search
main
0

Консультация МП

Какие дополнительные образовательные программы могут реализовываться в учреждениях дополнительного образования детей?

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

По вопросам реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей Министерство образования Российской Федерации в письме от 20 мая 2003 г. № 28-51-391/16 разъясняет следующее.

Дополнительные образовательные программы в учреждении дополнительного образования детей реализуются в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 № 233, с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.97 № 212.

Дополнительные образовательные программы могут быть различной направленности: художественной, научно-технической, эколого-биологической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, социально-педагогической, военно-патриотической и другой.

Для успешной и эффективной реализации дополнительных образовательных программ предусматриваются следующие виды деятельности, которые следует включать в содержание соответствующих дополнительных образовательных программ:

• организация и проведение смен оздоровительных лагерей и туристских баз (профильных, с дневным пребыванием, труда и отдыха);

• организация и проведение досуговой и внеурочной деятельности детей, массовых мероприятий с обучающимися, их родителями и педагогами: конкурсы, конференции, олимпиады, слеты, соревнования, походы, путешествия, экскурсии, концерты, дискотеки и т.д.;

• проведение производственной практики с обучающимися;

• организация и проведение отдыха детей, родителей (законных представителей);

• организация и проведение методической работы с педагогическими работниками;

• оказание помощи педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной деятельности детей, а также детским и юношеским общественным объединениям и организациям на основе договора или соглашения;

• организация международного сотрудничества в области образования, реализация международных программ с обучающимися и педагогами за рубежом и прием иностранных граждан с аналогичной целью.

Дополнительные образовательные программы могут быть реализованы через дистанционное обучение, телекоммуникационные проекты для обучающихся и педагогов.

Кроме того, учреждение дополнительного образования детей может проводить профессиональную подготовку детей на основе договора о совместной деятельности с учреждениями, предприятиями, организациями.

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМАТИВЫ

Каким образом осуществляется снятие пробы пищи медицинскими работниками в дошкольных образовательных учреждениях? Каким нормативным актом это регламентируется?

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 марта 2003 года № 24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03» введены в действие с 20 июня 2003 года «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 марта 2003 г.

В пункте 2.10.23. СанПиН 2.4.1.1249-03 определено: «Выдача готовой пищи разрешается только после снятия пробы медицинским работником с обязательной отметкой вкусовых качеств, готовности блюд и соответствующей записи в бракеражном журнале готовых блюд. Вес порционных блюд должен соответствовать выходу блюда, указанному в меню-раскладке. При нарушении технологии приготовления пищи, а также в случае неготовности, блюдо допускают к выдаче только после устранения выявленных кулинарных недостатков».

Пункт 2.10.24 устанавливает, что ежедневно следует оставлять суточную пробу готовой продукции. Суточная проба отбирается в объеме: порционные в полном объеме, 1 блюдо и гарниры не менее 100 г с целью микробиологического исследования при неблагополучной эпидемиологической ситуации. Пробу отбирают в стерильную стеклянную посуду с крышкой (гарниры и салаты в отдельную посуду) и сохраняют в течении 48 часов в специальном холодильнике или в специально отведенном месте в холодильнике для хранения кисломолочных продуктов при температуре +2 – +6°С. Контроль за правильностью отбора и хранения суточной пробы осуществляет медицинский работник.

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Я работала учителем в вечерней (сменной) общеобразовательной школе в период с 1981 по 1983 г. Скоро мой педагогический стаж составит 25 лет, и я буду обращаться в Пенсионный фонд за назначением пенсии. Слышала, что в педагогический стаж, который учитывается при назначении досрочной пенсии, могут не включить период работы, если в учреждении более половины обучающихся были старше 18 лет. Верно ли это?

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, в пункте 14 действительно устанавливают, что работа за период с 1 ноября 1999 г. в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.

Так как ваша работа осуществлялась в период с 1981 по 1983 г., то это условие в данном случае применяться не будет.

Из средств массовой информации узнал, что с 1 января 2004 года будут увеличены пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера. Каким нормативным актом это установлено?

Федеральным законом от 29 ноября 2003 г. №154-ФЗ «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» размер базовой части трудовой пенсии в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяется с применением соответствующего районного коэффициента на весь период проживания указанных лиц в указанных районах (местностях).

При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе (местности) для работников непроизводственных отраслей. Указанный порядок не применяется при установлении пенсий в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и иных выплат, размеры которых определяются исходя из размера базовой части трудовой пенсии по старости.

Федеральный закон «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» вступает силу с 1 января 2004 г.

ДЛИТЕЛЬНЫЙ ОТПУСК

Проработав в школе более 10 лет, я оформила длительный отпуск сроком на 1 год, во время которого заболела. Больничный лист я оформила и передала в бухгалтерию. Бухгалтер отказывается его оплачивать и говорит, что такой отпуск не продлевается. В Уставе нашей школы сказано о продлении длительного отпуска, если работник заболел.

