search
main
0

Консультация МП

Учителя Уссурийска в течение учебного года получали надбавку за категорийность по решению краевого законодательного собрания. При начислении отпускных данная надбавка из среднего заработка исключена, хотя во всех расчетных листах с сентября по июнь она имеется. Считаем, что управление образования грубо нарушило ст. 139 Трудового кодекса.

ОПЛАТА ОТПУСКА

Статья 139 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что для всех случаев определения размера средней заработной платы, предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние три календарных месяца путем деления суммы начисленной заработной платы на 3 и на 29,6 (среднемесячное число календарных дней).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.

В коллективном договоре могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.

Особенности порядка исчисления средней заработной платы, установленного настоящей статьей, определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 года №213, в пункте 2 устанавливает следующее. Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат, к которым относятся:

а) заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время;

б) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу по сдельным расценкам;

в) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение;

г) заработная плата, выданная в неденежной форме;

д) денежное вознаграждение, начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности;

е) начисленные в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения;

ж) заработная плата, начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх уменьшенной годовой учебной нагрузки (учитывается в размере одной десятой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления);

з) разница в должностных окладах работников, перешедших на нижеоплачиваемую работу (должность) с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работы (должности);

и) заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении календарного года, обусловленная системой оплаты труда (учитывается в размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления);

к) надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), выслугу лет (стаж работы), особые условия государственной службы, ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, руководство бригадой;

л) выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;

м) премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет;

н) другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.

3. Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.

Средний заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 3 календарных месяца (с 1-го до 1-го числа).

Считая свои права нарушенными, в любом случае вы имеете право на обращение в суд. Согласно нормам статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

НОРМАТИВНЫЙ АКТ

Каким нормативным актом определен полный перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним?

Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержден постановлением СМ СССР от 10 ноября 1967 г. №1029 (с изменениями, дополнениями и с учетом постановлений Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. №12, от 28 июня 1985 г. №593, от 23 июня 1990 г. №594; постановления Правительства РСФСР от 27 ноября 1991 г. №25; Указа Президента РФ от 24 января 1992 г. №46; постановления Правительства РФ от 28 января 1992 г. №47; Указа Президента РФ от 25 марта 1992 г. №295; постановления Правительства РФ от 9 апреля 1992 г. №239; распоряжения Правительства РФ от 6 августа 1992 г. №1419-р, постановления Правительства РФ от 11 августа 1992 г. №574; Указа Президента РФ от 16 сентября 1992 г. №1085; постановления Правительства РФ от 11 октября 1992 г. №776; распоряжения Президента РФ от 24 апреля 1993 г. №293-рп; указов Президента РФ от 20 декабря 1993 г. №2226, от 22 марта 1994 г. №577; постановления Правительства РФ от 18 июля 1994 г. №856).

Перечень, утвержденный данным документом, применяется при назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 2, 6 и 13 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ (пункт 2 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ).

Какие изменения были внесены в Закон РФ «Об образовании» в части компетенции образовательных учреждений?

Федеральным законом от 30 июня 2004 года №61-ФЗ «О внесении изменения в статью 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» из компетенции государственных образовательных учреждений исключается возможность получения и использования банковского кредита, что соответствует нормам статьи 118 Бюджетного кодекса Российской Федерации. У негосударственных образовательных учреждений такая возможность по-прежнему остается.

ПЕНСИЯ

Могут ли в настоящее время пользоваться правом на досрочную трудовую пенсию по старости заведующие детскими дошкольными учреждениями?

Должности директора и заместителя директора учреждений, указанные в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, давали право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости до 1 ноября 1999 г. Об этом сказано в подпункте «в» пункта 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781.

После 1 ноября 1999 года работа в этих должностях не засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В Верховном суде Российской Федерации уже рассматривалось заявление о признании недействующим подпункта «а» пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781. Решением Верховного суда РФ от 21 мая 2003 года №ГКПИ 03-439 это заявление оставлено без удовлетворения.

Суд указал, что Правила сохранили работу в должности заведующего дошкольным образовательным учреждением, в частности детским садом, за период до 1 ноября 1999 г. для зачета в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. При подготовке оспариваемого нормативного правового акта учитывалось мнение Минобразования России о характере работы, выполняемой заведующим дошкольного образовательного учреждения, и должностные обязанности руководителя (заведующего) учреждением образования согласно Тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, не предусматривающие осуществление данными лицами педагогической деятельности.

Доводы заявителя по сути сводятся к целесообразности включения в Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, работы в должности директора (заведующего) дошкольного образовательного учреждения, что не относится к компетенции суда и не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат федеральному закону, изданы в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушают права граждан на пенсионное обеспечение, заявление не подлежит удовлетворению.

ОХРАНА ТРУДА

Недавно изменился порядок определения степени утраты профессиональной трудоспособности. Расскажите об этом подробнее.

В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 26 апреля 2004 года №61 «О внесении изменений во Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 года №56», изменяется порядок определения степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах. Устанавливается, что 60% утраты профессиональной трудоспособности пострадавшим с умеренными нарушениями функций организма устанавливается еще в двух следующих случаях: если пострадавший может выполнять работу с использованием профессиональных знаний, умений и навыков, но со снижением квалификации на четыре тарификационных разряда, а также если пострадавший может выполнять легкие неквалифицированные виды труда с использованием профессиональных знаний, умений и навыков.

Также устанавливается, что 40% утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в том случае, если пострадавший может выполнять работу с использованием профессиональных знаний, умений и навыков, но со снижением квалификации на два тарификационных разряда.

Постановление вступает в силу с 3 февраля 2004 года.

ТРУДОВАЯ КНИЖКА

Если трудовые книжки работников сгорели во время пожара в учреждении, каким образом можно их восстановить и подтвердить свой трудовой стаж?

Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 года №225 «О трудовых книжках» (с изменениями от 6 февраля 2004 г.) в пункте 34 определяет, что при массовой утрате работодателем трудовых книжек работников в результате чрезвычайных ситуаций (экологические и техногенные катастрофы, стихийные бедствия, массовые беспорядки и другие чрезвычайные обстоятельства) трудовой стаж этих работников устанавливается комиссией по установлению стажа, создаваемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В состав такой комиссии включаются представители работодателей, профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, а также других заинтересованных организаций.

Установление факта работы, сведений о профессии (должности) и периодах работы в данной организации осуществляется комиссией на основании документов, имеющихся у работника (справка, профсоюзный билет, учетная карточка члена профсоюза, расчетная книжка и т.п.), а в случае их отсутствия – на основании показаний двух и более свидетелей, знающих работника по совместной с ним деятельности в одной организации или в одной системе.

Если работник до поступления в данную организацию уже работал, комиссия принимает меры к получению документов, подтверждающих этот факт.

По результатам работы комиссии составляется акт, в котором указываются периоды работы, профессия (должность) и продолжительность трудового стажа работника.

Работодатель на основании акта комиссии выдает работнику дубликат трудовой книжки.

В случае если документы не сохранились, стаж работы, в том числе установленный на основании свидетельских показаний, может быть подтвержден в судебном порядке.

ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК

Какая запись должна быть внесена в трудовую книжку работника, не прошедшего испытательный срок, в случае его увольнения?

Пункт 4 статьи 77 Трудового кодекса РФ определяет, что основаниями прекращения трудового договора является расторжение трудового договора по инициативе работодателя (статья 81 Трудового кодекса РФ). Пункт 14 статьи 81 Трудового кодекса РФ устанавливает, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем в других случаях, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В указанном случае увольнение производится в соответствии со статьей 71 Трудового кодекса РФ. В трудовой книжке работника делается запись: «Уволен(а) в связи с неудовлетворительным результатом испытания, ст. 71 Трудового кодекса Российской Федерации».

Управление пенсионного фонда отказало мне в досрочном назначении трудовой пенсии, исключив из специального стажа периоды работы в педагогическом училище из-за того, что количество учащихся в возрасте до 18 лет составляло менее 50 процентов. Я работал руководителем физического воспитания только на дневном (очном) отделении техникума, где обучаются более 50% учащихся в возрасте 18 лет. Считаю, что для решения вопроса о назначении пенсии следует исходить только из количества учащихся дневного отделения техникума, поскольку на заочном я не преподавал.

В последнее время многие педагогические работники средних специальных учебных заведений сталкиваются с подобной проблемой. Такие дела уже были предметом рассмотрения судов. Интересно в этом плане решение Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики, оставленное без изменения судом кассационной инстанции и вступившее в законную силу.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Согласно постановлению Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» работа за период с 01 ноября 1999 года в должностях, указанных в списке и вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в общеобразовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.

Данными нормативными актами не предусмотрено определение процентного состава обучающихся раздельно по формам обучения (очная, заочная, вечерняя).

Вместе с тем ч.5 ст.43 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования.

Следовательно, вышеуказанные нормативные документы не учитывают особенности учебного процесса, в частности, наличие различных форм обучения, предусмотренных Конституцией РФ.

В настоящее время какого-либо нормативно-правового документа о порядке подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в части определения возрастного состава студентов техникума до 18 лет, обучающихся по различным формам обучения не принято.

Суд считает, что при наличии элементов неопределенности они могут быть преодолены путем систематического толкования с учетом того, что конституционные нормы и принципы, а также конституционно-значимые принципы гражданского законодательства должны преобладать в процессе толкования трудового права и права социального обеспечения.

Согласно ч.1 ст. 15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

В силу ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом.

Суд пришел к выводу, что в данном случае из-за наличия неопределенности и пробела в законодательстве, существенно нарушаются конституционные права истца на пенсионное обеспечение.

При таких обстоятельствах ответчик (Управление пенсионного фонда) при исчислении выслуги лет истцу необоснованно руководствовался только требованиями нормативных актов, которыми не предусмотрено определение процентного состава обучающихся раздельно по формам обучения (очная, заочная, вечерняя).

В соответствии с частью 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

Суд полагает, что в сложившейся ситуации ответчик при решении вопроса о назначении трудовой пенсии истцу должен был учитывать положения и других нормативных актов. В частности, из пункта 36 раздела 4 «Порядок установления должностных окладов руководящим и другим работникам средних специальных учебных заведений в зависимости от количества учащихся» Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников средних специальных учебных заведений, утвержденной приказом Министра высшего и среднего специального образования СССР №605 от 27 августа 1987 года, следует, что при установлении должностных окладов руководителям физического воспитания и военным руководителям средних специальных, учебных заведений учитывается общий контингент учащихся дневного отделения.

Исходя из положений данного нормативного акта, ответчик мог принять обоснованное решение о необходимости назначения истцу досрочной трудовой пенсии.

Таким образом, суд пришел к выводу, что решение Управления пенсионного фонда РФ ущемляет конституционные права истца, в связи с чем оно не может быть признано законным.

УВОЛЬНЕНИЕ

Приговором суда директор школы был осужден по части 3 статьи 160 Уголовного кодекса РФ – присвоение или растрата, совершенные лицом с использованием своего служебного положения. Ему назначено наказание в виде 2 лет лишения свободы условно. Однако в приговоре суда не указано о запрете заниматься педагогической деятельностью в образовательных учреждениях. На какую статью Трудового кодекса РФ следует делать ссылку в приказе об увольнении такого работника?

Пункт 2 статьи 53 Закона РФ «Об образовании» устанавливает, что к педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации и Уголовным кодексом РСФСР.

Часть 4 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации определяет, что тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы. Преступление, предусмотренное частью 3 статьи 160 Уголовного кодекса РФ, относится к категории тяжких преступлений, следовательно, работник, имеющий неснятую и непогашенную судимость не имеет права заниматься педагогической деятельностью.

Вступивший в законную силу приговор суда в отношении работника, совершившего хищение имущества, является основанием для его увольнения по подпункту «г» пункта 6 статьи 81 Трудового кодекса РФ в том случае, когда работник осужден к наказанию, не исключающему возможность продолжения данной работы. Если работник осужден к наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы, трудовой договор прекращается на основании пункта 4 статьи 83 Трудового кодекса РФ.

Возможность увольнения сотрудника по приговору суда прямо предусмотрена в Трудовом кодексе РФ в качестве основания для расторжения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Есть и такой пункт – «осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу» (п.4 ст.83 Трудового кодекса РФ).

В указанном случае увольнение может быть произведено по любому из следующих оснований:

• по пп. «г» п. 6 статьи 81 Трудового кодекса РФ – «совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий»;

• по п. 4 статьи 83 Трудового кодекса РФ – «осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу»;

• по п.8 ст. 81 Трудового кодекса РФ – «совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы».

Какие нормативные акты определяют компетенцию Федерального агентства по образованию?

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года №288 «О Федеральном агентстве по образованию» определяет, что Федеральное агентство по образованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов. Федеральное агентство находится в ведении Министерства образования и науки. Данный орган организует повышение квалификации и переподготовку научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования.

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 года №168 «Вопросы Федерального агентства по образованию» определяет вопросы компетенции этого органа.

Ведущий рубрики – Сергей ХМЕЛЬКОВ, главный специалист по правовым вопросам ЦК профсоюза

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте