– Как убедить коллег вступать в ряды профсоюза? Что может послужить для них мотивом?
Защита – хороший аргументКомментарий психолога. Можно убеждать человека, опираясь на его базовые потребности. Видный американский психолог Абрахам Маслоу разделял их на пять основных категорий. На наш взгляд, для российских педагогов сейчас актуальны три из них: это физиологические потребности, потребность в уважении и признании, потребность в безопасности (защите).Проанализируйте, какие потребности преобладают у конкретного человека, с которым вы собираетесь говорить на эту тему, или коллектива педагогов в данный момент. Например, в современных условиях жизни, учитывая небольшую зарплату учителей, для них могут быть актуальными физиологические потребности: это неудовлетворенные потребности даже в полноценном питании, здоровом сне и прочие. Поэтому им просто необходимо объединяться, чтобы отстаивать эти важнейшие человеческие потребности. Вспомните фразу: «Нищий учитель – позор страны». Объединившись, учителя под руководством выборного лидера могут добиваться изменения своего финансового положения совместными усилиями, а не поодиночке. Напомните педагогам историю о том, как человек не смог переломить веник, в котором прутья были скреплены вместе, в то время как по одному прутья ломались без особых усилий. Мы считаем, каждый профлидер найдет что сказать коллегам, если сам убежден в правоте своей позиции.Потребность в признании, по А. Маслоу, испытывает человек, у которого предыдущие потребности удовлетворены, например, пища и кров уже есть. Возможно, у него есть интересные идеи о профсоюзах, которые он мог бы донести до коллег. Чтобы удовлетворить эту потребность, сделайте так, чтобы педагога услышали не только вы, но и другие. Для этого на педагогическом совещании, когда все будут настроены на деловой лад, позвольте ему высказаться. Даже если этот человек не обладает достаточным авторитетом в коллективе, сказанные им слова заботы о других, о необходимости решать проблемы сообща могут найти поддержку. Постарайтесь только, чтобы все это не осталось на словах, и выработайте совместный план действий.Кроме того, у любого человека есть базовая потребность в защите. Поэтому защита – это один из хороших аргументов, почему необходимо объединяться и вместе бороться за свои права.Сила – в единстве- Один из детских садов нашей области всем составом решил выйти из профсоюза. Педагоги объяснили это тем, что их заработная плата не позволяет платить профсоюзные взносы. Как их переубедить?Комментарий психолога. Важно помнить, что в профсоюзе каждый из нас – полноправный участник процесса, а не бездушный исполнитель.Какие-либо изменения лучше начинать с себя, со своего отношения к делу. Проведя исследования, психологи доказали: человек считается субъектом деятельности, когда преобразовывает мир вокруг себя и себя в этом мире.Спросите воспитателей, чем, на их взгляд, их можно мотивировать, кроме заработной платы? Этот вопрос рекомендуют задавать в тренингах по мотивации персонала. Мы уверены: педагоги сами все скажут.Но для этого необходим конструктивный диалог. То есть вы соберетесь с коллективом не для того, чтобы выяснять, кто прав, а кто виноват, а чтобы выработать решение, удовлетворяющее работников этого учреждения и вас.Если получится найти компромиссное решение (с небольшими взаимными уступками) или в порядке эксперимента предложить всем более активное участие в профсоюзе – значит, полдела сделано. В идеале необходимо продумать диалог таким образом, чтобы каждый человек сказал: я лично готов внести свой посильный вклад, готов сам или с группой коллег сделать вот такое конкретное дело. При этом хорошо бы озвучить сроки реализации проекта, а если он бессрочный, наметить обсуждение промежуточных результатов.Возможно, воспитатели выразят недовольство организацией работы профсоюзных лидеров. Спросите, в чем, на их взгляд, недостатки и какие они видят возможности для исправления. Если они считают, что первичным профсоюзным организациям уделяют мало внимания или о них «забыли», без их участия решают профсоюзные проблемы, скажите, что, возможно, они правы, но необходимо точно знать, сколько, по их мнению, нужно внимания и в какой форме оно должно выражаться.