Разъясните, оплачивается ли больничный лист работнику, находящемуся в длительном отпуске? Как правильно оформить продление отпуска?

Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля 2003 года) в статье 55 устанавливает, что педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

Так как указанный отпуск вам не оплачивается, он является отпуском без сохранения заработной платы.

Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (утвержденное постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 года № 13-6 (с изменениями от 24 августа 1990 г.) в пункте 15 устанавливает, что при наступлении временной нетрудоспособности в период отпуска без сохранения заработной платы либо отпуска по уходу за ребенком пособие не выдается. Если нетрудоспособность продолжается и после окончания отпуска без сохранения заработной платы либо частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, то пособие выдается со дня, когда работник должен был приступить к работе. Следовательно, в указанном вами случае пособие по временной нетрудоспособности не выплачивается.

Согласно норме статьи 124 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен в случае временной нетрудоспособности работника. Что касается продления отпуска без сохранения заработной платы, то такой возможности Трудовой кодекс РФ не предусматривает. Вместе с тем Приказом Минобразования Российской Федерации от 7 декабря 2000 года № 3570 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года» (зарегистрирован в Минюсте РФ 5 марта 2001 г. Регистрационный №2593) в пункте 12 Положения определено, что педагогическому работнику, заболевшему в период пребывания в длительном отпуске, длительный отпуск подлежит продлению на число дней нетрудоспособности, удостоверенных больничным листком, или по согласованию с администрацией образовательного учреждения переносится на другой срок.

Длительный отпуск не продлевается и не переносится, если педагогический работник в указанный период времени ухаживал за заболевшим членом семьи.

Из вашего письма следует, что в уставе образовательного учреждения, где вы работаете, также содержится положение о продлении длительного отпуска в случае болезни работника во время отпуска. В связи с этим представляется, что, есть возможность продлить такой отпуск на число дней болезни. Продление отпуска следует оформить приказом руководителя образовательного учреждения.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

В каком объеме установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, установленной учителям-логопедам?

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» в пункте 3 Приложения устанавливает, что норма часов педагогической работы за ставку заработной платы учителям-дефектологам и учителям-логопедам составляет 20 часов в неделю.

Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах.

Какова должна быть продолжительность ежегодного отпуска мастера производственного обучения, работающего в межшкольном учебном комбинате?

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2002 года № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» продолжительность ежегодного основного отпуска мастера производственного обучения, работающего в межшкольном учебном комбинате, установлена в количестве 56 календарных дней.

Я работаю школьным библиотекарем. Последние годы в нашей школе количество классов-комплектов чередуется: то 13, то 14. Разъясните, сохраняется ли в случае уменьшения классов полная ставка библиотекаря? В каком случае вводится 0,5 ставки?

В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями на 7 июля 2003 г.) образовательное учреждение самостоятельно устанавливает свое штатное расписание в пределах выделенных средств.

При утверждении штатного расписания образовательное учреждение может использовать в качестве примерных нормативы типовых штатов, утвержденных для данного типа, вида образовательного учреждения. Типовыми штатами руководящих работников, административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ (утв. приказом Министерства просвещения СССР от 31.12.1986 г. №264) определено количество штатных единиц в зависимости от числа классов-комплектов. В соответствии с указанными Типовыми штатами при количестве от 11 до 13 классов-комплектов вводится 0,5 ставки библиотекаря, а при количестве от 14 до 16 классов-комплектов вводится 1 ставка заведующего библиотекой.

Минобразование Российской Федерации и Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации в совместном письме от 22.04.1997 года №23/146 также разъяснили, что нормативы, установленные в Типовых штатах для образовательных учреждений соответствующего типа, вида образовательного учреждения, являются примерными. Следовательно, образовательное учреждение само вправе решать – сокращать или не сокращать часть должности библиотекаря в случае уменьшения количества классов.

ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПЕНСИИ

Засчитывается ли заведующему отделом муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей в специальный педагогический стаж для назначения досрочной пенсии время его работы в должности педагога дополнительного образования с учебной нагрузкой 9 часов в неделю по совмещению, при условии выполнения еще 9 часов в неделю по совместительству в другом учреждении?

Может ли служить причиной отказа отсутствие приказа директора муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей о разрешении работы по совмещению в должности педагога дополнительного образования с учебной нагрузкой 9 часов в неделю? Приказы о комплектовании групп, о распределении нагрузки, тарификация к рассмотрению Пенсионным фондом не принимаются.

Органы пенсионного обеспечения не засчитали в специальный педагогический стаж для назначения досрочной пенсии время работы в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Авторский центр художественных ремесел для детей и юношества», сославшись на то, что Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, не предусмотрено учреждение с таким названием. Справедлив ли отказ?

