько оно мешает общему делу. Сначала от большого количества дел за малый срок у человека наступает усталость. Если ему не предоставляют возможности передохнуть, чтобы восстановиться («так много дел, вздохнуть некогда»), наступает утомление, а затем, если не дать человеку передышку, выгорание. Важная особенность выгорания – оно не проходит даже после продолжительного отдыха. После летнего отпуска сотрудник не чувствует себя отдохнувшим, работать становится все тяжелее, вплоть до наступления тяжелых последствий (например, серьезного заболевания). Неизвестно, станет ли заботиться о вас руководитель и не захочет ли он потом заменить вас другим, здоровым и работоспособным сотрудником. Так легче, чем думать, каким образом правильно распределять задания.Педагог, у которого эмоциональное выгорание, не может качественно работать не по своей вине, ведь он постоянно болеет. Чтобы восстановить утраченное здоровье, понадобится много времени. В подобной ситуации виноват не только руководитель, но и подчиненный, если он молчит и не борется за свои права. Чтобы всего этого не произошло, нельзя поручать большое количество дел одним и тем же преподавателям, необходимо их распределять равномерно, иначе может получиться, что скоро работать станет некому. Ведущая рубрики – Ирина КОЛИНИЧЕНКО, кандидат психологических наук
Комментарии