Как бы то ни было, если вы предоставите возможность педагогам высказаться, они будут вам благодарны за то, что их наконец-то услышали и с ними советуются.А может, педагоги и не знают, в чем смысл создания профсоюзных организаций? Тогда стоит объяснить это еще раз. Главное не забывать, что сила профсоюзной организации в единстве ее членов, что люди сильны, когда работают не «друг против друга», а совместными усилиями решают общие проблемы. Эти, казалось бы, простые слова необходимо повторять и для того, чтобы не возникали ситуации, когда педагоги пассивно ждут, что кто-то за них решит их проблемы.Постарайтесь, чтобы педагоги ушли настроенными позитивно.Мужчины с Марса, женщины с Венеры- На нашем профсоюзном собрании как-то раз выступила психолог. Она рассказывала, как многое на работе зависит от взаимоотношений. Я мужчина, лидер, мне непонятно, какие отношения могут быть на работе? Дело не может зависеть от того, нравится кто-то кому-то или не нравится. На работе нужно только работать.Комментарий психолога. На наш взгляд, вашим коллегам повезло, что у них такой разумный профсоюзный лидер. Действительно, на работе нужно думать только о деле. Если вы умеете логически объяснить коллегам непростые ситуации, научить адекватно реагировать на них и они к тому же готовы следовать за вами, доверять вам, можно не беспокоиться: в организации к вам относятся как к надежному человеку, настоящему лидеру.Однако у вас очень мужской взгляд на дело. У женщин работа преломляется через отношения между коллегами, мужчины же чаще думают о деле, а не о чувствах. По поводу таких различий написано много книг. Прочитайте, например, «Мужчины с Марса, женщины с Венеры». Представители разных полов могут под разным углом зрения рассматривать одну и ту же ситуацию. Нужно только понять и принять это.К тому же любой человек не робот, не бездушное существо. У него всегда в сознании будут присутствовать чувства и мысли. Он всегда будет как-то относиться к происходящему. Вы же, как профсоюзный лидер, не бездумно исполняете чьи-то приказы или пожелания? Значит, тоже вначале испытываете чувства по отношению к ситуации хотя бы на уровне нравится не нравится. Даже обращаясь с этим вопросом, вы тем самым высказываете свое отношение к словам психолога, они вызывают у вас недоумение.Лидеру важно быть не только сильным и уверенным в себе человеком, но и гибким, готовым уважать чужое мнение. Если он нетерпим, не допускает возражений, это может помешать работе и, конечно же, взаимоотношениям. Ведь к профсоюзному лидеру могут прийти за поддержкой, при этом будет странно, если вместо помощи человек услышит фразу типа: «Думайте только о работе» (и ничего не чувствуйте).Комплимент начальника окрыляет подчиненного- Должен ли руководитель нравиться подчиненным? Зависит ли от этого эффективность работы всего коллектива? Лично я считаю, что желание нравиться только мешает хорошей работе. Ты стараешься, а другие, пользуясь этим, пытаются тобой манипулировать, добиться своего.Комментарий психолога. Специалисты в области практической психологии замечают: руководитель эффективной команды должен нравиться подчиненным. Это один из секретов хорошего отношения к труду и слаженной работы всего коллектива.При руководстве педагогическим коллективом ответ однозначный: да, нужно прикладывать для этого усилия. Другое дело, подумайте, почему начинаются манипуляции? Может быть, вы считаете, что за вашу уступку подчиненный станет лучше работать? Если вы убеждены, что подчиненному не стоит чего-то делать, уверенно отвечайте «нет» и при этом не чувствуйте себя виноватым. Учитель может не знать каких-то нюансов в руководстве коллективом, а вот советоваться и считаться с вашим мнением он обязан. Объясните ему, что вы не просто руководитель, но и полноправный член коллектива, а так же как и другие, член профсоюзной организации, поэтому имеете право на уважение, доверие и признание.Конечно, управление – это всегда хождение по лезвию бритвы. Как вы знаете, крайности ни к чему хорошему не приводят. Быть излишне жестким или слишком мягким не стоит. Современные управленцы предпочитают использовать партисипативный стиль, то есть в зависимости от ситуации, особенностей характера подчиненного или мнения коллектива использовать тот или иной стиль управления, при этом оставаясь самим собой.Обратите внимание на особенности людей в коллективе. Какое руководство им больше по душе? Для дисциплинированных работников важно, чтобы и начальник был таким же. Например, вовремя приходил на работу, держал данное слово. Трудно все это соблюдать? Конечно, да, если руководитель сам не организован.В ситуациях, когда руководитель желает нравиться коллективу, но не знает, как лучше этого добиться, психологи предлагают следующие рекомендации.Сформируйте у коллег позитивное мнение о себе. Не забывайте, что коллектив состоит из отдельных лиц, поэтому нельзя упускать мнение даже одного человека.Очень важно, имея достойные личные и деловые качества, ненавязчиво сделать их наглядными для других людей. Человеку, который нравится, стараются подражать. Если вы приходите на совещания вовремя и пользуетесь у коллег авторитетом, они постараются поступать так же.Научитесь чаще улыбаться. Казалось бы, что проще? Улыбаться могут все люди от рождения. Однако обратите внимание, как вы это делаете. Подойдите к зеркалу во время рабочего дня и улыбнитесь. Ваша улыбка натянута или похожа на маску? Подчиненные быстро почувствуют ее неискренность и поймут, что ваше отношение к ним такое же. Если подчиненный почувствует, что вы не уважаете его, он может ответить тем же. Не обязательно так же неискренне улыбнется в ответ, скорее ответит через свое отрицательное отношение к работе, к делу. Поэтому, по мнению психологов, руководителю стоит потренироваться перед зеркалом улыбаться по-настоящему. Помогает воспоминание о реальных достижениях подчиненного или его хороших качествах.Научитесь делать комплименты, даже если раньше считали это необязательным. Доброе слово начальника окрыляет. Но благодарите человека только за реальные, а не мнимые заслуги. Поздравьте тех, кто особенно отличился в этом году, с днем рождения. Чем более высока ваша должность и дальше дистанция между вами и кем-то из вашей команды, тем лучше воспримется такое поздравление. Подчиненному ваше слово, сказанное вовремя, часто бывает дороже всех подарков.Покажите, что вы довольны подчиненным, в присутствии других членов коллектива, особенно тех, кто им недоволен, озвучивайте его, даже небольшие, победы: хороший отчет о реально проделанной работе, личный вклад в общее дело и другое.Комплимент руководителя окрыляет работника, ему хочется трудиться больше и больше, чтобы снова услышать похвалу в свой адрес.Однако есть небольшие правила, о которых часто забывают руководители-мужчины, делая комплименты работнику другого пола. Как сделать комплимент подчиненной-женщине, чтобы мотивировать ее на более эффективную работу, но при этом остаться в рамках приличий? Например, не стоит делать комплимент по поводу прически, так как женщины часто недовольны своим внешним видом и считают, что могли бы выглядеть гораздо красивее. На работе лучше говорить об элегантности подчиненной-женщины, ее обаянии, деловых заслугах.Показывайте свою компетентность. Важно помнить: ваше умение улыбаться или делать комплименты сойдет на нет, если вы сами будете некомпетентным человеком в той области, которой занимаетесь. Современным работникам, чтобы уважать кого-либо, необходимо знать, насколько сам руководитель разбирается в работе, которой обучает других. Недаром существуют анекдоты о глупом начальнике и умном, изворотливом подчиненном.Если руководитель обладает деловыми качествами, которые импонируют подчиненным, они даже простят ему некоторые личные недостатки. Скажем, не всем нравится начальник с большим весом. Однако если у него всегда можно попросить совет и он не откажет в помощи, вес, как правило, перестают замечать.Это и многое другое в совокупности создает авторитет руководителя. Авторитет – важный фактор надежности системы управления. Уважение к руководителю создает у людей психологическую предрасположенность к сотрудничеству с ним, к добровольному подчинению его требованиям. А это, как известно, залог эффективной работы.Ведущая рубрики – Ирина КОЛИНИЧЕНКО, кандидат психологических наук
Комментарии