В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, засчитывается работа в должностях и учреждениях, указанных в «Списке должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781. Следовательно, если вы работали в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей, упомянутом в указанном Списке, в должности педагога дополнительного образования с учебной нагрузкой 9 часов в неделю по совмещению и выполняли еще 9 часов в неделю в должности педагога дополнительного образования по совместительству в другом таком же учреждении, то это время следует засчитывать в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

К учебной нагрузке в данном случае предъявляются определенные требования. Так, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Таким образом, выполняя суммарно по основному и другим местам работы норму рабочего времени за ставку заработной платы (18 часов в неделю), условие, определенное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 вы выполнили. Соответственно отказ в зачете этого периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, может быть обжалован в суд. Если работа в должности педагога дополнительного образования по совмещению фактически выполнялась, но не была надлежащим образом оформлена (отсутствует приказ руководителя), то факт работы может быть подтвержден иными документами, непосредственно свидетельствующими о ее выполнении в указанном объеме.

Действительно, такое учреждение, как муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Авторский центр художественных ремесел для детей и юношества», не предусмотрено «Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, поэтому период работы в этом учреждении не был засчитан в специальный стаж. Однако если вы считаете отказ в досрочном назначении пенсии необоснованным, то в любом случае имеете право обратиться в суд и обжаловать решение органов, осуществляющих пенсионное обеспечение.

ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Расскажите о правах и обязанностях родителей в отношении воспитания и образования детей и такой форме освоения учебных программ, как семейное образование.

В пункте 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации закреплены положения о том, что родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Семейным кодексом РФ установлена ответственность родителей за воспитание и развитие ребенка, что соответствует и требованиям статей 18 и 27 Конвенции ООН о правах ребенка. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной (статья 5.35 Кодекса об административных правонарушениях РФ), гражданско-правовой (ст.1073-1075 Гражданского кодекса РФ), семейно-правовой (ст.69 и 73 Семейного кодекса РФ); уголовной (ст.156 Уголовного кодекса РФ).

В статье 63 Семейного кодекса Российской Федерации названы основные направления деятельности родителей по воспитанию своих детей: забота родителей о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей. Пункт 1 статьи 18 Закона Российской Федерации «Об образовании» определяет, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. В этих целях родителям предоставляется свобода выбора средств и методов воспитания своего ребенка с соблюдением ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 65 Семейного кодекса РФ, а именно:

а) родители не вправе причинять вред физическому и психическому развитию ребенка, его нравственному развитию;

б) способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка.

Основополагающими принципами осуществления родителями родительских прав являются:

а) обеспечение прав и интересов детей;

б) решение вопросов, касающихся воспитания и образования детей, по взаимному согласию родителей, исходя из их интересов и с учетом мнения детей.

Право на воспитание своего ребенка – это личное неотъемлемое право родителя. Родитель может быть лишен этого права только судом по основаниям, предусмотренным законом (ст.69, 71, 73-74 Семейного кодекса Российской Федерации). Неотъемлемой составляющей процесса воспитания ребенка и формирования его как всесторонне развитой личности является образование. Конвенцией ООН о правах ребенка (ст.28) предусмотрено, что право каждого ребенка на образование достигается введением бесплатного и обязательного начального образования; поощрением развития различных форм среднего образования, обеспечением его доступности для всех детей; принятием мер по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (то есть образования в объеме девяти классов общеобразовательной школы). Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее (п.3-4 ст.19 Закона РФ «Об образовании»). Государство гарантирует гражданам право на образование, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В статье 63 Семейного кодекса Российской Федерации подтверждена конституционная норма об обязанности родителей обеспечить получение детьми основного общего образования.

Права и обязанности родителей (лиц, их заменяющих: усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей) в сфере образования несовершеннолетних детей определены в статье 52 Закона РФ «Об образовании» и включают в себя:

а) выбор формы обучения;

б) выбор образовательных учреждений;

в) защиту законных прав и интересов ребенка;

г) участие в управлении образовательным учреждением;

д) выполнение устава образовательного учреждения.

Исходя из потребностей и возможностей ребенка, образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Однако для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт (статья 10 Закона РФ «Об образовании»).

Возможность получения семейного образования означает обучение ребенка вне образовательного учреждения с предоставлением права на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа. Родители имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное), общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей продолжить образование в образовательном учреждении (пункт 1 статьи 10, пункт 3 статьи 50, статьи 52 Закона РФ «Об образовании»).

Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемые государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов (п.8 ст.40 Закона РФ «Об образовании»).

Ведущий рубрики – Сергей ХМЕЛЬКОВ, главный специалист по правовым вопросам ЦК профсоюза

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте